Файл: Лабораторная работа 1 Выявление особенностей строения клеток разных тканей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа № 1

Выявление особенностей строения клеток разных тканей.

Цель: знакомство с особенностями строения, свойствами и функциями тканей.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Ход работы.

  1. Рассмотрите под микроскопом строение животной клетки.

  2. Рассмотрите готовые микропрепараты тканей.

Просмотр эпителиальной ткани почечных канальцев. Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Встречающиеся на препарате окружности и эллипсы — это поперечные разрезы канальцев, стенки которых состоят из эпителиальной ткани. Обратить внимание на то, что клетки образуют сплошной ряд. Крупные ядра говорят об интенсивном обмене, происходящем в клетках. На рисунках надо указать ядро, цитоплазму, клеточную мембрану. Наиболее удобный режим просмотра: окуляр 15, объектив 8, увеличение х 120.

Просмотр хрящевой ткани как пример соединительной.

Режим просмотра может быть оставлен тот же. На рисунке должны быть отражены капсулы, включающие несколько клеток (редко одну) и гомогенное вещество между ними.

Просмотр гладкой мышечной ткани.

Мышечная ткань состоит обычно из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами. Функций гладкой мышечной ткани имеет две особенности: она не подчиняется человеческой воле; работа гладких мышц регулируется как вегетативным отделом нервной системы, так и гормонами.

Просмотр поперечнополосатой мышечной ткани.

Поперечную исчерченность ткани создают сократительные нити, которые состоят из двух белков (актина и миозина), по-разному преломляющих свет. Их чередование и создает такую окраску. При мышечном сокращении происходит синтез этих белков, ведущих к укорочению сократительных нитей. При рассмотрении функций поперечнополосатой мышечной ткани следует заметить, что она регулируется только нервной системой (ее соматическим отделом) и может подчиняться нашей воле.

Просмотр нервной ткани.

Показать типичные нервные клетки можно на препаратах спинного мозга, мозжечка и других отделов мозга. Следует обратить внимание на их различную форму и подчеркнуть, что каждый нейрон имеет тело, в котором находятся ядро, цитоплазма и отростки. При этом один из отростков — аксон — имеется у любой нервной клетки. Он проводит нервные импульсы (сигналы нейрона) к другим клеткам и органам. Других отростков - дендритов — может быть много. Нервные импульсы способны передаваться только в пределах нейрона.


Оформление результатов:

1. Зарисуйте рассмотренные препараты тканей;

2. Заполните таблицу

Группа тканей

Виды тканей

Строение ткани

Местонахождение

Функции

































Cделайте вывод об особенностях строения тканей.

Лабораторная работа № 2

Самонаблюдение мигательного рефлекса

и условий его проявления и торможения.

Цель: знакомство со строением рефлекторной дуги мигательного рефлекса.

Ход работы.

  1. Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколь­ко раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится.

  2. Проанализируйте эти явления и укажите их возможные причи­ны. Выясните, какие процессы могли происходить в синапсах реф­лекторной дуги в первом и во втором случаях.

  1. Проверьте возможность с помощью волевого усилия затормо­зить мигательный рефлекс. Объясните, почему это удалось.

  2. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка. Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.

Оформление результатов:

используя рисунок 17, зарисуйте рефлекторную дугу мига­тельного рефлекса и укажите ее части.

Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.

Лабораторная работа № 3

Изучение строения головного мозга человека.

Цель: изучить строение головного мозга человека.

Оборудование: муляжи, разборные модели головного мозга человека, таблицы.

Ход работы:

1.Разделите модель головного мозга на 2 половинки.

а) Как располагается серое и белое вещество конечного мозга? ..............

б) Найдите мозолистое тело. Какую функцию оно выполняет? ……………….

2. Рассмотрите рисунок 1 «строение головного мозга». Сделайте подписи к

нему.



Рис 1

3. Рассмотрите полушария мозга сверху и сбоку. Найдите складки – ……………… и глубокие щели между ними – ………….. (………….; …………..; ……………;). Они разделяют полушария на …………….. (…………..; ……………; ……………; …………….). Рассмотрите рисунок 2 и сделайте подписи к нему.





Рис 2

4.В какой доле больших полушарий находятся зоны;

а) слуховая, обонятельная – …………….

б) зрительная – ………………..

в) кожно-мышечная сенсорная – ………………….

г) произвольных движений – ………………….

5. Вывод:

а) Почему повреждение продолговатого мозга небезопасно для жизни?

б) Каково значение мозжечка в организме человека?

в) Каково значение борозд и извилин в строении больших полушарий

головного мозга?

Лабораторная работа № 4

Микроскопическое строение кости.

Цель: Изучение микроскопического строения кости.

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы.

  1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или про­дольный срез вы рассматриваете?

  2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

  3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

  4. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочис­ленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует про­чности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? Почему корпус самолета делают из прочных дюралю­миниевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?

Оформление результатов:

зарисуйте продольный и поперечный срез микроскопического строения кости.

Сделайте вывод

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5

Выявление особенностей строения позвонков

Цель: познакомиться с особенностями строения позвоночника человека.

Оборудование: наборы позвонков человека

Ход работы:

  1. Рассмотрите на рисунке учебника позвоночный столб и его отделы.

  2. Сколько позвонков в каждом отделе?

  3. Рассмотрите позвонки из набора. Определите из каких они отделов. Возьмите один из позвонков и сориентируйте его так, как он расположен в теле.



Рисунок 1 – Строение типичного позвонка




Рисунок 2 – Строение атланта



Рисунок 3 – Строение дорсальной поверхности крестца

  1. Пользуясь рисунком учебника, найдите тела позвонков, дугу, позвоночное отверстие, задний и передний отростки, место соединения с вышележащим позвонком.

  2. Сложите несколько позвонков и понаблюдайте, как из них складывается позвоночник и позвоночный канал.

  3. Что общего у всех позвонков и чем они отличаются?

  4. По результатам наблюдений заполните таблицу:

Строение позвоночника.

Отделы позвоночника

Количество позвонков

Особенности строения










Лабораторная работа №6

Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия

Цель: научиться выявлять нарушение осанки и формы стопы.

Оборудование: сантиметровая лента

Ход работы.

Опыт №1

1.Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние

между самыми отдаленными точками левого и правого плеча со стороны

А) груди,

Б) спины.

2.Первый результат разделите на второй.

3.Оформите в виде таблицы.

Расстояние между левым и правым плечом со стороны

А/Б

груди (А)

спины (Б)

4.Оцените результаты.

Если получается число, близкое к единице или больше, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении

осанки.

Опыт№2.

Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь- осанка нормальная.

Вывод: Есть ли у вас нарушение осанки? Если есть, предположите, каковы причины?

Опыт №3 «Выявление плоскостопия»

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, простой карандаш.

  • Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца.

  • Соедините две найденные точки прямой линией.

  • Оцените свои результаты. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет.


Вывод: Есть ли у вас плоскостопие?

Если есть, предположите, каковы его причины?

Предложите 3-4 упражнения, предупреждающих плоскостопие.

Лабораторная работа № 7

Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки.

Цель: знакомство с особенностями строения крови лягушки и человека.

Оборудование: готовый микропрепарат «Крови лягушки», временный микропрепарат крови человека, микроскоп.

Ход работы.

  1. Рассмотрите микропрепарат «Кровь лягушки».

  2. Найдите эритроциты, обратите внимание на их размеры и форму.

  3. Рассмотрите микропрепарат крови человека.

  4. Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму.

Оформление результатов:

Сравните эритроциты лягушки и человека, результаты занесите в таблицу.

Эритроцит

Диаметр клетки, мкм

Форма клетки

Наличие ядра

Окраска цитоплазмы

Человека













Лягушки













Дополнительная информация: общая площадь всех эритроцитов человека 3700 м2, т. е 1/3 гектара; если все эритроциты одного человека можно было уложить в ряд, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору; диаметр - 7-8мкм.

Эритроциты лягушки в 3 раза крупнее – длина – 23 мкм, ширина – 16 мкм; но их в 1 мм3 в 13 раз меньше – 400 тысяч.

Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?

Лабораторная работа № 8

"Подсчет пульса в разных условиях.

Измерение артериального давления"

Цель работы: Отработать навык подсчета пульса и измерения артериального давления. Определить зависимость скорости кровотока, частоты сердечных сокращений от физической нагрузки. Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Материалы и оборудование

  1. Секундомер.

  2. Тонометр.

  3. Сантиметровая линейка.

Ход работы.

Пульс – это ритмичные колебания стенки артериальных сосудов, вызываемые повышением давления в период систолы.

В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод, который заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2, 3 и 4 пальцы накладываются несколько выше лучезапястного сустава, артерия прижимается к кости. После высокой нагрузки более точно можно подсчитать частоту сердцебиений, положив руку на область сердца.