Файл: Лабораторная работа 1 Выявление особенностей строения клеток разных тканей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторная работа № 1
Выявление особенностей строения клеток разных тканей.
Цель: знакомство с особенностями строения, свойствами и функциями тканей.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Ход работы.
-
Рассмотрите под микроскопом строение животной клетки. -
Рассмотрите готовые микропрепараты тканей.
Просмотр эпителиальной ткани почечных канальцев. Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Встречающиеся на препарате окружности и эллипсы — это поперечные разрезы канальцев, стенки которых состоят из эпителиальной ткани. Обратить внимание на то, что клетки образуют сплошной ряд. Крупные ядра говорят об интенсивном обмене, происходящем в клетках. На рисунках надо указать ядро, цитоплазму, клеточную мембрану. Наиболее удобный режим просмотра: окуляр 15, объектив 8, увеличение х 120.
Просмотр хрящевой ткани как пример соединительной.
Режим просмотра может быть оставлен тот же. На рисунке должны быть отражены капсулы, включающие несколько клеток (редко одну) и гомогенное вещество между ними.
Просмотр гладкой мышечной ткани.
Мышечная ткань состоит обычно из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами. Функций гладкой мышечной ткани имеет две особенности: она не подчиняется человеческой воле; работа гладких мышц регулируется как вегетативным отделом нервной системы, так и гормонами.
Просмотр поперечнополосатой мышечной ткани.
Поперечную исчерченность ткани создают сократительные нити, которые состоят из двух белков (актина и миозина), по-разному преломляющих свет. Их чередование и создает такую окраску. При мышечном сокращении происходит синтез этих белков, ведущих к укорочению сократительных нитей. При рассмотрении функций поперечнополосатой мышечной ткани следует заметить, что она регулируется только нервной системой (ее соматическим отделом) и может подчиняться нашей воле.
Просмотр нервной ткани.
Показать типичные нервные клетки можно на препаратах спинного мозга, мозжечка и других отделов мозга. Следует обратить внимание на их различную форму и подчеркнуть, что каждый нейрон имеет тело, в котором находятся ядро, цитоплазма и отростки. При этом один из отростков — аксон — имеется у любой нервной клетки. Он проводит нервные импульсы (сигналы нейрона) к другим клеткам и органам. Других отростков - дендритов — может быть много. Нервные импульсы способны передаваться только в пределах нейрона.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте рассмотренные препараты тканей;
2. Заполните таблицу
Группа тканей | Виды тканей | Строение ткани | Местонахождение | Функции |
| | | | |
| | | | |
Cделайте вывод об особенностях строения тканей.
Лабораторная работа № 2
Самонаблюдение мигательного рефлекса
и условий его проявления и торможения.
Цель: знакомство со строением рефлекторной дуги мигательного рефлекса.
Ход работы.
-
Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. -
Проанализируйте эти явления и укажите их возможные причины. Выясните, какие процессы могли происходить в синапсах рефлекторной дуги в первом и во втором случаях.
-
Проверьте возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Объясните, почему это удалось. -
Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка. Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.
Оформление результатов:
используя рисунок 17, зарисуйте рефлекторную дугу мигательного рефлекса и укажите ее части.
Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.
Лабораторная работа № 3
Изучение строения головного мозга человека.
Цель: изучить строение головного мозга человека.
Оборудование: муляжи, разборные модели головного мозга человека, таблицы.
Ход работы:
1.Разделите модель головного мозга на 2 половинки.
а) Как располагается серое и белое вещество конечного мозга? ..............
б) Найдите мозолистое тело. Какую функцию оно выполняет? ……………….
2. Рассмотрите рисунок 1 «строение головного мозга». Сделайте подписи к
нему.
Рис 1
3. Рассмотрите полушария мозга сверху и сбоку. Найдите складки – ……………… и глубокие щели между ними – ………….. (………….; …………..; ……………;). Они разделяют полушария на …………….. (…………..; ……………; ……………; …………….). Рассмотрите рисунок 2 и сделайте подписи к нему.
Рис 2
4.В какой доле больших полушарий находятся зоны;
а) слуховая, обонятельная – …………….
б) зрительная – ………………..
в) кожно-мышечная сенсорная – ………………….
г) произвольных движений – ………………….
5. Вывод:
а) Почему повреждение продолговатого мозга небезопасно для жизни?
б) Каково значение мозжечка в организме человека?
в) Каково значение борозд и извилин в строении больших полушарий
головного мозга?
Лабораторная работа № 4
Микроскопическое строение кости.
Цель: Изучение микроскопического строения кости.
Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».
Ход работы.
-
Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или продольный срез вы рассматриваете? -
Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала. -
Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями. -
Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?
Оформление результатов:
зарисуйте продольный и поперечный срез микроскопического строения кости.
Сделайте вывод
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Выявление особенностей строения позвонков
Цель: познакомиться с особенностями строения позвоночника человека.
Оборудование: наборы позвонков человека
Ход работы:
-
Рассмотрите на рисунке учебника позвоночный столб и его отделы. -
Сколько позвонков в каждом отделе? -
Рассмотрите позвонки из набора. Определите из каких они отделов. Возьмите один из позвонков и сориентируйте его так, как он расположен в теле.
Рисунок 1 – Строение типичного позвонка
Рисунок 2 – Строение атланта
Рисунок 3 – Строение дорсальной поверхности крестца
-
Пользуясь рисунком учебника, найдите тела позвонков, дугу, позвоночное отверстие, задний и передний отростки, место соединения с вышележащим позвонком. -
Сложите несколько позвонков и понаблюдайте, как из них складывается позвоночник и позвоночный канал. -
Что общего у всех позвонков и чем они отличаются? -
По результатам наблюдений заполните таблицу:
Строение позвоночника.
Отделы позвоночника | Количество позвонков | Особенности строения |
| | |
Лабораторная работа №6
Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия
Цель: научиться выявлять нарушение осанки и формы стопы.
Оборудование: сантиметровая лента
Ход работы.
Опыт №1
1.Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние
между самыми отдаленными точками левого и правого плеча со стороны
А) груди,
Б) спины.
2.Первый результат разделите на второй.
3.Оформите в виде таблицы.
Расстояние между левым и правым плечом со стороны | А/Б | |
груди (А) | спины (Б) |
4.Оцените результаты.
Если получается число, близкое к единице или больше, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении
осанки.
Опыт№2.
Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь- осанка нормальная.
Вывод: Есть ли у вас нарушение осанки? Если есть, предположите, каковы причины?
Опыт №3 «Выявление плоскостопия»
Оборудование: таз с водой, лист бумаги, простой карандаш.
-
Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. -
Соедините две найденные точки прямой линией. -
Оцените свои результаты. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет.
Вывод: Есть ли у вас плоскостопие?
Если есть, предположите, каковы его причины?
Предложите 3-4 упражнения, предупреждающих плоскостопие.
Лабораторная работа № 7
Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки.
Цель: знакомство с особенностями строения крови лягушки и человека.
Оборудование: готовый микропрепарат «Крови лягушки», временный микропрепарат крови человека, микроскоп.
Ход работы.
-
Рассмотрите микропрепарат «Кровь лягушки». -
Найдите эритроциты, обратите внимание на их размеры и форму. -
Рассмотрите микропрепарат крови человека. -
Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму.
Оформление результатов:
Сравните эритроциты лягушки и человека, результаты занесите в таблицу.
Эритроцит | Диаметр клетки, мкм | Форма клетки | Наличие ядра | Окраска цитоплазмы |
Человека | | | | |
Лягушки | | | | |
Дополнительная информация: общая площадь всех эритроцитов человека 3700 м2, т. е 1/3 гектара; если все эритроциты одного человека можно было уложить в ряд, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору; диаметр - 7-8мкм.
Эритроциты лягушки в 3 раза крупнее – длина – 23 мкм, ширина – 16 мкм; но их в 1 мм3 в 13 раз меньше – 400 тысяч.
Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?
Лабораторная работа № 8
"Подсчет пульса в разных условиях.
Измерение артериального давления"
Цель работы: Отработать навык подсчета пульса и измерения артериального давления. Определить зависимость скорости кровотока, частоты сердечных сокращений от физической нагрузки. Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.
Материалы и оборудование
-
Секундомер. -
Тонометр. -
Сантиметровая линейка.
Ход работы.
Пульс – это ритмичные колебания стенки артериальных сосудов, вызываемые повышением давления в период систолы.
В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод, который заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2, 3 и 4 пальцы накладываются несколько выше лучезапястного сустава, артерия прижимается к кости. После высокой нагрузки более точно можно подсчитать частоту сердцебиений, положив руку на область сердца.