Файл: Особенности инвестиционного анализа инновационных проектов (Сущность и основные характеристики инновационного проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования в курсовой работе обусловлена тем, что инновации выполняют особую функцию в системе воспроизводства - функцию порождения изменений, что позволяет оценить их как источник саморазвития и самоорганизации предпринимательских систем и как важнейший внутренний процесс и структурообразующий элемент. Инновации, составляя основу преобразований в социально-экономических системах, воздействуют на структуру, определяют темпы и масштабы экономических процессов и сопутствующих им структурных изменений.

Инновации определяют будущее развитие компании и предполагают подчас довольно значительные изменения в производстве, маркетинге, управлении фирмы. Компании подходят к инновациям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы, осваивая новые методы достижения конкурентоспособности или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В своём большинстве они оказываются достаточно простыми и некардинальными, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. Особое значение на современном этапе развития инновационной деятельности является процесс инвестирования инновационных проектов.

Объектом исследования является инвестирование инновационных проектов.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе инвестирования инновационных проектов.

Цель работы заключается в исследовании особенностей инвестирования инновационных проектов, а также разработке методических и практических рекомендаций по управлению инвестированием инновационных проектов.

Задачами работы являются: раскрыть сущность инновационного проектирования; рассмотреть инновационную деятельность как объект инвестирования; рассмотреть практический пример инвестирования инновационного проекта и оценить его эффективность.

Теоретическую основу работы составляют зарубежные и российские исследования в области инвестиционного и инновационного менеджмента, теории корпоративных финансов, экономического анализа, стратегического управления, оценки бизнеса; федеральное и региональное законодательство, касающееся инвестиционной и инновационной деятельности.


В процессе работы применялись приемы системного исследования, абстрактно-логического, сравнительного и экономического анализа.

инвестирование инновационные проекты

I. Теоретическая часть

1.1 Сущность и основные характеристики инновационного проекта

Инновационный проект - частная форма организации и управления инновационным процессом (инновационной деятельностью), результатом которой служит конкретная инновация (инновационный продукт).

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Реализация инновационного проекта - процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

Цель инновационного проекта - создание новой или изменение существующей системы - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Разработка инновационного проекта включает в себя две основные стадии:

1. Прединвестиционная. Поиск и обоснование жизнеспособности инновационной идеи. Научные и маркетинговые исследования и разработка технико-экономического обоснования.

2. Инвестиционная. Вложение денег и материальное воплощение проекта.

Поскольку выведение на рынок инновационных продуктов, как правило, требует инвестирования, необходимо обосновать целесообразность вложения денег и возможность получения прибыли от инновации. Важная задача исследовательской части проекта - доказать, что идея не только является инновационной, но и будет принята рынком.

Разработка инновационного проекта начинается с поиска идеи.

Поиск идеи для инновационного проекта может производиться: - на основе последних научных разработок и исследований, - анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов потребителей).


Поиск идеи для инновационного проекта - творческая задача, часто для этих целей используется ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Жизнеспособность идеи зависит от множества факторов:

- уникальность проекта, наличие конкурентов и похожих проектов;

- наличие научных разработок и исследований по данному проекту;

- наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте;

- наличие потребности в продукте, портрет потребителя, объем рынка;

- соотношение затрат на реализацию проекта и коммерческого эффекта;

- наличие исходного капитала или возможности приобретения займа/кредита;

- масштабность проекта, сроки исполнения и окупаемости, необходимость дополнительных вложений;

- маркетинговая стратегия, варианты позиционирования продукта;

- уровень профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта;

- юридическая защищенность проекта - соответствие законодательству, необходимость получения сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения поддержки со стороны государства (субсидий, льгот).

В результате анализа всех указанных факторов делается предварительное решение об инвестировании. После этого начинается разработка документации - научные изыскания и технико-экономическое обоснование, их согласование и утверждение.

Логическим завершением первой фазы является принятие решения о целесообразности исполнения инновационного проекта и инвестирования.

Вторая фаза - реализация, материальное воплощение инновационного проекта. Мониторинг показателей, разрешение конфликтов и корректировка проекта.

Каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы:

1) Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;

2) Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях;

3) Продукт, его характеристика;

4) Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция;

5) Стратегия маркетинга инновационного продукта;

6) Организация производственного процесса;

7) Организация управления;

8) Риски и их страхование;

9) Стратегия финансирования.3

Инновационные проекты могут классифицироваться в зависимости от области применения на: исследовательские; научно-технические; организационные.

По уровню решения инновационные проекты подразделяются на:

федеральные; региональные; принимаемые на уровне предприятия, организации.


По типу инновации подразделяются на: новый товар; новая услуга; новый метод производства; новый метод управления; новый рынок; новый источник сырья.4

По отношению к уже имеющимся системам - подрывные инновационные проекты, предлагающие совершенно новую систему, предполагающие отказ от существующих моделей, имеющие целью завоевания существующих или абсолютно новых рынков - поддерживающие инновационные проекты, целью которых служит усовершенствование существующих систем, повышение их качества

Инновационные проекты также бывают по степени завершенности - конечные и промежуточные, по времени исполнения также долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

Особенности инновационного проектирования заключаются в следующем:

1. Каждый инновационный проект должен пройти цикл "наука-производство-потребление". Идея инновационного проекта должна иметь основу в форме научных и маркетинговых исследований, как и производство, должно подстраиваться под потребителя и опираться на научные разработки.

2 Сложность прогнозирования результатов и как итог - повышенные риски. Появление нового всегда связано с высоким риском непринятия обществом. Консерватизм в этом плане присущ не только большей части общества, но и большинству российских объектов производства, не способных воспринять инновации даже технически. Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований колеблется от 5 до 95%.

3. Разработка и внедрение инновационного проекта - творческая и уникальная задача. Поэтому многое зависит от энтузиазма и личной заинтересованности исполнителей. Анализ причин неудач инновационных проектов на западе показал, что частой причиной этих неудач является управление проектом обычными наемными менеджерами, имевших единственную мотивацию в виде денег.

4. Организация работы участников проекта. Наличие свободной воли и высокой мотивации участников проекта делает привычную организацию труда и создание трудовой дисциплины нецелесообразной. Поэтому необходим адекватный подход к выбору руководителями стиля управления.

5. Отсутствие привычных стандартов для инновационного проекта. Даже самая четкая концепция проекта может претерпеть серьезные изменения в процессе разработки.

Таким образом, инновационное проектирование является сложным комплексным процессом, требующим тщательной подготовки и инвестирования.


1.2 Направления инвестирования и особенности инвестирования 

инновационных проектов

Зарубежный опыт свидетельствует, что одним из наиболее эффективных вариантов решения проблемы инвестиций в инновации является развитие венчурного инвестирования, позволяющего обеспечить адаптацию национальной экономики к общемировым тенденциям инновационного развития за счет качественного управления коммерциализацией перспективных нововведений. Детальный анализ состояния венчурной инвестиционной деятельности в РФ показал, что венчурное инвестирование динамично развивается, а его структура свидетельствует о том, что эти вложения постепенно начинают выполнять свою основную функцию - способствовать развитию реального сектора экономики в новых, высокотехнологичных отраслях. В процессе данного исследования уточнены и систематизированы факторы развития российского рынка венчурных инвестиций, которые показывают, что на современном этапе отраслевые, масштабные и территориальные предпочтения венчурных инвесторов по инновационным проектам в РФ существенно отличаются от аналогичных в США и Западной Европе. Региональные венчурные фонды с участием как отечественного, так и иностранного капитала с момента начала своей инвестиционной деятельности в РФ не стремятся вкладывать средства в высокотехнологичные проекты, придерживаясь стратегии минимизации рисков. Зарубежные венчурные фонды предпочитают вкладывать средства лишь в компании, работающие на устойчивых рынках с низкой эластичностью цен, и где деловой цикл не приводит к исчезновению потребительского спроса во времена спада. Проведенный в исследовании анализ показал, что одной из основных задач поддержки венчурного предпринимательства являются поиск «точек соприкосновения» интересов двух ключевых фигур процесса венчурного инвестирования и разработка на их основе мер по эффективному управлению инвестиционными потоками, направленных на достижение согласованных целей.

Исследование механизмов взаимодействия инноватора и инвестора в процессе венчурного инвестирования позволяет утверждать, что, несмотря на разные подходы к процедуре коммерциализации новшества, существуют точки соприкосновения, цели и стратегические задачи, удовлетворяющие интересам обеих сторон. Такие задачи, как сокращение издержек, рациональное использование мощностей предприятия, привлекаемых инвестиций, нахождение инновационным товаром собственной рыночной ниши, удовлетворяют обоюдным интересам.