Файл: Особенности налогообложения РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство владеет достаточно большим количеством экономических механизмов, с помощью которых оказывает свое влияние на рыночную экономику. Одним из наиболее важных являются налоги. В рамках рыночной экономики любая страна широко применяет налоговую политику в роли определенного механизма влияния на отрицательные явления рынка. Налоги, как и вся система налогообложения, считаются сильнейшим инструментом управления экономикой в условиях рынка. С их помощью регулируется внешняя экономическая деятельность, формируется прибыль и доход предприятий, а также привлекаются иностранные инвестиции.

Налоговая система является важнейшей частью структуры экономики с момента возникновения государства. На различных этапах своего функционирования перед государством стоит ряд задач -экономических, политических, социальных и т.д., для осуществления которых необходимы финансовые ресурсы. Именно налоги являются одним из главных источников финансирования различных сфер деятельности, что позволяет государству осуществлять свои функции в полном объёме. Следовательно, эффективность работы государства напрямую зависит от правильного построения системы налогообложения, а также системы налоговых органов.

Объект исследования - налоговая система.

Предмет исследования – особенности налогообложения РФ.

Целью данной работы является исследование налоговой системы РФ, ее элементов и современных тенденций развития в контексте экономической стабилизации.

Задачи:

В данной работе были использованы следующие работы в области исследования налоговой системы: Евстафьева, А.Х., Зеленская С. Г., Куцегреева Л. В., Лосева О. В., Макейкина С.М., Кудряшова М.Ю., Красникова А.В., Маслова И. Н., Савина О. Н., Строкова А. А., Ускова Т. В., Хрусталева А. А. и др.

Теоретической и методологической основой данной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие теоретические аспекты налогообложения в Российской Федерации.

Информационную базу курсовой работы составили федеральные законы о бюджете, заключения Счетной палаты об исполнении бюджета, а так же нормативно-правовые источники, регулирующие осуществление налогообложение в России.

При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный, метод описания и изложения.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.


1. Теоретические аспекты налогообложения в Российской Федерации

1.1. История развития налоговой системы в РФ

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджета. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастала роль денежных налогов в формировании государственной казны.

В конце XVII — начале XVIII веков налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства[1].

В этот период формируются первые налоговые системы, включающие в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, которые взимались, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный налог и подоходный.

В XIX веке финансовая наука продолжала свое развитие.

Современный этап развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием все его проблем.

Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками[2].

В XXI веке налоговая стратегия значительно поменялась. Фискальная функция сменилась на регулирующую. Произошел большой рывок в развитии страны.

Основы современной российской налоговой системы и системы налогового законодательства закладывались в октябре - декабре 1991 года.

27 декабря 1991 года был принят Закон РФ от № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Все новые налоги начинали действовать с 1 января 1992 года. Помимо этого, в 1992 года было учреждено Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе РСФСР, которое было преобразовано через год в автономный правоохранительный орган в области налогообложения - Федеральную службу налоговой полиции РФ[3].


В 1998 году было осуществлено принятие первой части Налогового кодекса РФ, в 2000 году - некоторых глав второй части.

В настоящее время российское налоговое законодательство и процесс его кодификации совершенствуются: осуществляется принятие новых глав части второй Налоговый Кодекс РФ, заменяющих законы 1991 года о надлежащих налогах[4].

На наш взгляд, в современных условиях особенное значение имеет результативность налоговой системы, которая способна обеспечивать бюджет доходными источниками и выполнять все возложенные на себя публично-правовыми образованиями обязательства по расходам.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоги являются основополагающим звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, и они возникли не в одночасье, а постепенными темпами и развивались вместе с государством.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства.

1.2. Значение и роль налогообложения в рыночной экономике

Возникновение такого механизма как налогообложение происходит с формированием первых государств. Теория и практика налогообложения развивалась с теорией государства и практикой его функционирования. Налоги выступают основным финансовым инструментом экономической политики, а также рычагом регулирующей политики государства[5].

С их помощью, в результате распределения денежных средств при планировании бюджета государства, производится поддержание и развитие одних отраслей экономики и сдерживание других, в зависимости от целей государственной политики.

Принципы, выделенные основоположниками теории налогообложения, актуальны и по сей день. А именно к ним относятся экономические (равное налоговое бремя, всеобщность налогообложения, экономическая обоснованность, недопущение дискриминации налогоплательщика), организационные (единство системы налогов, налоговой политики, разграничение полномочий в области налогообложения) и юридические (приоритет норм законодательства о налогах и сборах, отрицание обратной силы закона о налогах, ясность законодательства о налогах и сборах, приоритет международных норм)[6].


Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

Посредством реализации фискальной функции обеспечивается финансирование государственных расходов.

Социальная функция заключается в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Налоги также выполняют регулирующую функцию, а именно государственное регулирование экономики.

Можно выделять большое число классификаций налогов по различным признакам. Осуществление группировки происходит в зависимости от цели анализа. Пример классификации налогов представлен на рисунке 1.1.

Классификация налогов

способ уплаты

механизм формирования

прямые

денежные

косвенные

натуральные

время действия

уровень компетенции

государственные

обыкновенные

местные

чрезвычайные

Рис. 1.1. Классификация налогов[7]

В налоговой сфере употребляется определенная специфическая терминология, особое значение в которой имеют так называемые элементы (основные характеристики) налога. Налог считается установленным только в том случае, когда определены все его элементы. Эти элементы представлены на рисунке 1.2.

Объект налога

полное или частичное освобождение плательщика от налога

величина налога с единицы объекта налога

имущество или доход, подлежащие обложению

налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо

Субъект налога

Элементы налога

Ставка налога

Налоговая льгота

Рис. 1.2. Элементы налога[8]

Доходная часть бюджета, а также уровень налоговой нагрузки находятся в прямой зависимости от проводимой налоговой политики в государстве. Являясь составной частью экономической политики, налоговая политика тесным образом связана с бюджетной и социальной, а также с финансовой и денежно-кредитной политикой государства[9].

Объем свободных наличных денежных средств определяет уровень платежеспособного спроса и количество представленных на рынке товаров и услуг.

Для достижения целей в области налоговой политики государство использует такие инструменты как перечень действующих налогов, установление всех элементов налогов действующей налоговой системы, формирования и эксплуатации системы налогового администрирования.


Выделяют следующие цели налоговой политики:

- экономические;

- социальные;

- фискальные;

- международные.

Налоговая политика может иметь либо стратегический, либо тактический характер. Определяется она в зависимости от длительности периода реализации и определенных целей. В первом случае – это налоговая стратегия (разработка концепции и тенденций развития налоговой системы), во втором – налоговая тактика (достижение целей конкретного этапа развития экономики)[10].

Изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот – основные методы осуществления налоговой политики[11].

Влияние налогов на экономику происходит опосредованно, поскольку осуществляется через участие государства в распределении внутреннего валового продукта. Регулирование налогов является одним из эффективных методов в борьбе с экономическими циклами, а также в повышении инвестиционной привлекательности каких-либо отраслей экономики.

На сегодняшний день разработано множество различных форм налогов, отличающиеся по формам взимания, объектам обложения, источникам уплаты и т.д. Такое разнообразие налогов позволяет охватывать различные виды доходов плательщиков налога, снижать отрицательное воздействие налогового бремени.

1.3. Понятие и структура налоговой системы

В настоящее время общепринятого определения налоговой системы не существует. Отечественные исследователи дают разную трактовку данному понятию в зависимости от того, к какому научному направлению относится тот или иной автор. Поэтому мы рассмотрим несколько подходов к определению термина «налоговая система» и попытаемся выделить наиболее подходящее для Российской Федерации на современном этапе. Это представляется очень важным, потому что никакая грамотная и эффективная налоговая политика невозможна без чёткого понимания сущности налоговой системы. Рассмотрим различные подходы авторов к понятию налоговой системы (см. таблицу 1.1.).

Таблица 1.1. - Основные подходы к определению понятия «налоговая система»

Автор

Определение

Алиев Б. Х., Сулейманов М. М.

Налоговая система - совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения[12].

Куцегреева Л. В.

Налоговая система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения[13].

Евстафьева А.Х.

Налоговая система - это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости, и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное использование[14].

Хрусталева А. А.

Налоговая система - совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер[15].