Файл: Основные идеи исследователей по речевому развитию детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные идеи исследователей по речевому развитию детей дошкольного возраста




п/п

Исследователь

Труд

Основные положения учения

Вклад в отечественную педагогическую теорию и методику развития речи

1.

К.Д. Ушинский

Великий русский педагог, один из основоположников педагогической науки и народной школы в России.
Основные работы: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Детский мир»

Основным положением К.Д. Ушинского было: «Учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, а не каких-нибудь, не идущих к делу прикрас».

Отсюда его основное требование: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду».

Вклад К.Д.Ушинского в методику речевого развития дошкольников также состоит в том, что он изменил содержание и методы начального обучения родному языку, разработал обоснованный аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Он доказал необходимость подготовительного образования перед школой, накопления знаний детей об окружающих их предметах, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления.

2.

Е.И. Тихеева


Российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Сестра Л. И. Чулицкой. Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов

Основными трудами Е.И. Тихеевой являются результаты исследований в области дошкольного воспитания, методики речевого развития:

«Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена»;

«Развитие речи дошкольника»;

«Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)»;

Русская грамота (букварь)

Главные положения методики: Детский сад, по определению автора, не заменяет семейного воспитания, но оказывает большую помощь родителям. В рамках детсадовского образования ребенок развивается во всех направлениях: эстетическое, умственное, физическое, нравственное. Что важно, осуществляться обучение должно в соответствии с особенностями ребенка (психофизиологическими, личностными, социальными). Кроме того, системно и последовательно.

Детский сад обязан предоставить ребенку условия для всестороннего развития, усвоения социальных ролей, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становлению идентичности. Без знаний педагогики, психологии, физиологии — это трудно осуществлять, потому семейное воспитание иногда допускает пробелы.

Соблюдение всех принципов дидактики: последовательность, систематичность, учет возрастных особенностей.

Развитие речи детей необходимо осуществлять в единстве с другими видами деятельности. Оно особенно тесно связано с умственным и психическим развитием ребенка.

Развитие речи детей осуществляется в процессе духовного и словесного общения со взрослыми и сверстниками. Главный фактор, определяющий успех развития – речевое окружение.

«Роль речи в умственном развитии ребенка, единство сенсорного и лингвистического воспитания» Обучение родному языку – одна из основных задач детского сада.

Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка. Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей. Большое значение Тихеева придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда детей, чёткого распорядка и режима трудового обучения детей. На основе педагогической системы итальянского педагога М. Монтессори и её методики сенсорного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы на её основе для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Ею также разрабатывалась методика развития речи и мышления детей, которая основывалась на систематических занятиях с использованием живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства. Важнейшую роль Тихеева отводила речевым образцам, и в первую очередь — речи воспитательницы детей. Елизавета Ивановна Тихеева не была сторонница обучения в дошкольном возрасте иностранным языкам, отдавая предпочтение совершенствованию детей в родном языке.

3.

Е.А. Флерина

Педагог, специалист по дошкольному воспитанию, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН РСФСР.
Является автором первых учебных программ по курсам «Методика развития речи» и «Выразительное чтение» для педучилищ и вузов и учебных пособий к ним. Под общей редакцией Е.А. Флериной в 1946 году вышел первый учебник «Дошкольная педагогика» для вузов, где ею были написаны главы «Развитие речи» и «Эстетическое воспитание».

Особое место в научно-исследовательской деятельности Е.А. Флёриной занимала проблема развития речи детей. В качестве ведущей идеи она выдвинула положение о взаимосвязи развития, воспитания и обучения, что нашло отражение в работахпосвященных общим вопросам эстетического воспитания, изобразительного творчества, использованию художественного слова, развитию речи детей в условиях дошкольного учреждения

Е.А. Флерина усовершенствовала методику речевого развития через преобразование живого слова в детском саду как дисциплины, изучаемой в педагогических училищах и вузах. Включение живого слова в методику развития речи в детском саду стало возможным благодаря Флериной и ее влиянию на авторов учебных дисциплин средних и высших учебных заведений.

Она создала учебные программы, дидактические пособия по курсу методики развития речи дошкольников.

4.

А.П. Усова

Советский учёный в области педагогики, специалист по дошкольному воспитанию, основоположник современной дидактики детского сада, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР

А. П. Усовой исследованы основные проблемы детского сада: игра, обучение, сенсорное воспитание, народное творчество, организация педагогического процесса. Её научные труды широко известны в нашей стране и за рубежом. Среди них - «Обязательное занятия в детском саду», «Обучение в детском салу», «Игра и организация жизни детей», «Русское народное творчество в детском саду» и др.

В ее педагогике основное внимание обращалось на развитие умственных и психофизических способностей ребенка. А.П. Усова ставила перед дошкольным воспитанием особую задачу; придать дошкольному обучению развивающий характер. Поскольку, согласно диалектико-материалистической гносеологии и психологии, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, особое значение на ранних ступенях умственного развития приобретает сенсорное воспитание, формирование процессов слуха, осязания, зрения

Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению. Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР.

Разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму – более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения

5.

А.Н. Гвоздев

Советский лингвист, доктор филологических наук, член-корреспондент АПН РСФСР
Основные работы А.Н. Гвоздева посвящены фонетике, фонологии, стилистике, графике, орфографии, морфонологии, диалектологии, детской речи. Этим проблемам посвящены монографии:

«О фонологических средствах русского языка», «Основы русской орфографии», «Об основах русского правописания: В защиту морфологического принципа русской орфографиивился одним из первопроходцев в области изучения онтогенеза языка (то есть усвоения родного языка ребёнком) и таким образом предшественником современной онтолингвистики.

Основными источниками исследования являются:
1.научные труды А.Н. Гвоздева, изданные при жизни и после смерти;
2.работы, посвященные анализу научного 3.творчества и общественной деятельности А.Н. Гвоздева;
Научная новизна и теоретическая значимость работы:
1.рассмотрены взгляды А.Н. Гвоздева на развитие речи дошкольников;
2.определены возможности использования педагогических идей А.Н. Гвоздева по проблеме развития речи дошкольников, не утративших своей актуальности для решения сегодняшних проблем педагогики;
Проведенное исследование свидетельствует о значительном вкладе ученого в разработку проблем дошкольной педагогики и психологии

6.

Ф. А. Сохин

Советский учёный, психолог и лингвист, кандидат педагогических наук. Специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве, создатель концепции лингвистического развития ребёнка; автор многих научных работ, включая монографии и учебные пособия

«Развитие речи детей дошкольного возраста» (1978, 1980, 1984 гг.);

«Умственное воспитание детей дошкольного возраста» (1984г.);

«Методика обучения русскому языку в национальном детском саду» (1985 г.).

В исследованиях психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников Сохин выделил три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.

Сохин вошел в психологию детской речи как создатель концепции, в которой центральной является идея о необходимости не только речевого, но и лингвистического развития ребенка.

Эти теоретические положения стали основополагающими для целого ряда последовавших диссертационных раб

7.

О.С. Ушакова

Доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, автор более 450 научных работ и книг по развитию речи у дошкольников




О.С. Ушакова является одним из ведущих специалистов в области речевого развития дошкольников. Ею разработана система обучения родному языку детей от 3-х до 7-ми лет, на базе которой создана авторская "Программа развития речи детей в дошкольном возрасте в детском саду"