Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 984
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Юридический факультет
Курсовая работа
по дисциплине «Трудовое право»
на тему «Понятие и виды трудовых споров»
Выполнил а
Ходжаева Юлия
2021 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1. Понятие и сущность трудового спора
1.1 Понятие трудового спора………………………………..…………..5
1.2 Классификация трудовых споров……………………………….…..9
Глава 2. Виды трудовых споров
2.1 Индивидуальные трудовые споры…………………………………14
2.2 Коллективные трудовые споры………………………………….…18
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………25
Введение
Трудовыми спорами являются поступившие на разрешение некоторого юрисдикционного органа различные разногласия субъектов трудового права по определенным вопросам применения трудового законодательства или же об установлении в партнерском порядке совершенно новых условий труда. То есть трудовым спором является спор о реализации определенного права, которое предусмотрено современным трудовым законодательством, коллективным и прочими договорами о труде или же об установлении совершенно нового трудового субъективного или же коллективного права. Появлению различных трудовых споров может предшествовать нарушение различных трудовых или же прочих социальных прав сотрудников именно в сфере трудовых отношений, которое и является ключевым поводом спора.
Сегодня трудовые споры, как правило, возникают из-за определенных в процессе использования различных норм трудового права, или же из-за в бездействия, то есть неисполнения определенных требований нормативных актов. В различных судах происходит рассмотрение индивидуальных трудовых споров по заявлениям сотрудника и компании-работодателя или же профсоюза, который защищает интересы сотрудников, когда они являются не согласными с решением комиссии по трудовым спорам или же когда сотрудник обращается в суд, по заявлению прокурора, то есть, если решение определенной комиссии по трудовым спорам на настоящий момент не соответствует законам или прочим нормативно-правовым актам.
Цель курсовой работы – изучение понятия и видов споров в трудовом праве.
Задачи исследования:
- изучить понятие трудового спора;
- проанализировать классификацию трудовых споров;
- охарактеризовать индивидуальные трудовые споры;
- определить особенности коллективных трудовых споров.
Предмет исследования – трудовые споры.
Объект исследования – понятие трудовых споров, их суть, общая характеристика, виды.
Что касается нормативно-правовой базы, в которой содержатся вопросы трудовых споров, то основным законом является Конституция Российской Федерации, Трудовой Кодекс Российской Федерации, второстепенными являются федеральные законы, постановления Верховного суда Российской Федерации по применению норм трудового права, разрешению спорных вопросов, возникающих на практике, локальные нормативно-правовые акты, то есть те, которые приняты на конкретном предприятии. Н
а сегодняшний день вокруг данного понятия множество дискуссий и противоречий, разные точки зрения ученых по поводу его толкования. Что касается практической значимости, то с этими вопросами граждане встречаются в повседневной жизни каждый день, поскольку почти на любом предприятии выполняются работы по трудовому договору, где одной из сторон является работодатель как субъект трудового права, и между ними возникают спорные правоотношения.
Поэтому углубление знаний в области данной тематики поможет детально разобраться во всех возникающих нюансах. Для достижения поставленной цели используется теория и практика науки трудового права.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Понятие и сущность трудового спора
1.1 Понятие трудового спора
Трудовые споры следует рассматривать как явление, присущее природе трудовых отношений, в основе которого лежат объективные противоречия между интересами работодателя и работника. Эти противоречия обусловлены различием в их социально-экономической ситуации и проявляются в тех разногласиях, которые основаны на противоречиях в правовой оценке реальных обстоятельств, возникающих в процессе трудовой деятельности. То, что кажется законным и оправданным с точки зрения работодателя, может быть оценено работником как ущемление его законных прав и интересов. Это обстоятельство также подчеркивается в определениях «спора» в работах по классической логике.
«Спор является доказательством истины чего-то, в течение которого каждая сторона защищает свое понимание обсуждаемого вопроса и опровергает мнение противника»1.
Поэтому, несмотря на то, что круг взаимных прав и обязанностей сторон (работодателя и работника), как правило, достаточно четко определен в законе и договоре, часто возникают разногласия между субъектами трудовых отношений и их представителей о содержании и применении этих прав и обязанностей. Каждая из сторон трудового спора защищает свое понимание, нормальные трудовые права, а также договорные акты (коллективный договор), на участие в других вопросах, в случае решения проблем или комплекса проблем требуется обращение в компетентный орган, наделенный правом. Кроме того, в некоторых случаях, предусмотренных законом, орган, уполномоченный принимать обязательное решение для решения, имеет право на основе примирительных процедур убедить стороны в необходимости получения соглашений в письменной форме, что в некоторой степени является действительным для сторон2.
Наука трудового права всегда уделяла должное внимание вопросам разрешения трудовых споров. В ряде работ сформулированы и обоснованы основные принципы, характеризующие систему разрешения трудовых споров, исследованы причины, порождающие трудовые споры, дан подробный анализ порядка деятельности органов, разрешающих трудовые споры и пр. Данное направление в науке трудового права получило развитие и на сегодняшний день ряд авторов в унисон утверждают о наличии так, называемого «трудового процессуального» (Морозов Д.А., Гурина Ю.О., Хамзина Л.А. и др.) или «трудового процедурно-процессуального права» (Скобелкин В.Н., Чуча С.Ю., Семенюта Н.Н. и др.). Вместе с тем, при подобной разработанности данного вопроса, интересно отметить, что трудовой спор – как предмет процессуальных отношений не имеет единого определения.
Поскольку единого понимания этой категории в научной и учебной литературе встретить нельзя, обобщая имеющиеся определения, можно выделить следующие основные точки зрения на понятие «трудового спора»:
1. это разногласие между работником и администрацией;
2. это неурегулированные (путем непосредственных переговоров) разногласия;
3. это поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права3.
Подобное расхождение в позициях обусловлено различным пониманием юридической природы трудового спора как явления – материального, процессуального
4.
Одни усматривая в трудовом споре явление материального характера считают, что наличие разногласия между сторонами правоотношения означает само по себе наличие спора, то есть спор возникает с момента выяснения того обстоятельства, что между сторонами существуют разногласия по определенному вопросу. В соответствии с противоположным пониманием спора отождествление разногласий с трудовыми спорами означало бы смешение разных явлений. Поэтому прибегают к разграничению таких качественно различных явлений, как разногласия разрешаемые путем непосредственных переговоров между сторонами, и трудовые споры, разрешаемые в установленном порядке специально для этого учрежденными органами, тем самым усматривают в трудовом споре явление процессуального характера.
По всей видимости, объяснение отсутствия единства в понимании юридической природы трудового спора кроется в неоднозначном определении спора о праве в доктрине гражданского процессуального права.
В частности существует мнение о том, что спор о праве возникает «с момента его заявления заинтересованным лицом в определенном порядке, регламентированном законом. До этого момента разногласия сторон имеют чисто фактическое значение и, как правило, служат поводом заявлению спора»5.
Однако следует отметить, что трудовой спор существует между субъектами материальных трудовых правоотношений и независимо от того, разрешается он сторонами или передается на рассмотрение в компетентный орган, не перестает быть явлением материального характера. В последнем случае спор не превращается в явление процессуального характера, а становится предметом процессуальных правоотношений.
Следует согласиться, с тем, что возникновение трудового спора не следует связывать с моментом поступления его на разрешение юрисдикционного органа, поскольку спор в данном случае становиться лишь предметом процессуального правоотношения, но качественного изменения спора не следует. Спор рождается из материального права одного субъекта и не соблюдения корреспондирующей обязанности другим субъектом правоотношения. Однако трудовой спор сам по себе не является материальным правоотношением. Для его возникновения не достаточно одного лишь права требовать восстановления нарушенных прав и корреспондирующей обязанности. Ведь субъект может и не знать, что его право нарушено. Для возникновения трудового спора необходимо наличие еще двух юридических фактов: требования одного субъекта и отказа (либо игнорирование) со стороны другого
6.
Анализируя различные понятия трудового спора, становится, очевидно, что они имеют один общий знаменатель, а именно большинство авторов полагают, что трудовой спор – это возникшие между работником и работодателем по поводу применения трудового законодательства. Как известно, применение права - одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Применение права как особая форма реализации отличается от иных форм реализации права (соблюдения, исполнения и использования) рядом характерных черт, в частности субъектом правоприменения является наделенный государством соответствующей компетенцией орган7.
Соответственно работодатель и работник субъектами правоприменения быть не могут, поскольку применять право, уполномочены государством только специальные органы, наделенныесоответствующей компетенцией. Вместе с тем классически правоприменительный процесс является следствием возникшего трудового спора, поскольку наличие спора порождают необходимость обращения в юрисдикционные органы за его разрешением. Поэтому в данном случае более корректно говорить о том, что трудовой спор - это разногласие, возникающее как следствие несоблюдения или неисполнения правовых предписаний в области регулирования труда, участниками данных правоотношений.
1.2 Классификация трудовых споров
Трудовые споры, которые определяют специальную категорию трудового права, представлены в ТК (статьи 381 и 398) как неурегулированные различия:
1) между работодателем и отдельным работником по применению трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, местного нормативного акта, трудового договора (включая установление или изменение индивидуальных условий труда), который объявляются органу при рассмотрении индивидуальных трудовых споров;
2) между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) относительно установления и изменения условий работы (включая заработную плату), заключения, изменения и осуществления коллективных договоров, соглашений и в связи с отказом работодателя учитывать мнение избранного представительного органа работников о принятии местных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в организации коллективного трудового спора. Кроме того, индивидуальный трудовой спор является спором между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, выразившим желание заключить с работодателем трудовой договор, в случае если работодатель отказывается заключить такое соглашение