Файл: Право граждан на социальное обеспечение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Дисциплина: Право социального обеспечения. Часть 1

40.03.01. «Юриспруденция»

Реферат
Тема: Право граждан на социальное обеспечение

Выполнил(а):

Леван Денис Андреевич

Группа ЮН-1421(2)

Проверил(а):

___________________________

(ученая степень, звание,

Ф.И.О. преподавателя)
___________________________

(дата)

Омск 2023г.

Содержание
Введение

Глава 1. Понятие и элементы права на социальное обеспечение

1.Понятие права на социальное обеспечение

2.Субъекты и объекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Глава 2. Виды и значение права на социальное обеспечение

1.Виды социального обеспечения

2.Роль государства по обеспечению права на социальное обеспечение

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение
Как на национальном уровне, так и на международном, принимаются различные нормативные акты, которые регулируют право человека и гражданина на социальное обеспечение. То есть, можно сказать о том, что данное право имеет особое значение для общества и государства в целом.

Однако на практике часто возникают случае, когда право на социальное обеспечение носит всего лишь декларативный характер. И многие положения законодательства, которые затрагивают право на социальное обеспечение, не соблюдаются. И Россия в данном случае не является исключением.

Таким образом, актуальность реферата очевидна.

Целью реферата является полное и всестороннее исследование права на социальное обеспечение на современном этапе развития законодательства.

Для достижения данной цели были поставлены основные задачи:

  • Раскрыть понятие права на социальное обеспечение.

  • Проанализировать составные элементы права на социальное обеспечение.

  • Раскрыть вида права на социальное обеспечения.

  • Проанализировать роль государства по обеспечению права на социальное обеспечение.

Объектом исследования реферата являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на социальное обеспечение.


В зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:

нормы Конституции РФ, и иных нормативных актов, затрагивающих порядок и основания предоставления права на социальное обеспечение;

материалы судебной практики применительно к проблеме исследования.

Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в реферате, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического и иные методы научного познания.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования сформулированных в нем выводов и предложений в процессе дальнейшего изучения права на социальное обеспечение в РФ. Практическая значимость реферата определяется следующими обстоятельствами:

во-первых, внесен ряд предложений по совершенствованию норм законодательства, которые затрагивают право на социальное обеспечение;

во-вторых, содержащиеся в работе положения и выводы могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований;

в-третьих, разработанные рекомендации направлены на совершенствование правоприменительной практики.

Глава 1. Понятие и элементы права на социальное обеспечение
1. Понятие права на социальное обеспечение
Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 года закреплена основополагающий принцип социального обеспечения - право каждого члена общества на социальное обеспечение (с.о.), а также на поддержание необходимых условий для достоинства и свободного развития личности в экономических, социальных и культурных областях. Так, например, в ст. 25 Декларации прав и свобод человека отражены следующие положения:

  • право каждого члена общества на достойный уровень жизни, гарантирующий удовлетворение всех основных потребностей;

  • понятие и перечень условий наступления социальных рисков, влекущих возникновение права на социальное обеспечение;

  • младенчество и материнство выделены в качестве самостоятельного основания для наделения граждан особым видом социального попечения и социальной помощи.

Иным документом, закрепляющим права граждан на социальное обеспечение является Пакт "Об экономических, социальных и культурных правах" 1966 г. Следуя данным документам, Конституция РФ 1993 года закрепила основополагающий принцип социального обеспечения на территории РФ.



Таким образом, социальное обеспечение - это забота государства о своих гражданах, которые по независящим от них причинам не могут иметь достаточно средств к существованию.

Социальное обеспечение явление общественной жизни можно рассматривать в следующих аспектах:

это экономическая категория. Один из способов распределения материальных благ между членами общества;

это одна из основных внутренних функций государства;

это социальная категория, которая гарантирует человеку сохранение статуса полноценного члена общества в тех случаях, когда он по независящим от него причинам нуждается в социальной помощи и государственной поддержке;

это правовая категория, которая означает субъективное право на оказание государственной помощи, и правовой механизм, закрепляющий организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, порядок образования соответствующих финансовых систем, систем управления социального обеспечения, порядок социального обеспечения, виды и условия предоставления социальной помощи, механизм защиты нарушенных прав.

Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что право на социальное обеспечение является важным элементом демократического правового государства. Следует отметить и то, что данное право человека и гражданина регулируется не только национальным законодательством, но и различными международными актами, что еще раз подчеркивает значимость данного права.

2. Субъекты и объекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения
Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из:

правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);

дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);

деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.


По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т.д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан - субъектов правоотношений по социальному обеспечению - это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения - это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны - гражданина, а по некоторым видам - семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.


Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;

органы службы занятости (по пособиям по безработице);

органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);

органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;

органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);

исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);

органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели - конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).