Файл: Урок литературы в 8м классе по произведению М. Горького "Песня о Соколе" Тема урока Безумству храбрых поем мы славу!. Идейно тематическое содержание Песни о Соколе. Цели.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок литературы в 8-м классе по произведению М.Горького "Песня о Соколе"
Тема урока: «Безумству храбрых поем мы славу!». Идейно - тематическое содержание «Песни о Соколе».
Цели:
- обеспечить глубину восприятия произведения М Горького «Песня о Соколе» учащимися;
- работать над основной частью, над ее образным содержанием;
- выявить главную идею произведения, авторскую позицию;
- развивать умения работать с текстом, анализировать его, находить художественные особенности произведения;
- воспитывать активную гражданскую позицию, стремление жить не обывательскими интересами, а высокими идеалами.
Оборудование: портрет М. Горького
Ход урока
Человек создан для счастья как птица для полета.
В. Короленко
1. Организационный момент.
2. Заранее подготовленный ученик читает наизусть отрывок «Песни о Соколе» - «Безумству храбрых поем мы славу!»
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы поговорим о людях: храбрых и безумных в своих стремлениях и трусливых, живущих мелкими насущными интересами.
- Как было сказано на прошлом уроке, в центре произведения песня, рассказанная Рагимом.
- Из скольких частей состоит она? (Из 2)
- Что изображается в первой части? (Гибель Сокола)
- А во второй? (Размышления о смысле жизни, счастье с разных сторон -Ужа и автора)
4. Выявление жизненных позиций Ужа и Сокола.
- Став свидетелем последних минут жизни Сокола, Уж не проявляет враждебности к нему, сочувствует, пытается помочь советом. Но мы ощущаем несовместимость их позиций, полярную противоположность отношения.
- О чем же идет спор между Ужом и Соколом? (О смысле жизни, о счастье)
Жизненная позиция Ужа и Сокола (составление сравнительной таблицы по плану).
1) Что значит «жить» для Сокола и Ужа.
2) Что значит небо?
3) Где живет Уж и где обитает Сокол.
4) Выписать эпитеты, характеризующие Сокола.
- Для Сокола жить - значит храбро биться, видеть небо. Счастье он видит в борьбе, и каждую минуту жизни хотел бы сделать яркой, насыщенной активным действием победы над врагом.
- Уж живет без стремлений, без идеала: «Мне здесь прекрасно, тепло и сыро». Для него небо - пустое место, пустыня без дна и края.
- Уж живет в ущелье, где темно, пахнет гнилью, душно. Сокол выбирает небесную даль, что «вечно ласкает очи мечтой о счастье».
- Какие эпитеты характеризуют Сокола? (Смелый, свободная птица, гордая птица)
- Прекрасен подвиг во имя свободы. Но Сокол погиб. И заключительные строки 1 части проникнуты печалью. Прочитаем их.
- В этих строках вопрос: «Какой же след останется от героического деяния?» Может быть прав Уж, твердящий: «Все в землю лягут, все прахом будет?»
- Но даже для самого Ужа эта встреча не прошла бесследно. Он спрашивает: «зачем такие, как он, умерши, смущают душу...»
5. Работа над идеей произведения.
- Почему Уж во 2 части песни осуждает тех, кто стремиться высоко в небо? (Они обманывают, прикрывают безумство своих желаний и скрывают за этим негодность для дела жизни)
- Я сам все знаю, я видел небо, - так говорит Уж. Так ли это? Знает ли он правду? (Нет, он не знает правды)
- Какую правду знает Уж, а какую Сокол? (Уж - прелесть полетов - в паденье, Сокол - безумство храбрых - вот мудрость жизни)
- Для Ужа стремления Сокола - бредни, безумство. В концовке песни Горький тоже говорит о безумстве храбрых. Какой смысл имеет слово безумство в устах Ужа и Сокола? (Глупость, для Сокола - мудрость, знак равенства, это слово приобретает иной смысл: дерзание, исключительная смелость, бесстрашие)
- Подберите афоризмы, выражающие суть противоположных позиций героев. (Рожденный ползать - летать не может. Безумство храбрых - вот мудрость жизни)
- Сравним две концовки произведения. (Новые детали значительно усиливают смысл концовки
, утверждающей бесстрашие подвига. Сокол погиб, но подвиг его останется живым примером для других.)
6. Выявление авторской позиции.
- Чья позиция вам более близка: Ужа или Сокола? А автор на чьей стороне?
- Как вы понимаете, в образе животных выступают люди. Горький не первый применил прием одушевления животных, до него мы читали Басни Крылова. Уж и Сокол - это образы-символы.
- Подберите эпитеты к образу Сокола и Ужа. (Горьковский Сокол - символ свободолюбия, бесстрашия, беззаветного служения высоким идеалам. Уж - символ приземленности, бескрылости, самодовольства, общественной пассивности)
- И в повседневной жизни можно различить тех, кто подобно Соколу стремится ввысь, и тех, кто живет «Мудростью» Ужа. Приведите примеры.
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
8. Домашнее задание.