Файл: Ход урока Организационный. Актуализация знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ход урока

1. Организационный.

2. Актуализация знаний

Учитель – Отгадайте загадку:

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя. (органы чувств)

На предыдущих уроках мы зучили органосязания, зрения и слуха. Знаем определение и строение анализатора. Поэтому актуализируя знания, выполним небольшой графический диктант.

1) Фронтальная работа на листочках (раздаёт каждому учащемуся) в течение 5 мин.

Учитель: -Пронумеруйте горизонтально на выданных листочках в клетку номера ответов и запишите ответ в виде кривой линии.

Графический диктант

«∩» - да

«─» - нет

1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации называют анализатором. +

2. Сигнал от органа чувств в определенную зону коры больших полушарий идёт по вставочному нейрону – (аксону)

3. К нарушению в полукружных каналах приводят изменения нарушения речи. – (равновесия)

4. Центральный отдел кожно-мышечного анализатора расположен в мозжечке и теменной области коры больших полушарий. +

5. Вестибулярный анализатор выполняет функцию регуляции осязания. – (положения тела и его отдельных частей тела в пространстве).

∩─ ─ ∩─

1 2 3 4 5

Учащиеся осуществляют взаимопроверку, выставляют оценку (оценки: 5 совпадений – «5», 4 – «4», 3 – «3»), получают по цветному жетону в соответствии с полученной отметкой ( красную – «5», жёлтую – «4», зелёную – «3»)

3. Изучение новой темы

3.1 Мотивация.

А Что будет с человеком, лишённым зрения и слуха?

Ольга Ивановна Скороходова — человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Потеря зрения и слуха в детские годы изолирует ребенка от окружающих, делает его беспомощным. Вынужденное одиночество приводит ребенка к психической деградации. Со слепоглухой девочкой этого не произошло. Ольга Ивановна смогла научиться говорить, читать, писать, а затем стала научным работником в области обучения слепоглухонемых. Что же помогло ей научиться всему этому?


На этот вопрос мы сможем ответить, изучив строение и работу других органов чувств. Какие органы чувств будут использованы при оценивании признаков предметов

ДЫМНЫЙ, ПУШИСТЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ, КИСЛЫЙ, ШУМНЫЙ?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Какие цели урока стоят перед нами?

Учащиеся формулируют тему «Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль» и цель:

«Изучить остальные анализаторы и показать их роль»

Учащиеся записывают тему в тетрадь

3.2 Содержание

Учитель: -Смотрим видеофрагмент «Обонятельный анализатор»

1 задание.

С помощью учебника (с.202-203) и просмотренного видео в течение 2 мин заполните структурно-логическую схему «Обонятельный анализатор»:

Учащиеся заполняют схему, озвучивают.


Отвечают на вопросы о структуре и роли обонятельного анализатора:

1)каково значение обоняния?

2)где расположены и как устроены обонятельные рецепторные клетки? (в слизистой оболочке верхней части носовой полости, каждая клетка имеет короткие обонятельные волоски)

3)сколько запахов способно различить обоняние человека (не менее 4 тыс., и даже до 10 тыс.)

2 задание. Проведём лабораторный опыт «Определение чувствительности языка к различным вкусовым раздражителям».

Инструкция:

1. Испытатель (кто-либо из группы) испытуемому по очереди наносит ватной палочкой частицы сахара, поваренной соли, лимонной кислоты и горчицы на разные участки языка (кончик, края, среднюю часть спинки, корень) испытуемого. Испытуемый не должен знать заранее, какой раствор наносится ему на тот или иной участок языка.

Задача испытуемого - определить вкус раствора. После каждого нанесения того или иного раствора испытуемый должен промыть рот водой.

2. На основании ответов испытуемого составляется карта вкусовой рецепции языка.



Учащиеся озвучивают результаты.

С целью закрепления просматривается видеофрагмент «Вкусовые рецепторы»

Таким образом, вкус - ощущение сложное, потому что...(закончите мысль) вкус пищи в общепринятом смысле слова представляет собой совокупность ощущений, которые человек получает при помощи различных рецепторов — вкусовых, обонятельных, осязательных.



Учитель: - А теперь давайте разберёмся, что такое боль? Почему говорят, что боль – защитное свойство? Заслушаем сообщение учащегося (как опережающее домашнее задание).

Учащийся делает сообщение.

Учитель

А теперь пришло время подвести итоги сегодняшнего урока: из выступлений ребят сегодня на уроке вы узнали следующее:  

вывод:

1).С помощью органов чувств мы получаем информацию из внешнего мира, а благодаря анализаторам происходит анализ данной информации.

2). Органы чувств работают в комплексе.

Тест «Как работают органы чувств».

Условия наблюдения (опыта)

Результаты наблюдения

Выводы

1. Визуально определить жидкость в двух стаканах (жёлтого и коричневого цвета)

Ошибочное определение: жёлтая жидкость – апельсиновый сок.

Органов зрения не достаточно для точного определения жидкости.

2.С завязанными глазами, определить запахи (лук, чеснок, ванилин, гвоздика)

Для мальчика запах гвоздики не знаком.

Узнавание связано с жизненным опытом.

3.С завязанными глазами, с помощью осязания определить предметы (шарик, кубик, апельсин, картридж от принтера)

Из предложенных предметов картридж не определён, даже с помощью зрения.

Узнавание связано с жизненным опытом.

3). Для комплексного восприятия окружающего мира, недостаточно одного органа чувств.
4. Рефлексивно-оценочный.

Цель: определение уровня знаний полученных на уроке.

«Проблемный вопрос» (команды обсуждают ответы )

Вопросы:

1.Вкусовой анализатор наиболее чувствителен к горьким веществам. Хинин ощущается в концентрации одной милионной части. Сахар в этой концентрации не чувствуется. Какое биологическое значение имеет такая особенность вкусового анализатора? (Высокая чувствительность вкусового анализатора к горькому имеет защитное значение в силу того, что большинство ядовитых веществ горькие)

2. Находясь в прокуренной комнате, люди через некоторое время перестают ощущать неприятный запах дыма. Почему? (Длительное раздражение одним запахом понижает чувствительность обонятельных рецепторов).


3. Осязательные рецепторы раздражаются при прикосновении и давлении на кожу, воздействии холода и тепла, болевом раздражении. Их особенно много на ладонях и кончиках пальцев рук. Рецепторы мышщ и суставов возбуждаются при растяжении и сокращении мышц. Предположите, в какой деятельности человека велико значение осязания и мышечно-суставного чувства? (Осязание помогает при шитье, письме, работе на станке, управления рулём. Мышечно-суставное ичувство позволяет ощущать положение тела и силу напряжения мышц. Поэтому развитие этих чувств имеет большое значение для различных профессий физического труда и спортсменов).

4. У многих млекопитающих животных обоняние развито сильнее, чем у человека. Что общего в значении обоняния для тех и других и чем отличается оно у человека? (Человек и животные при помощи обоняния определяют качество воздуха. Животным обоняние помогает добывать пищу, находить друг друга, спасаться от врагов. Человек по запаху отличает недоброкачественную пищу, улавливает появление в воздухе вредных примесей. Кроме того. Обоняние имеет очень большое значение для людей разных профессий (химиков, аптекарей, поваров, парфюмеров, сомилье)).

Учитель предлагает оценить урок



  1. Я узнал(а) много нового.

  2. Мне это пригодится в жизни.

  3. На уроке было, над чем подумать.

  4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

  5. Мне было интересно.

Рефлексия. Листочки не подписывайте. Если вы согласны с утверждением, то ставьте около него “+”




На стикерах дети пишут то, что им больше всего понравилось на уроке, что нового они узнали.

5. Домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник (п.48, с.202-203; составление «Карты советов» по профилактике простудных заболеваний)
Учитель: - Всем ребятам большое спасибо за проделанную работу!
Графический диктант

«∩» - да

«─» - нет

1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации называют анализатором.


2. Сигнал от органа чувств в определенную зону коры больших полушарий идёт по вставочному нейрону

3. К нарушению в полукружных каналах приводят изменения нарушения речи.

4. Центральный отдел кожно-мышечного анализатора расположен в мозжечке и теменной области коры больших полушарий.

5. Вестибулярный анализатор выполняет функцию регуляции осязания.
Графический диктант

«∩» - да

«─» - нет

1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации называют анализатором.

2. Сигнал от органа чувств в определенную зону коры больших полушарий идёт по вставочному нейрону

3. К нарушению в полукружных каналах приводят изменения нарушения речи.

4. Центральный отдел кожно-мышечного анализатора расположен в мозжечке и теменной области коры больших полушарий.

5. Вестибулярный анализатор выполняет функцию регуляции осязания.
Графический диктант

«∩» - да

«─» - нет

1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации называют анализатором.

2. Сигнал от органа чувств в определенную зону коры больших полушарий идёт по вставочному нейрону

3. К нарушению в полукружных каналах приводят изменения нарушения речи.

4. Центральный отдел кожно-мышечного анализатора расположен в мозжечке и теменной области коры больших полушарий.

5. Вестибулярный анализатор выполняет функцию регуляции осязания.




  1. Я узнал(а) много нового.

  2. Мне это пригодится в жизни.

  3. На уроке было, над чем подумать.

  4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

  5. Мне было интересно.

Рефлексия. Листочки не подписывайте. Если вы согласны с утверждением, то ставьте около него “+”





  1. Я узнал(а) много нового.

  2. Мне это пригодится в жизни.

  3. На уроке было, над чем подумать.

  4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

  5. Мне было интересно.

Рефлексия. Листочки не подписывайте. Если вы согласны с утверждением, то ставьте около него “+”






  1. Я узнал(а) много нового.

  2. Мне это пригодится в жизни.

  3. На уроке было, над чем подумать.

  4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

  5. Мне было интересно.

Рефлексия. Листочки не подписывайте. Если вы согласны с утверждением, то ставьте около него “+”




  1. Я узнал(а) много нового.

  2. Мне это пригодится в жизни.

  3. На уроке было, над чем подумать.

  4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

  5. Мне было интересно.

Рефлексия. Листочки не подписывайте. Если вы согласны с утверждением, то ставьте около него “+”