Файл: Государственное социальное страхование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязательное государственное страхование сотрудника УИС представляет собой систему мер, направленных на возмещение (компенсацию) материального ущерба за счет средств из федераль­ного бюджета здоровью сотрудников УИС при получении различ­ного рода увечий или гибели как в процессе осуществления своих служебных обязанностей, так и в свободное от службы время, тем самым повышая уровень материального обеспечения застрахован­ных лиц и членов их семей. В качестве субъектов обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС выступают страхователь в лице центрального аппарата ФСИН Рос­сии, страховщик- какая- либо страховая организация. Застрахован­ными лицами считаются сотрудники учреждений и органов УИС, выгодоприобретатели — лица, состоящие в родственных отноше­ниях с застрахованным лицом, которые вступают в страховые от­ношения в случае смерти (гибели) застрахованного лица. Перечень выгодоприобретателей установлен в и. 4 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сбо­ры, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уго­ловно-исполнительной системы»[7] (далее — Закон № 52-ФЗ). Объ­ектом является здоровье, жизнь, а также может быть и имущество застрахованного лица. Основанием наступления прав и обязанно­стей является гражданско-правовой договор страхования.

В настоящее время ФСИН России заключила с ООО СК «ВТБ Страхование» Государственный контракт № 31юр/18 от 04.06.2018 года на оказание услуг по обязательному государствен­ному страхованию сотрудников учреждений и органов уголов­но-исполнительной системы[8] Условием заключения данного кон­тракта является факт наступления страхового случая.

Данные страховые случаи указаны в ст. 4 Закона № 52-ФЗ, ими являются: гибель (смерть) застрахованного лица в период прохож­дения службы; смерть застрахованного лица до истечения одно­го года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохож­дения службы; установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы; установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или забо­левания, полученных в период прохождения службы; получение застрахованным лицом в период прохождения службы увечья (ра­нения, травмы, контузии).


Данный перечень целесообразно дополнить профессиональ­ным заболеванием, вследствие того, что сотрудник непосредствен­но контактирует с осужденными, имеющими различные виды за­болевания (туберкулез, ВИЧ).

При наступлении страхового случая членам семьи сотрудни­ка и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается еди­новременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях. При получении сотрудником в связи с выполнением слу­жебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное посо­бие в размере двух миллионов рублей (ст. 12 283-ФЗ)[9].

Выплата страховых сумм производится в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ[10] в которой сказано, что осно­ванием для выплаты является факт наступления страхового слу­чая, который доказывается определенным перечнем документов, из которых главное место занимает медицинское заключение ВВК об определении степени тяжести полученных увечий.

Перечень увечий в результате наличия которых выплачивает­ся та или иная страховая сумма сотруднику УИС устанавливается Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном го­сударственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и началь­ствующего состава органов внутренних дел Российской Федера­ции, Государственной противопожарной службы, сотрудников уч­реждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудни­ков войск национальной гвардии Российской Федерации»[11], в нем содержится исчерпывающий перечень увечий (травм, ранений, контузий). По-нашему мнению, это правовая неточность, в связи с тем, что если сотрудник получил травму который нет в этом спи­ске, то у него пропадает право на получение страховой суммы от страхователя и договор страхования, становится недействитель­ным. То есть в первую очередь основанием выплаты страховой суммы должно быть медицинское заключение о степени тяжести того или иного увечья (травмы, ранения, контузии), а не факт нали­чия увечья в перечне. Ведь получить травму можно практически в любом месте и в любое время и их невозможно точно определить, внося в закрытый перечень.

Таким образом, вышеизложенные нами факты о страховых га­рантиях сотрудника говорят о социальной защищенности сотруд­ников уголовно-исполнительной системы. А выдвинутые нами проблемы указывают на недостаточность эффективности страхо­вания сотрудников УИС в системе страхования РФ в целом. Тем не менее, государственное страхование является важнейшей состав­ляющей социальной поддержки сотрудников УИС на сегодняшний день. Жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязатель­ному государственному страхованию с момента заключения кон­тракта о службе в учреждениях и органах УИС по день окончания службы.


ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Система обязательного медицинского страхования как часть государственного социального страхования

Обязательное социальное страхование (ОСС) является составной ча­стью государственной системы социальной защиты населения. Основным правовым актом в этой области является Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования»[12]. Он определяет правовой статус субъектов обязательного социального страхования, обоснование возникновения и алгоритм реали­зации их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливается основы его государ­ственного регулирования.

На данный момент в России существует несколько вариантов стра­хового обеспечения по обязательному социальному страхованию:

  • предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи за счет средств медицинской организации;
  • выплата пенсии по старости;
  • выплата пенсии по инвалидности;
  • выплата пенсии в случае потери кормильца;
  • страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
  • выплата пособия по беременности и родам;
  • выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
  • другие варианты страхового обеспечения, утверждённые федераль­ным законом на определенные виды обязательного социального страхова­ния;
  • выплата единовременного пособия женщинам, которые встали на учет в медицинские организации на ранних сроках беременности;
  • выплата единовременного пособия при рождении ребенка;
  • выплата социального пособия на погребение[13].

Кроме того, в вышеуказанном федеральном законе (ст. 11) закрепле­ны основные права страховщика, распространяющиеся также на обяза­тельное медицинское страхование, к числу которых относятся следующие права:

  • назначать и проводить при необходимости экспертизу при наступ­лении страхового случая и его проверки факта его наступления;
  • проводить проверку документов по учету и поступлению страхо­вых взносов и документы, связанные с оплатой страхового обеспечения, в соответствии с ФЗ;
  • не засчитывать расходы на обязательное социальное страхование, осуществлённые с несоблюдением законодательства РФ;
  • удерживать со страхователей в соответствии с ФЗ Российской Фе­дерации, недостачи по страховым взносам, а также облагать штрафами, начислять пени согласно законодательству РФ;
  • предоставлять возможность отсрочки страхователям, оплаты стра­ховых взносов согласно законодательству РФ;
  • производить социальное страхование граждан, которые самостоя­тельно обеспечивают себя работой согласно законодательству РФ;
  • обращаться в судебные органы с исковыми заявлениями о защите прав и компенсации за полученный вред согласно законодательству РФ.

Среди обязанностей страховщиков можно выделить следующие:

  • подготовку, учитывая позицию работодателей и профсоюзов, и обоснование величины тарифов страховых взносов.
  • обеспечение сбора страховых взносов в каждом определенном слу­чае обязательного социального страхования согласно законодательству РФ, а также своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами;
  • регулярное информирование в установленном порядке страховате­лей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;
  • обеспечение контроля за правильным начислением, своевременны­ми уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случа­ях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обяза­тельного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • обеспечение контроля правильности и своевременности назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;
  • осуществление учета оплачиваемых страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • осуществление регистрации страхователей в случаях, предусмот­ренных федеральными законами;
  • осуществление ведения единого учета застрахованных лиц и стра­хователей, поступления и расходования средств обязательного социально­го страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков, осуществлять в целях обязательного социального страхования информационное взаимодействие и взаимную сверку достоверности све­дений, представленных для ведения персонифицированного учета застра­хованных лиц, путем заключения соответствующих соглашений;
  • бесплатное предоставление страхователям и застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным и общественным орга­низациям информации о своей деятельности, за исключением информа­ции, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и порядок передачи которой устанавливается зако­нодательством Российской Федерации;
  • бесплатное информирование и консультирование страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования[14].

Выше перечисленные права и обязанности страховщика распростра­няются на все виды обязательного страхования, существующие в Россий­ской Федерации. Помимо этого существуют так же и отраслевые норма­тивно правовые акты, по каждому виду страхования, в которых можно найти права и обязанности страховщика по конкретному виду страхова­ния, но в любом случае, они будут созданы на основе вышеизложенных. Так, в ст. 2 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 09.01.2017)[15] говорится, что данный ФЗ основан, на Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования»[16].

Обязательное социальное страхование представляет собой неотъем­лемую часть государственной политики по защите населения и является основой для построения деятельности подконтрольных ему видовых си­стем страхования граждан. Обязательное медицинское страхования пред­ставляется, как наиболее важная часть всей этой системы, находясь на первом месте среди видов страхования.

Министерство здравоохранения РФ приняло приказ от 24.12.2015 года № 271 «О создании Контакт-центров в сфере обязательного меди­цинского страхования», которым изменило функции страховых медицин­ских компаний и внедрило в России систему страховых представителей. Они должны самолично контролировать процесс лечения каждого застра­хованного лица, оказывая помощь в выборе медицинского персонала и учреждения[17].

Помимо этого, страховые представители должны отслеживать пла­нирование и выполнение профилактических медицинских процедур, та­ких как диспансеризацию. В рамках своих функций, по обеспечению за­щиты интересов застрахованных лиц страховые представители обязаны сопровождать пациентов на всех стадиях получения медицинской помо­щи, отслеживать процесс лечения, осуществлять их правовую поддержку, проявлять инициативу в организации экспертизы качества полученной ими медицинской помощи.

В этих целях была разработана трехэтапная система введения стра­ховых представителей в сфере ОМС.

Первый этап - это организация Контакт-центров, куда обращаются застрахованные граждане.

Второй этап предполагает оказание пациентам консультаций по во­просам получения необходимой им медицинской помощи. К примеру, пациента уведомляют о том, что ему необходимо пройти диспансериза­цию согласно его возрасту и графику проведения данного мероприятия в медицинской организации.