Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты содержания, предмета и принципов менеджмента
1.1. Задачи и особенности стратегического менеджмента
1.2.Особенности стратегического менеджмента в России
2. Анализ стратегического управления на предприятии ООО "Карл Цейсс"
2.1 Характеристика предприятия ООО "Карл Цейсс"
Введение
На сегодняшний день оценка эффективности функционирования бизнес-единиц не потеряла своей актуальности для руководства организаций. Однако при этом часто руководители забывают о необходимости выстраивания параметров оценки эффективности в продуктивную систему, что может стать основой разработки стратегии развития бизнеса.
Современные компании в настоящее время находятся в условиях обострения конкурентной борьбы и высокой динамики ситуации на отраслевых рынках. Буквально десятилетие назад бизнес мог позволить себе успешно функционировать, обращая внимание в основном на краткосрочную перспективу или ежедневную работу, повышая эффективность операционного менеджмента в текущей перспективе. В настоящее же время организациям приходится не только обращать внимание на внутреннее состояние дел, но и генерировать стратегию поведения на рынке на долгосрочные перспективы. Подразумевается, что такой стратегический план будет ориентирован на динамический мониторинг изменений в окружении организации. Особую актуальность данная установка приобрела в условиях выраженной финансовой нестабильности, когда в явной форме было декларировано, что «сейчас важным является не только задача рационального использования потенциала в текущей деятельности фирмы, но исключительно важным становится применение такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к уже изменившимся условиям ведения бизнеса»
Создание стратегии развития, по сути – это поиск разумного баланса между ресурсами компании, ее возможностями по использованию этих ресурсов, и удовлетворением спроса на рынке
Для достижения эффективной деятельности организации необходимо задумываться о проработке мероприятий, направленных на достижение этих целей, с помощью организации системы стратегического управления (менеджмента). Прежде, чем рассматривать понятие и организацию стратегического менеджмента, следует выяснить, что представляет собой стратегия вообще. Под стратегией понимают процесс определения основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждения курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей».
Стратегия включает в себя результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможностей и препятствий для ее развития. Также стратегию отождествляют с набором правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в процессе своей деятельности
Стратегический менеджмент – новое направление в науке управления, основанное на долгосрочном планировании и повышении мотивации работников. Успешность этого метода управления зависит от того, насколько правильно будут выбраны перспективные цели развития компании и насколько удастся обеспечить своевременное их достижение. Как и всякая технология, стратегический менеджмент имеет определенную последовательность действий – функций, осуществляемых в соответствии с определенными принципами.
Актуальность данной темы обусловлена востребованностью стратегического менеджмента практически во всех областях деятельности.
Целью курсовой работы является изучение стратегического менеджмента в теоретическом аспекте и его практическое применение.
Предмет исследования стратегическое управление.
Объект–ООО "Карл Цейсс"
Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
-рассмотрим понятие стратегический менеджмент, его сущность и категории
-изучим особенности стратегического менеджмента в России
-дадим характеристику ООО "Карл Цейсс"
-рассмотрим стратегическое управление на предприятии
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты содержания, предмета и принципов менеджмента
1.1. Задачи и особенности стратегического менеджмента
Центральным местом в истории возникновения стратегического менеджмента является само понятие «стратегия». Это слово является древним и берет свое начало от греческого strategia, что обозначает наука или искусство быть полководцем. В Древней Греции искусство полководца невозможно переоценить. Из древней истории, очевидно, что наиболее удачливые и талантливые полководцы огромное значение в построении тактики боя отдавали всегда грамотному построению обеспечения армии. Кроме этого, они принимали решение, когда отдельным отрядам вступать в битву, а когда необходимо просто провести переговоры с населением, быть политиками и дипломатами. Поэтому греческих полководцев считают первыми стратегами.[1]
Предпосылкой к переосмыслению древних задач и роли стратегического менеджмента послужили, с одной стороны, широкое развитие в практической деятельности людей высоких информационных и интеллектуальных технологий, а, с другой стороны – бурное экономическое и промышленное развитие в развитых странах США и Европы. К числу таких технологий можно отнести развитие масштабных производств, а именно фабрик и заводов, торговых предприятий и банков, концернов и войск[2]. Первейшим этапом стал этап развития в США с восьмидесятых годов девятнадцатого века по тридцатые годы двадцатого века массового производства[3]. Его основная характеристика – рост объемов и формирование инфраструктуры массового производства. С точки зрения стратегического менеджмента, наиболее популярным в развитии его идеи стал подход Генри Форда.
Стратегия – термин, который чаще всего применяется в военном деле, но может использоваться в любой другой деятельности человека. Это общий, масштабный план, составленный с определенной целью на длительный период времени. Это слово часто применяется при описании планов полководцев во время войны: например, существует стратегия сокрушения, стратегия измора, устрашения, непрямых действий и другие. Использовать этот термин можно в любой сфере: в завоевании любви, в достижении карьерных высот, в экономическом планировании, в организации бизнеса.
При разработке стратегии ставится только определенная, масштабная цель, которая не разделяется на мелкие задачи. Стратегия не включает в себя детализированное описание, она лишь выстраивает примерный план, а точнее, направление действий. [4]
Стратегия необходима в том случае, когда имеющихся ресурсов мало для быстрого и простого достижения поставленной цели. Поэтому необходимо продумать план действий, чтобы экономно и эффективно расходовать эти ресурсы и получить нужный результат в зависимости от ситуации. [5]
Тактика отличается от стратегии своей более узкой направленностью. По сути, это часть стратегии, имеющая определенную, более близкую и точную цель. Тактика решает одну из задач, необходимых для достижения нужного результата. Ее называют также инструментом реализации стратегии. В военном деле тактика – это теория и практика ведения боя различными подразделениями в разных условиях. Но она используется и в любых других сферах. [6]
Тактика всегда более конкретна, детализирована и кратковременна по сравнению со стратегией, но на самом деле эти два понятия существуют только в соотношении друг с другом. Лучше всего различия проявляются во временных интервалах. Например, при организации недели план на день будет тактикой по отношению к стратегии, но в то же время список дел на ближайшие два часа – это тактика по сравнению со стратегией дня.
Также отличить эти два понятия можно по степени их конкретизации. Например, женщина ставит перед собой цель привлечь внимание мужчины. Анализируя ситуацию – свои ресурсы (внешность, интеллект, достоинства и недостатки), окружающие условия (обстановку, поведение мужчины, его предпочтения), она разрабатывает стратегию достижения своей цели, например, с помощью красоты.
А тактикой в таком случае будут конкретные ее действия: использование определенных косметических средств, привлекающей внимание одежды, комплекса мер для улучшения фигуры. Но если рассматривать последнюю задачу как отдельную цель – например, необходимо похудеть, то стратегией в таком случае будет выбранное направление: с помощью диеты или спорта. А тактикой будут определенные физические упражнения или план питания на день, неделю или месяц.[7]
Стратегический менеджмент –это разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов. Стратегический менеджмент даёт более или менее конкретное представление о том, какой должна быть организация в будущем: в каком окружении ей предстоит работать, какую позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие изменения в организации предстоит осуществить.[8]
Стратегическое управление представляет процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.[9]
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.[10]
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы,
- анализ внешней среды фирмы,
- анализ ее внутренней обстановки,
- выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ, фирмы,
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы,
- проектирование ее организационной структуры,
- выбор степени интеграции и систем управления,
- управление комплексом стратегия - структура - контроль,
- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности,
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании,
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Среди объектов стратегического менеджмента выделяют три группы:[11]
1. Организация, как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений.
2. Структурное подразделение – это направление деятельности организации, самостоятельное рыночно ориентированное хозяйственное подразделение, которое может выступать полноценным конкурентом на своем сегменте рынка, имеет свой круг поставщиков, потребителей и конкурентов. [12]
3. Функциональная зона организации – это сфера деятельности, представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций. Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач:
1) определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития, т.е. необходимость обозначения цели и долгосрочной перспективы;
2) превращение общих целей в конкретное направление работы;
3) умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей;
4) эффективная реализация выбранной стратегии;
5) оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение коррективов в долгосрочные основные направления деятельности в цели, стратегию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта изменившихся условий новых идей или новых возможностей.[13]
Стратегический менеджмент – новое направление в науке управления, основанное на долгосрочном планировании и повышении мотивации работников. Успешность этого метода управления зависит от того, насколько правильно будут выбраны перспективные цели развития компании и насколько удастся обеспечить своевременное их достижение. Как и всякая технология, стратегический менеджмент имеет определенную последовательность действий – функций, осуществляемых в соответствии с определенными принципами.[14]