Файл: Миф как особая форма сознания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Миф как особая форма сознания

  • Миф - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

ревний человек считал, что, если гремит гром, значит, боги гневаются на него. Они интуитивно ощущали присутствие высших сил, но не способны были понять природу вещей и явлений. Поэто­му они придумывали поэтические образы, в которых отражали свои представления о мире и природе.

По словам выдающегося русского философа А.Ф.Лосева, правильно понять миф можно не с точки зрения научного мировоззрения, но исключительно лишь с точки зрения самого мифа, мифическими глазами. «Когда некоторые племена имеют обычай надевать на себя ожерелье из зубов крокодила для избежания опасности утонуть, когда религиозный фанатизм доходит до самоистязания и даже до самосожжения, то ясно, что миф для мифического сознания есть не вымысел, а наиболее яркая и самая подлинная действительность». В мифах человек еще не выделяет себя из окружающей среды и тем более не противопоставляет себя ей. Поэтому в мифологическом описании мира человек наделяет все окружающие его предметы и явления человеческими, свойственными ему самому чувствами и качествами.

Антропологи и этнологи постоянно поражаются сходству элементарных сюжетов, из которых построены мифы, при полном несовпадении социальных и культурных условий их рождения и функционирования. Так, совместное участие людей и богов в поддержании жизни и миропорядка в культуре древних царств было закреплено с помощью мифов и сакральных преданий. Их сценарии сводятся к следующему: боги создали этот мир, заплатив за это своей жизнью и кровью, в благодарность люди должны жертвовать богам и исполнять установленные ими законы

Виды мифов

  • Космогонические мифы – мифы о творении мира, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий.

Космогонические мифы отвечают схеме: некто неким образом сотворил нечто.

К примеру, один из Калмыцких мифов звучит так: В начала существовало безграничное пространство, в котором плавали золотые тучки. Постепенно тучки сгустились в большую тучу, и пошел сильный дождь. Этот дождь образовал огромное море – начало и прародителя всей жизни. На этом море, как на пенке, на охлаждающемся молоке,
образовалась твердая кора, из которой произошли и боги и люди. Согласно этому мифу вода и суша, и все живое произошли сами собой, без вмешательства творца.

  • Космологические мифы – мифы об устройстве мира, чаще всего описывается вегетативная (мировое дерево), зооморфная или антропоморфная модели.

Чаще всего в мифах одновременно зайдествован космогонический и космологический аспект , то есть сразу описывается и история сотворения мира, и его устройство. Например, из раннее приведенного калмыцкого мифа можно узнать не только о том, как мир был сотворен, но и том, как он устроен – есть твердая кора, под ней море.



(Антропоморфное моделирование)


«Мир» в данном случае — человек и среда в их взаимодействии, причём «человеческие» структуры и схемы часто экстраполируются на среду. Модель мира часто включает тождество или зависимость между макрокосмом и микрокосмом, природой и человеком. Имеется большое число примеров антропоморфного моделирования космического пространства и земли, а также бытовых сфер — жилища, утвари, посуды, одежды, разные части которых на языковом и на надъязыковом уровнях связаны с названиями человеческого тела (подножие горы, ножка стола, стула и др.), антропоморфизация неодушевлённых объектов в языке, в образных системах — словесных, изобразительных и др.))

  • Эсхатологические мифы - мифы о предстоящем конце мира.

Для архаических мифологий характерно представление о мировой катастрофе, отделяющей мифологические времена первотворения от настоящего — о потопе, пожаре, исчезновении (уничтожении) первых поколений — великанов и т. п. Первобытные Э. м. далеки от этических установок: так, у кетов серия потопов представляется как «споласкивание    земли»,    живые    существа спасаются на островах;

Развитым Эсхатологическим мифам соответствовали космогонические мифы о противостоянии сил хаоса и космоса, календарные мифы об умирании божеств природы, представления о смерти и загробной жизни и особенно об утраченном золотом веке, несовершенстве мира и людей.

  • Тотемизм - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на вере в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Для Т. характерно восприятие тотема как реального первопредка, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождением и узами кровного родства

  • Анимизм - мировоззрение первобытных народов, проникнутое антропоморфизмом, по которому все предметы имеют душу, а все явления природы производятся духами и демонами.

  • Фетишизм - культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами, обожествление предметов и явлений.


Мифы сочетают в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего, это также можно увидеть в тотемизме (предок из прошлого защищает в настоящем), анимизме (древние духи и демоны сотворяют природные явления в настоящем), фетишизм (древние фетиши, передающиеся поколениями помогают в настоящем).

  • По мифам можно проследить трансформацию верований, системы ценностей и норм поведения. Они является своего рода проявлением неординарного восприятия окружающего мира, отражением развивающегося мышления, однако основной чертой мифов является отсутствие осознания их образности, полное отождествление образов и реальности.

  • Мифы появляются в результате слияния воображения отдельных индивидов, состоящих в общине, в единое целое. Следовательно, мифологическое сознание по сути является всегда коллективным.