Файл: Планирование методической работы в образовательной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планирование методической работы в образовательной организации: принципы, подходы, содержание, формы

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления образованием педагогов и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческого потенциала.

Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых.

В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные).

Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.

Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия, вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

Эффективными формами методической работы в современном образовании являются:

семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, быстрый форсайт, 6 шляп мышления, «Перевертыш», колесо баланса, метод Киплинга , педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

1.«Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того
, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает этот прием  педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

Либо такая форма: внутригупповая работа, где образуется группа (6-7 человек), работа которых открыта для наблюдения. Остальные педагоги  вместе с руководителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, руководитель последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.). Обязательное условие успешной дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.

Инициатор:

Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.

Спорщик:

Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь!..”

Соглашатель:

Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего

Оригинал:

Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.

Организатор:

Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы

Молчун:

Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь

Деструктор:

Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться…)

2. Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такая форма работы представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

Законы диспута

  • Диспут – свободный обмен мнениями.

  • На диспуте все активны. В споре все равны.

  • Каждый выступает и критикует любое положение,
    с которым не согласен.

  • Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.

  • Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

  • Острое, меткое слово приветствуется.

  • Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.


Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.

Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:

  • "Нужны ли школе новые стандарты?",

  • "Новаторские технологии: за и против",

  • "Кто играет более важную роль в обучении ребенка, учителя или родители?",

  • "Что является общечеловеческими ценностями?",

  • "Какова роль семейного воспитания сегодня?"

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация школы может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

3. «Метод Киплинга»

Заключается в анализе проблемы, а также поиске решения данной проблемы при помощи прямых вопросов – что, где, когда, каким образом, зачем? Данная методика подразумевает восприятие критики, а также четких ответов.

В его основе лежит стихотворение английского писателя Редьярда Киплинга:

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, озорных.
И все, что вижу я вокруг, 
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как? и Почему?
Кто? Что? Когда? и Где?
Я по горам и по лесам
Гоняю верных слуг.
Потом работаю я сам,
А им даю досуг.

Это стихотворение посвящено шести вопросам, которые помогут проанализировать проблемы и сгенерировать новые идеи.

 Руководитель объясняет суть задачи, которую нужно решить, и начинает задавать эти самые вопросы (конечно, в зависимости от ситуации они могут немного видоизменяться: каков срок, в каком месте, сколько, и так далее). Каждый член коллектива честно и развернуто высказывается, все ответы на каждый из вопросов записываются и затем по ним подводятся итоги и принимаются решения.


Например: Нужно разработать программу мероприятия. Например, общешкольного родительского собрания.

Кто будет отвечать за это? Кто будет помогать?

Что именно нужно сделать? Как проводить, Где? Почему именно сейчас, для кого? И т.д.

4.Форсайт-сессия


«Форсайт» переводится с английского как «предвидение» или «взгляд в будущее». На таких сессиях группа людей прогнозирует свое будущее и определяет сценарий развития событий. Основные принципы форсайта — это:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий.

  • Будущее вариативно.

  • Будущее нельзя предсказать, но можно создать таким, каким мы хотим его видеть.

Учителя разделились на группы, каждая из которых ставит цели на текущий год и показывает пути их достижения. Весь процесс участники изображают на плакатах, а потом защищают свои тезисы.

В итоге все участники мероприятия не только смогут сформулировать общие задачи школы, но и составят свою личную дорожную карту на учебный год.

5. Методический мост

Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных школ района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.