Файл: Планирование методической работы в образовательной.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планирование методической работы в образовательной организации: принципы, подходы, содержание, формы
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления образованием педагогов и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческого потенциала.
Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых.
В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные).
Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.
Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия, вовлеченных в образовательный процесс субъектов.
Эффективными формами методической работы в современном образовании являются:
семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, быстрый форсайт, 6 шляп мышления, «Перевертыш», колесо баланса, метод Киплинга , педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.
1.«Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того
, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».
Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.
Либо такая форма: внутригупповая работа, где образуется группа (6-7 человек), работа которых открыта для наблюдения. Остальные педагоги вместе с руководителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, руководитель последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.). Обязательное условие успешной дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.
Инициатор:
Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.
Спорщик:
Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь!..”
Соглашатель:
Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего
Оригинал:
Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.
Организатор:
Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы
Молчун:
Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь
Деструктор:
Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться…)
2. Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такая форма работы представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.
Законы диспута
-
Диспут – свободный обмен мнениями. -
На диспуте все активны. В споре все равны. -
Каждый выступает и критикует любое положение,
с которым не согласен. -
Говори, что думаешь, и думай, что говоришь. -
Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются. -
Острое, меткое слово приветствуется. -
Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.
Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.
Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:
-
"Нужны ли школе новые стандарты?", -
"Новаторские технологии: за и против", -
"Кто играет более важную роль в обучении ребенка, учителя или родители?", -
"Что является общечеловеческими ценностями?", -
"Какова роль семейного воспитания сегодня?"
Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация школы может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.
3. «Метод Киплинга»
Заключается в анализе проблемы, а также поиске решения данной проблемы при помощи прямых вопросов – что, где, когда, каким образом, зачем? Данная методика подразумевает восприятие критики, а также четких ответов.
В его основе лежит стихотворение английского писателя Редьярда Киплинга:
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, озорных.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как? и Почему?
Кто? Что? Когда? и Где?
Я по горам и по лесам
Гоняю верных слуг.
Потом работаю я сам,
А им даю досуг.
Это стихотворение посвящено шести вопросам, которые помогут проанализировать проблемы и сгенерировать новые идеи.
Руководитель объясняет суть задачи, которую нужно решить, и начинает задавать эти самые вопросы (конечно, в зависимости от ситуации они могут немного видоизменяться: каков срок, в каком месте, сколько, и так далее). Каждый член коллектива честно и развернуто высказывается, все ответы на каждый из вопросов записываются и затем по ним подводятся итоги и принимаются решения.
Например: Нужно разработать программу мероприятия. Например, общешкольного родительского собрания.
Кто будет отвечать за это? Кто будет помогать?
Что именно нужно сделать? Как проводить, Где? Почему именно сейчас, для кого? И т.д.
4.Форсайт-сессия
«Форсайт» переводится с английского как «предвидение» или «взгляд в будущее». На таких сессиях группа людей прогнозирует свое будущее и определяет сценарий развития событий. Основные принципы форсайта — это:
-
Будущее зависит от прилагаемых усилий. -
Будущее вариативно. -
Будущее нельзя предсказать, но можно создать таким, каким мы хотим его видеть.
Учителя разделились на группы, каждая из которых ставит цели на текущий год и показывает пути их достижения. Весь процесс участники изображают на плакатах, а потом защищают свои тезисы.
В итоге все участники мероприятия не только смогут сформулировать общие задачи школы, но и составят свою личную дорожную карту на учебный год.
5. Методический мост
Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных школ района, города, руководители МО, родители.
Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.