Файл: 1. Основные этапы организации партизанского движения на территории области. 1941 г.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Основные этапы организации партизанского движения на территории области.
1941 г.
В Курской области подготовительная работа по организации сопротивления противнику началась еще летом 1941 года. Курский обком ВКП(б) 9 июля 1941 г. принял развернутое постановление, лейтмотивом которого явилось требование ко всем районным партийным органам перестроить в кратчайший срок работу на военный лад1 . Наряду с такими задачами, как охрана важных хозяйственных объектов, борьба с дезорганизаторами тыла, помощь семьям мобилизованных, выдвигались и новые: создание народного ополчения, подбор кадров для партизанских отрядов. Такой подход был обусловлен программой, намеченной в директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня и изложенной в выступлении И.В. Сталина 3 июля 1941 года.
Непосредственное выполнение задач по подбору личного состава будущих партизанских отрядов возлагалось обкомами партии на областные управления НКВД. При этом решение организационных вопросов, требовавших нормативного оформления, по-прежнему оставалось прерогативой партийных органов. Как выполнялись директивные установки партийных органов по формированию партизанских отрядов и подполья можно судить и по воспоминаниям ветеранов. Так, П.В. Гусев, исполнявший обязанности начальника штаба партизанского отряда им. Чапаева, в книге «В тылу врага» писал о том, что в сентябре 1941 г. вторым секретарем Крупецкого РК ВКП(б) Н.А. Пузановым (будущим командиром отряда) был составлен список лиц, которые должны стать ядром партизанского отряда района. Инструктор райкома партии С.Г. Кривошеев был назначен комиссаром отряда, первому секретарю РК ВЛКСМ Г.Т. Черникову поручалось руководство штабом и агентурной работой, заведующие - сектором РК ВКП(б) И.М. Журбенко и районным отделом народного образования Р.М. Морозов определялись на должность командиров боевых групп.
Работа по формированию партизанских отрядов в Курской области активно начиналась еще в дооккупационный период. 21 августа 1941 г. в докладной записке, направленной на имя секретаря Курского обкома ВКП(б) П.И. Доронина областным управлением НКВД содержалась информация о создании в западных и северо-западных районах области 10 партизанских отрядов: «В каждом районе партизанский отряд составляет в среднем 170 человек. Всего 1705 человек. Партийная прослойка отрядов 85%. Остальной состав – комсомольский и беспартийный. Командно-политический состав вместе с секретарями РК ВКП(б) подобран, проверен»2 . Совместно с секретарями РК ВКП(б) сотрудники УНКВД наметили места базирования и явочные квартиры для указанных отрядов.
Первый опыт работы по формированию партизанских отрядов, который был достаточно коротким по времени, обнажил некоторые проблемы, которые впоследствии станут серьезным препятствием в развертывании их активной боевой деятельности. Одним из существенных недостатков являлось отсутствие военной подготовки и низкая исполнительская дисциплина, особенно командного состава отрядов. Особая проблема заключалась в недостаточном количестве и неудовлетворительных условиях хранения вооружения. Это также негативно сказывалось на боеспособности партизанских формирований.
В условиях приближения немецко-фашистских войск к западным границам области Курский обком ВКП(б) продолжил активно разрабатывать мероприятия, направленные на организацию сопротивления противнику. 13 сентября 1941 г. была объявлена мобилизация всех не призванных в ряды Красной Армии членов партии и комсомола, на борьбу с оккупантами. Директивная установка по мобилизации коммунистов и комсомольцев для отпора врагу способствовала более стабильному оформлению персонального состава добровольческих военизированных формирований.
Важное значение для организации мобилизационных мероприятий имело совещание, проведенное 16 сентября 1941 г. с руководителями прифронтовых районов Курской области. На нем выступили секретарь обкома ВКП(б) П.И. Доронин и командующий войсками Брянского фронта генерал-полковник А.И. Еременко. В выступлении П.И. Доронина содержались подробные указания по строительству военно-оборонительных сооружений, по подготовке партизанских отрядов, подбору и расстановке подпольной сети.
Деятельность Курского обкома ВКП(б) по организации сопротивления оккупантам в тот период заключалась не только в разработке директивных указаний местным органам власти. В сентябре 1941 г. обкомом партии были организованы курсы по подготовке работников подпольной печати, радистов и шифровальщиков, на которых прошли обучение свыше 50 человек1 . К сожалению, в партизанских отрядах области длительное время отсутствовали специалисты по связи и подпольной печати, так как обкому ВКП(б) в достаточной мере не удалось обеспечить использование выпускников курсов на подпольной работе в тылу противника.
30 сентября 1941 г., за день до вторжения немецко-фашистских войск на территорию Курской области, бюро обкома ВКП(б) приняло постановление, согласно которому немедленной мобилизации подлежали партизанские группы, численностью 20 человек каждая, из Хомутовского, Крупецкого, Рыльского, Кореневского, Глушковского и Суджанского партизанских отрядов2 . Этим постановлением были назначены как командиры, так и комиссары партизанских групп. Фактически мобилизация партизанских отрядов западных районов области в базовые леса происходила в условиях начавшейся вражеской оккупации.
В течение октября 1941 г. Курский обком ВКП(б) продолжил организационно-мобилизационную работу. 17 октября в ряд районов области было направлено директивное письмо с требованием по расстановке сил и подбору кадров для частей народного ополчения, истребительных батальонов и партизанских отрядов. Были даны следующие указания райкомам: подобрать и выделить 10-15 человек для подпольной работы в других районах; 20-25 человек – для выполнения особых спецзаданий в тылу врага; 30-40 человек – для формирования партизанского отряда в каждом районе. Первоначально ответственность за четкое проведение этой работы, руководство организацией вооруженных отрядов и за их боеспособность в борьбе с противником возлагалась на секретарей райкомов3 . Поэтому в большинстве партизанских отрядов Курской области командирами и комиссарами стали работники райкомов ВКП(б).
Организация партизанских отрядов планировалась во всех 66 сельских районах области, причем в 6 районах должны были создаваться по 2 партизанских отряда, а в 33 районах – резервные отряды обкома ВКП(б). По получении директивного письма значительно ускорилось формирование партизанских отрядов на юго-западе и юге Курской области4 . В течение октября 1941 г. они были созданы в Шебекинском, Обоянском, Больше Солдатском, Краснояружском, Беловском, Новооскольском и других районах.
Оккупация западных территорий Курской области внесла коррективы в планы развертывания вооруженной борьбы в тылу противника и определила круг новых проблем, с которыми пришлось столкнуться областным и районным органам власти, командованию и личному составу партизанских отрядов, не имевшим необходимого опыта участия в этой борьбе.
О непростой ситуации, сложившейся в это время в партизанских отрядах области, свидетельствует ряд фактов. В донесении связного Дмитровского отряда В.М. Болотина сообщалось, что с 28 октября 1941 г. партизаны прекратили боевую деятельность по требованию колхозников района. Оккупанты пообещали за каждого убитого немецкого солдата уничтожать по 27 крестьянских семей. Некоторые местные жители угрожали выдать расположение отряда немцам в случае отказа выполнить их требование.
Рыльский партизанский отряд с началом оккупации района 5 октября 1941 г. остался без руководства. Немецкие власти арестовали командира отряда И.А. Дроздова как бывшего советского работника. После двухнедельного пребывания в тылу противника отряд был распущен по распоряжению комиссара А.Т. Майского, а бойцам было предложено пробираться в Старый Оскол, где находилось руководство области.
Если ситуация, сложившаяся в Льговском партизанском отряде, может рассматриваться как частный случай, то общими в организации партизанской борьбы стали проблемы неподготовленности к ведению боевых действий в тылу противника большей части бойцов и командиров, отсутствие отлаженной системы связи и управления формированиями, оставленными в тылу противника для вооруженного сопротивления оккупантам.
Учитывая сложившееся положение (из 32 созданных партизанских отрядов активно действовали только 5-6, а о деятельности 17 из них отсутствовали данные), бюро Курского обкома ВКП(б) 16 ноября 1941 г. признало работу по руководству партизанским движением неудовлетворительной. Для исправления сложившейся ситуации в кратчайшие сроки необходимо было отработать механизм оперативного управления партизанскими отрядами. Бюро обкома предложило начальнику УНКВД области капитану госбезопасности П.М. Аксенову наладить связь со всеми партизанскими отрядами, находящимися в районах, занятых врагом. В этих целях требовалось создать при управлении группу связи, закрепив за каждым ее работником определенный отряд. Обеспечение регулярной связи должно было положительно сказаться на активизации деятельности всех партизанских отрядов.
Наряду с действующими крупными отрядами было решено приступить к организации в колхозах и оккупированных населенных пунктах, занятых врагом, мелких партизанских групп численностью 3-5 человек, которые должны стать организаторами жителей этих пунктов на борьбу с фашистскими захватчиками. Было рекомендовано создать в Курске боевую диверсионно-террористическую группу, численностью 30-40 человек.
Одновременно с посылкой в районы, захваченные врагом, диверсионных групп, 4-й отдел УНКВД должен был перейти к переброске в тыл противника одиночек-диверсантов в массовом количестве с задачами: совершение диверсий, терактов, расклейка и написание антифашистских лозунгов и т.д. Для этой цели обкому ВЛКСМ и УНКВД поручалось в 10- дневный срок подобрать и подготовить через спецшколу 300 комсомольцев, в основном девушек, которым легче будет законспирироваться в тылу противника.
Позитивные изменения в процессе организации сопротивления оккупантам произошли в конце зимы 1942 года. В это время численность партизанских отрядов, действовавших в тылу противника на территории Курской области, начала расти за счет притока в них местного населения, столкнувшегося с репрессивной политикой оккупационных властей, и не принявшего насаждаемый ими «новый порядок»2 . Активизировавшаяся разъяснительная работа, проводимая подпольными партийными органами, выпускаемые ими листовки-обращения с призывом вступать в партизанские отряды, сообщения об успехах Красной Армии в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой способствовали осознанию мирными жителями необходимости взяться за оружие.
Ссылаясь на то, что проходящая по территории области сплошная линия фронта и создание противником целого ряда укрепленных узлов значительно затрудняют связь с партизанскими отрядами, подпольем, диверсионными группами, отрицательно отражается на руководстве ими, обком обратился в ЦК ВКП(б) с просьбой: выделить в его распоряжение два самолета, оборудованных для ночных полетов, и 2-3 портативные радиостанции; решить вопрос об обеспечении партизанских отрядов продуктами питания, разрешив использовать для этой цели 150-200 тыс. рублей из средств местного бюджета; решить вопрос о материальном обеспечении командования отрядов и членов их семей; выделить бумагу для издания листовок-обращений к населению оккупированных районов.
Весна – осень 1942 г.
Весной 1942 г. Курский обком ВКП(б) продолжил общее руководство партизанской борьбой в оккупированных районах. 21 апреля 1942 г. бюро обкома заслушало сообщение начальника областного управления НКВД майора госбезопасности П.М. Аксенова о дальнейшем развертывании партизанского движения на территории, оккупированной противником. Было решено до 20 мая 1942 г. осуществить заброску в тыл противника 30 групп (90 чел.) из числа подготовленных в спецшколе кадров для организации партизанских отрядов в ряде районов области (Дмитровский, Дмитриевский, Льговский, Глушковский, Суджанский, Грайворонский, Белгородский, Малоархангельский, Щигровский). В их задачу входило систематическое разрушение железнодорожных и других коммуникаций и средств связи, разгром штабов и гарнизонов противника, ведение военно-политической разведки.
Постановлением предусматривалось пополнение спецшколы УНКВД, в том числе и за счет инвалидов войны, физические недостатки которых не мешают им еще активно бороться с захватчиками. Планировалось дополнительно забросить в тыл 50 организаторов партизанских групп, организовать партизанские отряды в Поныровском, Глазуновском и Глушковском районах, переправив их в тыл противника до 1 мая; перебросить в тыл к 10 мая резервные отряды; принять меры к обеспечению радиосвязью отдельных отрядов1 . К сожалению, основным фактором, тормозившим развитие партизанского движения, продолжала оставаться нехватка вооружения, что практически не учитывалось в принимаемых обкомом постановлениях.