Файл: Лекции Основы семейного консультирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа к лекции «Основы семейного консультирования»





  1. Задачи, реализуемые в ходе групповой работы с родителями:

• повышение сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения;

• обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка;

• активизация познавательной активности родителей в сфере взаимодействия с ребенком;

• обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания»;

• обучение методам рефлексии и саморефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений.

  1. Преимущества групповой работы:

  • групповой опыт позволяет не замыкаться в своем узком жизненном пространстве со своей проблемой и способствует открытости человека;

  • особенность «зеркального эффекта» помогает ощутить безоценочную обратную связь со стороны группы и почувствовать эмоциональную связь и поддержку;

  • в группе участники могут идентифицировать себя с другими, тем самым лучше осознавая необходимость применения новых эффективных способов поведения;

  • в группе человек обучается новым коммуникативным умениям и имеет возможность попробовать себя в новых моделях поведения;

  • группа помогает самораскрытию каждого человека, самопознанию и осознанию проблемы, с которой пришел человек к группу;

  • в группе быстрее достигается эффект обучения;

  • групповая работа позволяет помочь сразу многим людям в решении сходной проблемы (это эффективно).




  1. Аспекты, на которые следует обращать внимание при проведении групповых занятий.Во-первых, это организация проведения занятий. Это имеет немаловажное значение, поскольку настраивает родителей и детей на серьезное отношение к занятиям. Занятия должны проходить в закрытом помещении, без телефона, куда не должны входить посторонние. Комната должна быть оборудована как тренинговый зал, потому что занятия для взрослых и детей включают элементы социально-психологического тренинга и различные активные игровые методы (могут быть представлены в форме тренинга). Работа в тренинговом кругу позволяет сделать атмосферу родительских семинаров-практикумов более неформальной и доверительной.


Оборудование, необходимое для групповых занятий, требуется готовить заранее (графопроектор, телевизор, флипчарт, раздаточный стимульный материал и др.). Стабильность времени проведения группового занятия важна и для детей, и для взрослых, потому что формирует как чувство ответственности, так и является важным психолого-педагогическим условием для эффективной работы группы.

Во-вторых, важно грамотно избрать логику структуры каждого занятия. Общая продолжительность занятия для родителей - три часа, совместных детско-родительских занятий (при условии включения в структуру занятия больших совместных игр на сотрудничество) - 1,5-2 часа. Каждое занятие, независимо от этапа осуществления коррекционной программы и конкретного содержания, включает три части: вступительную, основную и заключительную.

Во вступительной части, на наш взгляд, важны два аспекта: установление доверительно-эмоционального контакта руководителя с группой и релаксативный блок упражнений, способствующий снятию напряжения, зажатости у участников коррекционных занятий.

В основной части выбор сценария обусловлен прежде всего проблемой, решаемой в процессе занятий и психологическими особенностями участников группового занятия (уровень образованности, коммуникативная открытость, активность и др.). Как показывает опыт, важно включить в основной этап упражнения диагностического характера («Я как родитель», «Кто Ваш ребенок?»; проективные методики «Дом. Дерево. Человек.»; «Автопортрет»; «Розовый куст»; «Семейная социометрия»и др.; тесты и опросники).

Необходимо также включать в основной этап упражнения, способствующие сплочению группы, развитию группового мнения по отношению к проблеме, решаемой в процессе коррекционных занятий («Волшебный стул», «Айсберг», «Дождь», и др.). Разрабатывая сценарий основного этапа, особое внимание необходимо уделить отбору упражнений, чтобы они не напоминали «калейдоскоп», а четко прослеживали последовательный механизм решения проблемы, которая привела участников в данную группу. Работая над программой гармонизации отношений родителей с ребенком важно включить этапы пошагового формирования умений конструктивного общения: осознание себя как родителя; актуализация представлений связанных с образом ребенка (конкретный возраст, его специфика); актуализация представлений о собственном ребенке; ознакомление родителей с тактикой общения с ребенком определенного возраста; закрепление позитивных установок родителей на конструктивное общение с ребенком; закрепление у родителей умений и навыков конструктивного общения; рефлексия собственной позиции по отношению к ребенку после полученного в группе знания.



Стимулом для активности родителей, их творческого отношения к занятиям, целенаправленной деятельности участников группы во время занятий и развитие рефлексивных умений служат домашние задания, предлагаемые родителям. Домашние задания разноплановы: «Хронометраж времени, которое Вы проводите с ребенком», «Оцените Вашу тактику предъявления требований ребенку», «Опишите свое поведение по отношению к ребенку, когда Вы испытываете удовольствие от общения с ним», «Напишите письмо своему ребенку и расскажите о своих детских впечатлениях», «Заполните вместе с ребенком “Визитную карточку”».

В основу всей структуры занятий в родительской группе положен принцип рефлексивности. Он позволяет участникам проанализировать свой прошлый социальный опыт родителя-воспитателя, развивать рефлексивные способности, активизировать познавательные способности родителей в области воспитания и тем самым создать мотивацию на изменение стереотипных установок на воспитание.

Третий этап в структуре группового занятия - заключительная рефлексия. Он включает в себя как выявление отношения участников занятий к их содержанию, методике проведения, организации, так и манере общения руководителя с группой.

Данный аспект рефлексии позволяет осуществить подведение итогов работы, на основании чего возможно планирование следующего коррекционного занятия. Одновременно с этим рефлексивные задания и упражнения направлены на развитие саморефлексии, что помогает пронаблюдать динамику коррекции проблем, характер сложившихся в группе отношений, настроенность участников на последействие: внесение в реальную жизнь семьи позитивного изменения в результате тактики конструктивного общения с ребенком.

  1. Этические кодексы психолога, определяющие деятельность профессионала (Ethical Principles of Psychologists, 1981). Для тех же, кто непосредственно работает с людьми в сфере психологического воздействия, эти нормы еще жестче и строже, еще больше требований и ограничений накладывают они на психолога-практика, (Specialitу Guidelines for the Delivery of Services by Counseling Psychologists, 1981). Далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Об этических принципах психологического консультирования и психотерапии написаны целые тома, в которых подробно обсуждаются сложные ситуации, в том числе, как следует вести себя консультанту, если в ходе приема он узнает, что его клиент замышляет асоциальный поступок, если он видит следы побоев и насилия на теле у ребенка, если родители хотят узнать что-то о своем скрытном ребенке-подростке и т.д. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д. Конечно же, в нашей стране ожидать, что несоблюдение профессиональных принципов и требований будет строго наказываться, пока не приходится: для этого нет необходимых условий, таких, как организованное профессиональное сообщество, юридически узаконенные лицензии и разрешения на практику, унифицированная система подготовки и т.д. Но следует помнить, что существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия. Остановимся подробнее на некоторых этических требованиях, следование которым, с нашей точки зрения, является особенно важным (Бодалев А.А., Столин В.В, 1987; Столин В.В., 1982).


Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

За этой формулировкой скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

Ориентация на нормы и ценности клиента

Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.

Запрет давать советы

Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности

Анонимность Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям.

Разграничение личных и профессиональных отношений

Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, в своем отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам; о некоторых из них будет сказано ниже. В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное значение для работы с пациентами: а) “перенос”, то есть склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б) “контрперенос”, то есть склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом.


Включенность клиента в процесс консультирования

Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто “внимал” специалисту, а ему было действительно интересно