Файл: Занятие 1 Задание Перечислите основные принципы устройства государственного и муниципального бюджета, раскройте их содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Задание 1.

Перечислите основные принципы устройства государственного и муниципального бюджета, раскройте их содержание.

Ответ:

Принципы и роль государственных и муниципальных финансов: федерализм, законность, гласность, плановость.
1. Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

  1. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

  2. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

  3. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.



Задание 5.

Перечислить элементы структуры, составляющих понятие «государственные финансы».

Ответ:

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Федеральный бюджет;

  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;

  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)

  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.


К категории "государственные финансы" следует также отнести такие понятия как:

  • государственный кредит;

  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;

  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды;

  • бюджетная система;

  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2
Задание 3.

Дать перечень неналоговых доходов государственного бюджета и бюджета субъекта РФ.

Ответ:

К неналоговым доходам - по законодательству Российской Федерации относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

а также иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
К неналоговым доходам бюджетов субъектов относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности области, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе:

-средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности области;



-средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

-средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной собственности области, под залог, в доверительное управление;

-плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

-доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим области;

-другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности области;

2) часть прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий области, остающаяся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых законом области об областном бюджете;

3) доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываемые в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отраженные в доходах областного бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в областной государственной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг;

4) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Администрации области, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

5) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного области, и иные суммы принудительного изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, решениями судов;

6) доходы, получаемые от продажи имущества, находящегося в государственной собственности области, подлежащие зачислению в областной бюджет в полном объеме.

7) плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;

8) платежи за пользование лесным фондом в части,
превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;

9) иные неналоговые доходы, зачисляемые в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3
Задание 1.

Каждому из приведенных ниже положений (таблица 1), отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие (таблица 2)

Таблица 1 Определения и понятия



п/п

Определения и понятия

Вставить

буквенные обозначения терминов



Нормативный акт, определяющий базовые требования, которым должны соответствовать система государственного управления в субъектах Российской Федерации

А?



Совокупность компаний, транспортных коммуникаций и инженерных объектов, призванных обеспечить нормальное функционирование городского или сельского поселения

Д



Совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов

Е



Фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в соответствии с федеральным законодательством

Ж



Совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами

В

6.

Виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти или должностных лиц.

А

Таблица 2 - Термины и категории для выбора ответов, соответствующим заданиям таблицы 1*)

А. Функции управления

Б. Муниципальный сектор экономики

В. Государственный сектор экономики 

Г. Конституция РФ


Д. Государственные и муниципальные финансы

Е. Инфраструктура муниципального образования

Ж. Внебюджетные фонды


*) среди приведенных терминов и понятий могут быть дистракторы – лишние понятия или терминов.
ОТВЕТ представить в таблице 3:

Таблица 3 - Соответствие терминов и определений в задании 3

Код термина

1

2

3

4

5

6

Код содержания



















Задание 4.

Перечислить органы, осуществляющие управление финансовыми ресурсами, охарактеризовать их функции, исходя из институционального подхода.

Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

  • комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

  • Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

  • Центральный банк Российской Федерации;

  • Счетную палату Российской Федерации;

  • Федеральную таможенную службу;

  • Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

АНАЛОГИЧНО ПЕРЕЧИСЛИТЬ И ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

На уровне субъектов РФ:

  • комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

  • министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

  • главные управления Банка России субъектов Федерации;

  • Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

  • Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

  • Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

  • Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.