Файл: Занятие 1 Задание Перечислите основные принципы устройства государственного и муниципального бюджета, раскройте их содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Задание 1.
Перечислите основные принципы устройства государственного и муниципального бюджета, раскройте их содержание.
Ответ:
Принципы и роль государственных и муниципальных финансов: федерализм, законность, гласность, плановость.
1. Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
-
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. -
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д. -
Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Задание 5.
Перечислить элементы структуры, составляющих понятие «государственные финансы».
Ответ:
Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:
-
Федеральный бюджет; -
Бюджеты субъектов Российской Федерации; -
Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды) -
Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.
К категории "государственные финансы" следует также отнести такие понятия как:
-
государственный кредит; -
налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды; -
неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды; -
бюджетная система; -
другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2
Задание 3.
Дать перечень неналоговых доходов государственного бюджета и бюджета субъекта РФ.
Ответ:
К неналоговым доходам - по законодательству Российской Федерации относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
а также иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
К неналоговым доходам бюджетов субъектов относятся:
1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности области, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе:
-средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности области;
-средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
-средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной собственности области, под залог, в доверительное управление;
-плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
-доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим области;
-другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности области;
2) часть прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий области, остающаяся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых законом области об областном бюджете;
3) доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываемые в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отраженные в доходах областного бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в областной государственной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг;
4) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Администрации области, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
5) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного области, и иные суммы принудительного изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, решениями судов;
6) доходы, получаемые от продажи имущества, находящегося в государственной собственности области, подлежащие зачислению в областной бюджет в полном объеме.
7) плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;
8) платежи за пользование лесным фондом в части,
превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;
9) иные неналоговые доходы, зачисляемые в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3
Задание 1.
Каждому из приведенных ниже положений (таблица 1), отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие (таблица 2)
Таблица 1 Определения и понятия
№ п/п | Определения и понятия | Вставить буквенные обозначения терминов |
| Нормативный акт, определяющий базовые требования, которым должны соответствовать система государственного управления в субъектах Российской Федерации | А? |
| Совокупность компаний, транспортных коммуникаций и инженерных объектов, призванных обеспечить нормальное функционирование городского или сельского поселения | Д |
| Совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов | Е |
| Фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в соответствии с федеральным законодательством | Ж |
| Совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами | В |
6. | Виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти или должностных лиц. | А |
Таблица 2 - Термины и категории для выбора ответов, соответствующим заданиям таблицы 1*)
А. Функции управления Б. Муниципальный сектор экономики В. Государственный сектор экономики Г. Конституция РФ | Д. Государственные и муниципальные финансы Е. Инфраструктура муниципального образования Ж. Внебюджетные фонды |
*) среди приведенных терминов и понятий могут быть дистракторы – лишние понятия или терминов.
ОТВЕТ представить в таблице 3:
Таблица 3 - Соответствие терминов и определений в задании 3
Код термина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Код содержания | | | | | | |
Задание 4.
Перечислить органы, осуществляющие управление финансовыми ресурсами, охарактеризовать их функции, исходя из институционального подхода.
Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.
На федеральном уровне институциональная структура включает:
-
комитеты Государственной Думы и Совета Федерации; -
Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу); -
Центральный банк Российской Федерации; -
Счетную палату Российской Федерации; -
Федеральную таможенную службу; -
Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.
АНАЛОГИЧНО ПЕРЕЧИСЛИТЬ И ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
На уровне субъектов РФ:
-
комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти; -
министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору; -
главные управления Банка России субъектов Федерации; -
Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации; -
Таможенную службу субъекта Российской Федерации; -
Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам; -
Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.