Файл: Основы мастерства индивидуального воздействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы мастерства индивидуального воздействия

Известный историк и психолог Б.Ф. Поршнев, изучая истоки человеческого общения и взаимодействия, пришел к выводу, что в своей исходной сути речь является спосо­бом внушения, или суггестии, самым мощным и могуще­ственным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека. В основе внуше­ния лежит доверие. Поэтому, защищаясь от внушения, че­ловек очень осторожно, постепенно проявляет доверие к незнакомому, новому человеку, а уже со знакомыми людьми строит свои доверительные отношения в зависи­мости от опыта совместной с ними деятельности.

Внушение – психологическое воздействие одного лица на другое или группу лиц, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли.

Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие. Следует заметить, что при весьма настойчи­вом воздействии может последовать совсем обратная ре­акция, не просто отказ, а противоположное решение. Есть менее, есть более внушаемые люди, но действие внушения распространяется практически на каждого.

Важно учитывать ряд факторов, которые оказывают влияние на эффективность воздействия внушением. Это прежде всего возраст. Каждое слово взрослого маленький ребенок воспринимает как абсолютную истину, усваивая необыкновенно прочно правила и нормы, первичные сведе­ния о мире и людях. Внушаемость ребенка обратно про­порциональна его возрасту. Доверие ребенка к хорошему педагогу поистине безгранично. Перешагнув порог школы, став вашим воспитанником, он безгранично верит вам, ка­ждое ваше слово для него – святая истина. С возрастом критичность повышается, но не в связи с биологическим ростом, а в связи с ростом объема знаний. Чем он больше, тем более широкий спектр информации подвергается со­мнению. Старшеклассники гораздо чаще, чем младшие школьники отвергают бездоказательную информацию. Пренебрежение аргументами в работе с ними может суще­ственно подорвать авторитет педагога.

Основными формами косвенного внушения являются намек, внушающее косвенное одобрение или косвенное осуждение.

Намек – воздействие на эмоции и установку школьника путем шутки, иронии, совета, аналогии. Ученику, отлынивающему от работы, учитель заботливо говорит: “Ты случайно не устал?”.


Внушающее косвенное одобрение применяется для воспитания у школьника чувства уверенности в своих силах и возможностях, для стимулирования активности учащихся (“Мне кажется, что наиболее точно передан характер персонажей в сочинении Тани”).

Убеждение – метод педагогического воздействия, при котором воспитатель обращается к сознанию, чувствам и опыту детей с целью формирования у воспитуемых сознательного отношения к действительности.

Убеждение, являясь также вербальным воздействием, принципиально отличается от внушения. Понятие “убеж­дение” включает, с одной стороны, воздействие, влияние на сознание личности, а с другой – результат этого про­цесса как устойчивую систему взглядов, на основе кото­рых формируется потенциальная готовность личности действовать.

Убеждение – воздействие, в значительной мере опираю­щееся на интеллект слушающего, апелляция к его знаниям, логическому мышлению, жизненному опыту. Позиция, сло­жившаяся в результате убеждения, при всей своей твердости поддается пересмотру. Наличие убеждений свидетельствует о социальной зрелости личности. Процесс убеждения по­зволяет развивать у учащихся их логические возможности, способствует раскрытию творческого потенциала.

В принципе, аргументация в процессе убеждения может строиться либо от конкретного к более общему (индук­тивный способ), либо от общего к частному (дедуктивный способ). Чем меньше человек знает о предмете рассужде­ния, тем эффективнее первый способ подбора аргументов. Еще Аристотель в своей книге “Риторика” выделял два способа доказательства истины: пример и силлогизм. Раз­ница между ними заключается в том, что в примере осно­вой рассуждения является частный случай, а в силлогизме – общее положение. Пример нагляднее, а силлогизм доказательнее. Итак, основой процесса убеждения являет­ся аргументация. Есть ряд правил, которые необ­ходимо учитывать в процессе построения убеждения:

– нельзя использовать аргументы, не являющиеся оче­видными для учеников;

– в поиске аргументов надо хорошо ориентироваться в объеме знаний учащихся;

– аргументы должны быть истинными и очевидными для учеников;

– количество аргументов должно быть достаточным для доказательства;



– вначале следует использовать наиболее сильные аргу­менты, но не все;

– часть сильных аргументов важно привести в заключении, ибо лучше всего запоминается не только первая, но и по­следняя фраза;

– самый эмоциональный и лаконичный аргумент должен прозвучать последним (лучше всего запоминается не толь­ко рациональный смысл, но и его эмоциональное содер­жание);

– учитывая особенности памяти, а также время, необхо­димое для осмысления информации, следует повторять главную мысль, используя многообразие синонимов;

– в подборе аргументов важно учитывать жизненный опыт ученика, не допуская существенного расхождения между тем, что говорит учитель, и мнением, уже сущест­вующим у учеников;

– необходимо учитывать эмоциональное отношение к фактам. Поколебать убеждения, сложившиеся на основе эмоционального отношения, очень часто не могут ника­кие логические доводы. Однако следует учитывать, что эмоциональное отношение к событию не всегда устойчи­во, и эффективность воздействия может быть достигнута позднее;

– мнение, сложившееся в результате дискуссии или спора, наиболее устойчиво, чем мнение, которое создалось в ре­зультате монологического воздействия и пассивного при­нятия чьей-то точки зрения.

Однако бывают барьеры вербального воздействия (внушение, убеждение) иного порядка, связанные с непони­манием. Б.Ф.Поршнев выделяет четыре уровня непонима­ния: фонетический, семантический, стилистический и ло­гический.

Фонетическое непонимание может быть от незначитель­ного (отдельные слова) до полного. Если с нами будут го­ворить на непонятном для нас языке (иностранный язык, которого мы не знаем) можно не беспокоиться о возмож­ности воздействия – оно не может состояться. Неполное понимание будет не только тогда, когда произносят непо­нятные слова, но и тогда, когда о знакомых вещах гово­рят очень быстро, обнаруживая плохую дикцию, произношение, когда слова подкрепляются неадекватны­ми для слушающего жестами.

Семантический уровень непонимания связан с разным смысловым содержанием одних и тех же слов. Расхождение может быть от незначительного до существенного и даже противоположного. Часто именно семантическое непони­мание возникает в общении детей и взрослых. Психологи, лингвисты в этих случаях говорят об урезанности семанти­ческих полей слов в детской речи. Как правило, семантиче­ский
уровень непонимания проявляется в том случае, если существует расхождение в ассоциациях, знаниях того культурного кон­текста, который позволяет адекватно воспринимать не только происходящее, буквальное значение слов и выраже­ний, но и другие подразумевающие смыслы.

Особенно отчетливо можно проследить семантическое непонимание при употреблении жаргонов. Однако жаргон используется не только для сообщения, он является свое­образным паролем для принятия в соответствующий со­циум. Жаргон не всегда несет в себе желание говорящего быть понятым. Существует научный, профессиональный, студенческий, подростковый жаргон.

Стилистический уровень непонимания. Стиль сообще­ния, стиль коммуникации так же, как и фонетика, и семанти­ка, отражает групповую принадлежность говорящего. Ес­ли стиль коммуникации воспринимается как “чужой”, а тем более как “враждебный”, то понимание не состоится. Следует учитывать, что различение (дифференциация) “своего” и “чужого” происходит не по объективным при­знакам стиля, а по субъективным представлениям слу­шающего. Важно отметить, что стиль – это не только спо­соб вербального сообщения, но и способ достижения со­ответствия и его формы, и его содержания.

Логический уровень непонимания связан с неприятием логики и аргументов говорящего.

Если мы хотим усилить эффективность воздействия, не­обходимо стремиться к преодолению не только внешних барьеров, но и внутренних. Общение – процесс двусторонний. Преодолеть барьеры можно взаимным стремлением при­влечь и поддержать внимание. Новизна информации, ее ин­тенсивность и эмоциональная окрашенность способствуют решению этой задачи.

Необходимо отметить, что убеждение и внушение часто настолько тесно связаны между собой, что их нельзя четко дифференцировать. Общие черты убеж­дения и внушения, следующие:

1) основным средством влияния как при убеждении, так и при внушении является слово;

2) по ре­зультатам воздействия в большинстве случаев трудно различить, является ли соответствующий акт поведения воспитанника след­ствием внушения или следствием убеждающего воздействия.

Убеждение, произнесенное тусклым, безразличным тоном, при без­жизненной мимике преподавателя, даже при безукоризненной ло­гике часто оказывается бесполезным, также, как и внушение невоз­можно, если нарушаются законы логики.


Следовательно, убеждение и вербальное (словесное) внуше­ние тесно взаимосвязаны и часто выступают в качестве единого, комплексного средства воздействия на психику человека. Убежде­ния должны носить внушающий характер, также, как и внушение обязано подготовить почву для убеждений. Основное отличие убеждения от внушения можно считать условным, так как в лю­бом случае слово действует как на сознание, так и на чувства. Одна и та же мысль может быть высказана и в виде убеждающе­го воздействия, и в виде внушения, поскольку помимо словесной формы, выражающей смысл информации, в контексте всегда реа­лизуются компоненты педагогической деятельности, которые мо­гут усилить или ослабить этот смысл.