Файл: А Жизнь есть страдание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ж) Смысл человеческой реализация творческой способности

Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (Творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т. п.). Идеализм рассматривает художественное творчество как божественную одержимость (Платон), как «животворное дыхание бессознательного» (Э. Гартман), как мистическую интуицию (Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд). Согласно марксистско-ленинской теории; в процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в т. ч. воображение, а также обретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла. Возможности для творческой деятельности зависят от общественных отношений. Социализм, преодолевая отчуждение труда и человеческих способностей, существующее в обществе, основанном на частной собственности, создает условия для развития всех видов творчества и развития творческих способностей у каждой человеческой личности.

В самом широком смысле, можно сказать, что творчество — деятельность, направленная на создание нового, никогда ранее не существовавшего, поэтому оно отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. В результате творчества создаются новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания.

Творчество — многоликий феномен. Поэтому разные грани творчества становились предметом исследования в различные эпохи. Внутри творчества проступали разные аспекты — объектный, эмоциональный, информационный, коммуникативный, психологический, личностный.

Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действи­тельности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценно­стей, новых, более прогрессивных, форм управления, воспитания и раздвигающая пре­делы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а кон­кретнее, трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружаю­щего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важней­шим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой - творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую дея­тельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необ­ходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качест­венно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить. Таким образом, прин­цип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность.


З) Каждая культура уникальна

Из идей Шпенглера развилось новое направление в культуро­логии и философии науки. После работ Шпенглера исследователи стали замечать то, что раньше ускользало от внимания. Теперь уже нельзя обойтись без исследования того, как, каким образом внерациональные смысловые основания культуры детерминируют развитие не только религии и искусства, но и науки и техники. И заслуга от­крытия (постановки) этой проблемы принадлежит Шпенглеру.

Итак, в основе каждой культуры лежит душа, а культура — это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь все живое смертно. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небы­тие вместе со смертью. Такова судьба всех культур, которые рожда­ются в этот мир из таинственного хаоса душевной жизни. Шпенглер по-настоящему не объясняет истоки и причины этого рождения, но за­то дальнейшая судьба культуры нарисована им со всей возможной выразительностью. «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость» (Там же. С. 265). «Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно-младенческого челове­чества пробуждается и отслаивается великая душа... Она расцветает на почве строго отмежеванного ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук...»

По Шпенглеру, каждая культура имеет не только свое искусство (к этой мысли все уже привыкли), но свое собственное естествознание и даже свою уникальную природу, ибо природа воспринимается челове­ком через культуру. «Каждой культуре присущ уже вполне индивиду­альный способ видения и познания мира- как природы, или—одно и то же—у каждой есть своя собственная, своеобразная природа, каковой в точно таком же виде не может обладать ни один человек иного склада. Но в еще более высокой степени у каждой культуры... есть... собственный тип истории, в... стиле которой он непосредственно созерцает, чувствует и переживает общее и личное, внутреннее и внешнее, всемирно-исто­рическое и биографическое становление»

И) Природа человека противоречива

Одним из наиболее интересных свойств природы человека является его противоречивость. Н. А. Бердяев писал, что человек может познавать себя «сверху и снизу», из божественного начала и из демонического в себе начала. «И он может это делать потому, что он двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное. Высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму»



Наиболее очевидным проявлением этого свойства природы человека является следующее. Человек — самое слабое существо в мире млекопитающих, его инстинкты слабее, дети беспомощней, чем у животных. И в то же время он самый значимый элемент не только общества, культуры, но и Вселенной. Действительно, «мир таков, каков он есть, потому что есть люди на Земле. Человек создал биосферу Земли и этим изменил Космос»

Существует множество внутренних, духовных, экзистенциальных противоречий, которые несет в себе человек.

• Будучи высоко пластичным, человек ни в какой момент своей жизни, начиная с первых месяцев ее, не является совершенно аморфной массой, готовой принять любую, «наложенную извне» форму.

• Будучи существом материальным, человек не может жить только в материальном мире. Воздействие внешнего мира всегда органично сочетается с полновесным влиянием на человека его внутреннего, созданного воображением и воспринимаемого как реальность, мира. За придуманные им самим мифы и идеи он готов отдать самое дорогое - свою жизнь и жизни других людей. Иногда взаимодействие реального и воображаемого пространств бытия человека гармонично, уравновешено. Иногда одно преобладает над другим, иногда у человека возникает трагическое ощущение взаимоисключения этих двух сторон его жизни. Но всегда и тот, и другой мир необходимы человеку, всегда он живет в них обоих.

• Человеку свойственно жить одновременно и по рациональным законам, и по законам совести, добра и красоты, а они зачастую не только не совпадают, но прямо противоречат друг другу.

• Будучи детерминирован социальными условиями и обстоятельствами, человек сам создает эти условия, и среда его бытия во многом зависит от него самого. Даже находясь в полном одиночестве, человек ориентируется на общественные стереотипы и установки, испытывает острую потребность в нриродненности. В то же время никогда ни один человек не поглощается полностью обществом, не «растворяется» в нем, он всегда сохраняет свою автономность. Даже адаптированный к самым жестким социальным условиям человек сохраняет хотя бы минимум самостоятельности своих реакций, оценок, поступков, минимум способности к саморегуляции, к автономности своего существования, своего внутреннего мира, минимум непохожести на других. Никакие условия не могут лишить человека внутренней свободы, которую он обретает в воображении, творчестве, мечтах.


• Свобода — одна из высших ценностей человека, извечно ассоциирующаяся со счастьем. Ради нее человек способен отказаться даже от своего неотъемлемого права на жизнь, от стремления к самосохранению. Но достижение полной независимости от других людей, от ответственности перед ними и за них, от обязанностей и пр. делает человека одиноким и — несчастным.

• Человек осознает свою «ничтожность» перед мирозданием, природными стихиями, социальными катаклизмами, судьбой, Богом и т.н. И вместе с тем нет людей, которые не имели бы чувства собственного достоинства, унижение этого чувства чрезвычайно болезненно воспринимается всеми людьми: детьми и стариками, слабыми и больными, социально зависимыми и угнетенными. В то же время чувство собственного достоинства не исключает самокритичности и даже самоуничижения.

• Человеку жизненно необходимо общение и в то же время он стремится к уединению, и оно оказывается тоже очень важным для его полноценного развития.

• Человек — одновременно существо рутинное и творческое: проявляет креативность и тяготеет к стереотипам, в его жизни большое место занимают привычки.

• Человек — существо в определенной мере консервативное, стремящееся сохранить традиционный мир, и революционное, разрушающее устои, переделывающее мир под новые идеи, «иод себя».