Файл: Стихи и песни о Великой Отечественной войне.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок литературы в 8 классе

Тема: Стихи и песни о Великой Отечественной войне
• Цель: Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
• Показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединились с личными переживаниями;
• Помочь почувствовать пафос поэзии военных лет;
• Развивать навыки выразительного чтения.
Ход урока
1 Орг. момент. Приветствие
2 Вступление учителя
Приветствие. Тема нашего сегодняшнего урока «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».
Совсем скоро мы с Вами будем праздновать 78 годовщину со Дня победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Будем вспоминать погибших воинов, слушать рассказы ветеранов, читать стихи и петь песни о войне.
Давайте подумаем, зачем вообще нужны стихи и песни? Почему одни люди пишут стихи и читают их другим? Почему они сочиняют и поют песни? (ответы)
Наверное, у каждого человека возникает в душе ощущение, некая вибрация, когда он хочет поделиться своими мыслями. Наверное, именно стихами и песнями мы находим близких нам по духу людей.
3 Стихи и песни о ВОВ.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов также подарила миру много стихов и песен. Видимо потому, что людям у костра, на привале, очень нужна была песня, которая поддерживала их и помогала им. Очень нужны были песни и стихи, которые передавали эмоции в течение долгих четырёх лет.
А) Какие песни появились в самом начале ВОВ? (Рассказ учащихся Мустафаевой Нади, Жекшенбаевой Дины).
Б) Одним из известных поэтов – песенников был Михаил Исаковский. ( показать слайд. Портрет Исаковского с датами жизни). Дома вы готовили рассказ по учебнику о поэтах – песенниках. Расскажет нам о поэзии М.Исаковского (Снежана Головкина.)
В 1945 году он написал песню «Враги сожгли родную хату» мы послушаем её и немного о ней поговорим. ( Звучит песня и идут слайды). Смотрите, как странно. Песня написана в 1945 году, в год победы, а начинается она словами: «Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью….печаль свою?» Почему-то именно о печали он решает порассуждать? Вот что странно ещё в этой песне. Солдат приходит с войны домой.» Я шел к тебе 4 года…» И он решает выпить за упокой души близких, которых он не сумел застать в живых. Удивительное дело, Библейские символы появляются в песнях Советской страны. Не странно ли это?! Главный герой песни солдат, не генерал, не маршал, а солдат, который вынес на своих плечах все тяготы войны.

В) Вот о таких простых солдатах пишет ещё один человек, который станет потом не только поэтом - песенником, но и родоначальником авторской песни. Бард Булат Шалвович Окуджава «Песенка о пехоте» (Звучит песня, идут слайды). Посмотрите, а в этой песне мы видим уже другую ситуацию: «Простите пехоте, что так не разумна бывает она. Куда ж мы уходим, когда над землёю бушует весна»? В этой песне мы увидим, что автор извиняется за простого солдата, который вынужден уходить с этой земли, исполнив свой долг. Как в песне Исаковского «солдат – слуга народа», вы помните! И в этой же песне Окуджава скажет: «Не верьте, не верьте, когда по садам закричат соловьи. У жизни со смертью, ещё не окончены счёты свои».
Г) Вот такие же соловьи, о которых пишет Окуджава станут героями ещё одной песни на слова А.И.Фатьянова «Соловьи». (Портрет Фатьянова, строки «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Пусть солдаты немного поспят»). Расскажет нам о создании этой песни.( Сагунов Сергей)
Мы видим в песне Фатьянова и весну, и привал, на котором не может заснуть солдат, вспоминая родимый дом. И удивимся мирным звукам среди звуков войны: Почему вдруг соловьи будят солдат и почему – то солдат этими мирными звуками согревается, вспоминает родимый дом, и чувствует, что окружающие его люди также близки ему по духу и точно также думают о тех, кого оставили они в далёком тылу. Фатьянов начинает свою песню словами: ( слайд Соловьи Пришла и к нам ….. поют шальные соловьи..) . Послушаем строчки этого произведения: Фатьянов «Соловьи» (чтение наизусть (Ковалёва О.).
- О каком периоде войны здесь идёт речь?

-Какие словесные картины вы могли бы нарисовать по прослушанному стихотворению А.Фатьянова «Соловьи»? Какие краски бы использовали?
– Почему песню «Соловьи» называют народной?
А вот Б. Ш. Окуджава в другой своей песне «Здесь птицы не поют» ( слайд, чтение « Здесь…. Врастаем в землю тут»). Посмотрите, какой странный глагол: врастаем - врастаем как деревья? Или врастаем, потому что не имеем права сдвинуться назад, пропустить врага к тем самым тылам, к совему родному дому, который защищал простой солдат.
Д) О том самом родном доме вновь, как будто в диалоге с Окуджавой состоя, снова говорит нам М. Исаковский в своей песне «Катюша». Песне знаменитой, песне, ставшей символом Советской страны, символов России. ( Слайд. Катюша. Расцветали …. На крутой». В этой песне мы особенно не увидим примет войны. Катюша на высоком, крутом берегу вспоминает друга, вспоминает письма, которые так ждёт. Одноко именно это ожидание согревает солдата, когда он на привале так ждал весточки о своей любимой, или, получив это долгожданное письмо, с радостью его читал. Песня Катюша существует многие годы и дарит радость не одному поколению Советских людей. Но интересно ещё и то, что она дала название одному из орудий времен ВОВ (слайд: Катюша – неофициальное название бесствольных систем реактивной артиллерии). Песня «Катюша» рассказывает нам о тех звуках мира, противоположных тем, которые звучали на фронте. Но на фронте были не только бои и привалы, но и дороги. Долгие дороги, по которым шли солдаты, дороги, во время пути, по которым солдаты размышляли о доме и о том, когда же закончится война .


Е) Осенью 1945 года Л.Ошанин (слайд, портрет писателя, даты) напишет песню, которая станет символом ВОВ. Песня «Дороги». (Слушам песню, слайды) . -Как вы думаете, к какому жанру относится песня: песня –призыв, песня-раздумье, песня –марш, песня –воспоминание, песня-плач, песня – трагедия.
– Почему песню называют исповедальной? (Ответы детей). А теперь послушайте историю создания песни Л.Ошанина «Дороги».( Колесников А.)
- О чём она? ( О дорогах.) Дорога стала символом… чего? Запишите слова, которые ассоциируются у вас со словом дорога, (можно подобрать к слову дорога). Дорога – жизненный путь, дорога жизни, уход из дома, возвращение в родные края. Очень хорошо. Значит, мы с вами поняли идейный замысел автора этой песни, и произошло это потому, что старались подробно, всесторенне работать с текстом.
Давайте подумаем, а почему же стихи и песни оВОВ стали так важны и до сих пор поются и слушаются? Почему 9 Мая в День победы мы постоянно слышим их с экранов телевизоров и на улице? Видимо, та самая вибрация, о которой мы говорили в начале урока, отозвалась не только в душах фронтовиков, но и в душах тех их потомков: детей внуков и правнуков, что сделала близкими поколения. Оказалось, что стихи и песни о ВОВ стали своеобразным символом времени и той самой нитью, которая связала поколения и дала возможность понимать друг друга отцам и детям, внукам и дедам. Я надеюсь, что эти песни и для вас окажутся интересными и поучительными и вы обязательно послушаете многие из них, а не только те, о которых мы говорили с вами на уроке.
4 Рефлексия
А теперь, подумайте и скажите, что вам больше всего понравилось на нашем уроке? Как вы оцените своё участие и ответы своих товарищей?
5 Домашнее задание
Д/з: 1)Выучить наизусть понравившееся стихотворение о войне (напеть его).
2) Выделите слова в тексте песни (по выбору), которые передают чувства и настроения солдат.
3) «5» Определите вид выразительного средства в выделенных словах.