Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Управление образования администрации города Оренбурга
МОАУ "СОШ № 54"
УТВЕРЖЕНО
Директор
_________Гришина Н.Г.
Приказ №
от "___ "________2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для 1 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Беспомощнова А.П.
учитель начальных класс
Оренбург 2022
Содержание программы курса
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка.
3. Содержание программы.
4. Учебно-тематическое планирование.
5.Календарно-тематическое планирование.
6.Список литературы.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа разработана на четыре года обучения.
Цели и задачи курса
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах
управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих
принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках,
страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов,
навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки
на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного
инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в
будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
использовать различные способы поиска
, сбора, обработки, анализа и представлении информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
составлять текст в устной и письменной формах;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы организации учебных занятий:
Беседа, коллективная, групповая, индивидуальная, игра, практикум
Основные виды деятельности учащихся:
Познавательная, игровая, ценностно-ориентированная.
Ожидаемые результаты обучающихся:
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя
проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
составлять текст в устной и письменной формах;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
проводить элементарные финансовые расчеты.
Результат 1-го года обучения:
К концу обучения в 1 классе ученик узнает:
— что такое собственность;
— почему все люди трудятся;
— какие бывают профессии;
— как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:
— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы
Формы подведения итогов реализации программы
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
Содержание программы
Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Генеральная уборка»;
— игра «Я — хозяин большого дома».
Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность:
— тема исследования «Как становятся собственниками»;
— игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в библиотеку
— сюжетно-ролевые игры;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Универсальные учебные действия:
— уважать труд людей разных профессий;
— классифицировать профессии по предмету труда;
— рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность:
— встреча с человеком интересной профессии;
— рисование на тему профессий;
— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Я и моя семья | 9 | 4 | 5 |
2. | Моё и чужое | 6 | 4 | 2 |
3. | Почему люди трудятся | 10 | 4 | 6 |
4. | Все работы хороши | 8 | 3 | 5 |
| Итого | 33 | 15 | 18 |