Файл: Какие обстоятельства необходимо выяснить в ходе допроса у Газманова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Буквальное изложение показаний несовершеннолетних (малолетних) потерпевших и свидетелей, на которое ориентированы следователи Следственного комитета Российской Федерации, таит в себе определенную опасность, поскольку анализ допущенных ошибок в следственной практике показывает, что нередко несовершеннолетние (малолетние) могут либо не понимать значения конкретного слова, либо вкладывать иной смысл в общеупотребительные слова или выражения.

Во время производства следственного действия в обязательном порядке необходимо убедиться в том, что несовершеннолетний понимает суть заданного вопроса, если же нет, то придать более доступную для его восприятия форму вопросу, может быть даже задавая его на «детском» языке. Если ребенок будет давать ответы в аналогичной форме, то в протоколе допроса, который имеет важнейшее доказательственное значение, должно быть расшифровано каждое слово и выражение ребенка, обязательно отражена его смысловая нагрузка.

Так, например, несовершеннолетний потерпевший указал, что один из напавших на него «был рыжий», и следователь, записав эту фразу в протокол, добавил свое разъяснение - «т.е. у нападавшего были рыжие волосы». В ходе дальнейшего расследования было выяснено, что потерпевший вкладывал иной смысл в термин «рыжий»: впоследствии, после уточняющих вопросов следователя, оказалось, что нападавший был одет в майку с рисунком в виде рыжеволосого мальчика с надписью «Рыжий».

В данном случае следователь допустил при изложении показаний потерпевшего свою интерпретацию его слова и фактически придал фразе иную смысловую нагрузку.

Фактическая ошибка, допущенная следователем при производстве допроса, привела к незаконному задержанию двух рыжеволосых, заподозренных в совершении преступления.

Несмотря на хорошую память, по прошествии некоторого времени после совершения преступления дети могут путать последовательность событий, забыть отдельные детали. Немаловажный фактор - это состояние ребенка. Он может быть беспокойным и капризным из-за самого происшествия, последовавшего за ним лечения, изменения режима, наличия посторонних, незнакомых людей. В этих условиях даже опытному следователю будет трудно получить подробный, последовательный рассказ.

Поэтому при общении с ребенком следует проявлять искреннюю заинтересованность и дружелюбие. Один из способов наладить контакт - сесть таким образом, чтобы лицо взрослого было на одном уровне с лицом ребенка. Это смягчит возрастное разделение.


Не следует сразу начинать допрос с вопросов «Что произошло?», «Кто тебя обидел?», «Как он тебя обидел?». Разговор на отвлеченные темы поможет установлению контакта и получению более четкого понимания того, какие фразы, мысли и слова ребенок может воспринимать адекватно и правильно.

Если ребенок сам проявляет желание и способность рассказывать, то следует не прерывать его, а вмешиваться только тогда, когда ребенок остановится, задавать уточняющие вопросы. Также можно в подобных паузах в рассказе ребенка повторить последнюю сказанную им фразу или слово, чтобы показать свою заинтересованность и то, что следователь слушает ребенка, что его рассказ интересен, важен. Реакция следователя на рассказ ребенка должна только подтверждать интерес к сказанному, а не передавать эмоции по отношению к случившемуся - неодобрение, возмущение, осуждение.

На подготовительном этапе допроса несовершеннолетнего (малолетнего) потерпевшего, свидетеля необходимо разработать четкий план того, что нужно выяснить у ребенка в ходе проведения следственного действия, после чего на основании составленного плана подготовить список вопросов.

В частности, очень важно подготовить вопросы для выяснения такого важного обстоятельства, как время совершения преступления.

Представляется, что вопросы «Когда это произошло?» или «Во сколько это произошло?» приемлемы для детей подростковой группы, если при этом они не страдают психическими заболеваниями и не отстают в психическом развитии.

Для детей более младших возрастных групп изначально необходимо определиться с тем, каким образом ребенок ориентируется во времени. Поэтому здесь возможны следующие вопросы:

- «Какой сегодня день недели?», «Ты разбираешься в днях недели?», «Какое сегодня число месяца?». Если ребенок не ориентируется в днях недели и месяца, то необходимо сделать привязку к режиму, привычному для ребенка: «Это произошло в тот день, когда ты ходил в садик, или в тот день, когда ты не ходил в садик, был дома с мамой?»;

- «Сколько сейчас времени?», «Ты разбираешься в часах (минутах)?». Привязка к привычному для ребенка режиму вновь поможет следователю в 35 том случае, когда ребенок не ориентируется во временных ориентирах: «Это произошло, когда ты шел в садик (школу), либо после того, когда ты пришел из садика (школы)?»; «На улице было уже темно или не очень темно?»; «Папа (мама) уже пришел с работы или еще нет?» и т.д.



Иногда ребенку проще нарисовать интересующую следователя информацию, нежели произнести слово (фразу) вслух; тогда такой рисунок прилагается к протоколу допроса несовершеннолетнего (малолетнего) потерпевшего, свидетеля, о чем обязательно делается соответствующая запись в самом протоколе допроса.

Сила слова, привычного для ребенка и общепринятого в его ближайшем окружении, также может сыграть важную роль для продуктивного проведения допроса. Так, в ходе допроса трехлетней девочки, в отношении которой родной отец совершил насильственное половое преступление, потерпевшая изначально не рассказывала об обстоятельствах совершения в отношении ее преступления, отказывалась идентифицировать преступника, называя его нецензурным словом, видимо повторяя последнее за взрослыми близкими людьми. Только после того, как следователь стал называть лицо, совершившее преступление, тем нецензурным словом, которым называла его девочка, она рассказала об обстоятельствах случившегося.

В другом случае ребенку также было тяжело рассказать об обстоятельствах совершенного в отношении ее насильственного полового преступления. Следователем было предложено нарисовать преступника, на что потерпевшая нарисовала с одной стороны листка бумаги маму, бабушку, себя; на оборотной стороне она нарисовала человека, пояснив, что «это папа, он теперь с нами не будет жить, он меня обидел, я рассказала про него». Это было зафиксировано в протоколе допроса, рисунок был приобщен к протоколу. Данное уголовное дело было направлено в суд с обвинительным заключением. По делу вынесен обвинительный приговор, назначено наказание в виде 20 лет лишения свободы.

Знание и грамотное применение тактических приемов проведения допроса несовершеннолетних (малолетних) участников уголовного процесса при выполнении требований, предъявляемых уголовно-процессуальным законом, позволят следователю получить доказательства - показания, соответствующие требованиям закона, которые впоследствии лягут в основу обвинительного заключения и помогут максимально точно установить обстоятельства совершенного преступления.

Игнорирование либо неправильное применение тактических приемов ведет к искажению объективной картины происшедшего, неполучению доказательственной информации, тактическим и иным следственным ошибкам.

Как справедливо отмечает Д.А. Степаненко, коммуникационная активность лица, ведущего расследование, реализуется в условиях взаимодействия участников уголовного процесса и связана с обоюдно оказываемым сторонами воздействием и влиянием.


Основные усилия суда на стадии судебного рассмотрения уголовного дела направлены на проверку относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, на устранение имеющихся противоречий, на принятие законного, обоснованного и справедливого решения, тогда как правильное собирание доказательств, установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию и установлению, предусмотренных ст. 73 и ст. 421 УПК РФ, - это исключительная задача следователя на стадии предварительного расследования. И от того, насколько полно и грамотно следователь установит эти обстоятельства, зависит успех рассмотрения уголовного дела.

В условиях необходимости особой правовой защиты детей от преступных посягательств и неотвратимости наказания виновных в совершении указанных преступлений необходимы разработка новых и совершенствование традиционных приемов допроса несовершеннолетних (малолетних) потерпевших и свидетелей с учетом их возраста, образования, развития и психологических особенностей личности.

Психологические основы допроса несовершеннолетних

Значение психологических приемов допроса несовершеннолетних

Большая советская энциклопедия выделяет следующие этапы несовершеннолетия: младенческий - до одного года, преддошкольный (ясельный) - от года до 3 лет, дошкольный - от 3 до 7 лет, младший школьный - от 7 до 12 лет, средний школьный (подростковый) - от 12 до 14 лет, старший школьный (ранний юношеский) - от 14 до 17 лет31 .

В отечественной психологической науке на основе обобщения педагогического опыта чаще всего различают шесть возрастных групп тех, кто не достиг совершеннолетия (А.С. Белкин, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева, Е.И. Рогов и др.)32: младенческий возраст - от рождения до одного года; ранее детство - от года до 3 лет; дошкольный возраст - от 3 до 6-7 лет; младший школьный возраст - от 6-7 до 11-12 лет; подростковый возраст - от 11-12 до 14-15 лет; ранний юношеский возраст - от 14-15 до 17-18 лет.

В отношении классификации несовершеннолетних на отдельные возрастные группы криминалисты не пришли к единому мнению. Представляется возможным выделить два направления в понимании содержания классификации несовершеннолетних, которые в равной мере заслуживают внимательного изучения и поддержки.

Первое направление состоит в следующем делении участников уголовного судопроизводства, не достигших возраста 18 лет: первая группа - малолетние; вторая группа - несовершеннолетние (О.В. Волохова, Л.Я. Драпкин, Я.В. Комиссарова, Е.Е. Центров и др.).


Второе направление заключается в распределении несовершеннолетних по группам в зависимости от психологических особенностей и возраста (П.П. Баранов, В.И. Курбатов, А.А. Закатов, М.М. Коченов, Н.Р. Осипова, Л.М. Корнеева, С.С. Ордынский, С.Я. Розенблит, Н.Г. Шурухнов и др.)34: дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет); дети младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет); дети среднего школьного возраста (от 11 до 14 лет); дети старшего школьного возраста (от 14 до 18 лет).

Психологические приемы производства допроса несовершеннолетних

Порядок производства допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей регулируется ст. 191 УПК РФ, в соответствии с которой допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.

В отличие от ст. 425 УПК РФ ст. 191 УПК РФ не содержит положения об участии психолога. Для обеспечения правильного воздействия на формирующуюся личность детей и подростков участие психолога, альтернативно педагогу, должно иметь место не только в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, но и малолетних и несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

Несовершеннолетний потерпевший или свидетель, так же как и несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, нуждается в помощи специалиста-психолога, поскольку допрос может травмировать психику ребенка, ставшего жертвой или очевидцем преступления. Об этом свидетельствует следующий пример из судебной практики. Так, в материалах уголовного дела, возбужденного по факту совершения преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ в отношении несовершеннолетней потерпевшей М., имеющей диагноз «Последствия органического поражения головного мозга с эмоционально-волевыми нарушениями», содержится ксерокопия из амбулаторной карты, которая 45 свидетельствует об ухудшении здоровья М. в связи с перенесенной ей нервно-травмирующей ситуацией после совершения в отношении ее преступления, а также после допросов следователем, где она испытывает нервно-эмоциональные перегрузки, которые ей противопоказаны по состоянию здоровья .

Учитывая психологические особенности малолетних и несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, их допрос необходимо проводить с обязательным участием психолога. Дети нередко искажают обстоятельства произошедшего в связи с недостаточным развитием восприятия, особенностями памяти, ограниченным словарным запасом. Они путают форму, размеры предметов, названия цветов, неправильно называют время и место события. При описании обстановки акцентируют внимание на несущественных деталях, преимущественно ярких, привлекательных для них. В связи с этим существенную помощь следователю в организации и проведении допроса может оказать психолог.