Файл: Программа для поступления в магистратуру.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ПРОГРАММА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В МАГИСТРАТУРУ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«6М020900 – Востоковедение»
СОДЕРЖАНИЕ



  1. Цели и задачи вступительного экзамена по специальности

Программа вступительных экзаменов включает содержания образовательной программы подготовки бакалавра по дисциплинам «Классическое и современное востоковедение», «Восточный язык», «История изучаемой страны».

Целью вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по специальности «востоковедение» является выявление той суммы знаний, которую они приобрели, обучаясь в течении четырех лет по курсу бакалавриата. А также оценить соответствие универсальных компетенций поступающих, необходимые для успешного освоения специальных компетенций, формируемых в процессе обучения по магистерским образовательным программам.

Задача экзамена состоит в том, чтобы:


  • оценить формирование теоретической базы для будущей профессиональной деятельности магистров-востоковедов;

  • выявить понятие об основных теоретических положений востоковедческой науки;

  • оценить формирование представлений об истории и современном состоянии востоковедческой науки, основных научных школах и центрах востоковедения и его основных концепциях;

  • оценить способность и готовность будущих магистрантов осуществлять поиск, анализ и синтез информации;

  • оценить осознание магистрантами предмета обучения в магистерской образовательной программе;

  • оценить готовность магистранта использовать современные информационные ресурсы в процессе обучения;

  • выявить мотивационную готовность поступающих обучаться по магистерской образовательной программе.


Для этого поступающие должны продемонстрировать свои знания в теории основного курса восточного языка, навыки практического применения языка на уровне устного и письменного общения.


Содержание и структура программы построены с учетом классической схемы изучения восточного языка: его целостности и последовательности, взаимодействии его частей, систематизации его отдельных явлений и его особенностей. И программа составлена таким образом, чтобы выявить уровень освоения основного курса истории стран Востока в рамках дисциплины «История изучаемой страны». А также данная программа направлена на оценку уровня освоения курса «Классическое и современное востоковедение», который является фундаментальным предметом для будущих магистров-востоковедов.

Вступительный экзамен предназначен для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра и проводится с целью определения соответствия знаний, умений и навыков студентов требованиям обучения в магистратуре по направлению подготовки.

Форма вступительного экзамена – письменный экзамен.


  1. Требования к уровню подготовки лиц, поступающих в магистратуру

Поступающий в магистратуру должен обладать общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, соответствующими уровню подготовки бакалавров, а именно:

  • владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятии информации, постановке цели и выборе путей ее достижения;

  • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

  • осознает значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;


Поступающий в магистратуру должен иметь следующий (соответствующий уровню бакалавра) объем знаний, умений и навыков по восточному языку, по истории стран Востока и по Классическому и современному востоковедению.

Владение знаниями орфографической, орфоэпической, лексической, грамматической и стилистической нормы восточного языка. Поступающий в магистратуру должен знать социально-экономическое и политическое развитие рассматриваемой страны; основные закономерности развития истории и литературы изучаемой страны; влияние различных социальных, политических, религиозных, исторических факторов на развитие общественно-политической мысли изучаемой страны.

Пререквизиты образовательной программы

1) Базовый (восточный) язык – 3 кредита

2) Классическое и современное востоковедение- 2 кредита


  1. Перечень экзаменационных тем:


ДИСЦИПЛИНА «КЛАССИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ»


  1. Возникновение востоковедения в Западной Европе (в первую очередь, в странах-колонизаторах) в XVIII в. и его активное развитие с середины ХІХ в.

  2. Образование европейских востоковедческих организаций.

  3. Современные ведущие школы западного востоковедения. Научные центры Оксфордского, Кембриджского, Берлинского университетов. Центры востоковедения в США.

  4. Возникновение и становление востоковедческой науки в России. Вклад в востоковедение И.К.Росохина и А.Л.Леонтьева.

  5. Практическое востоковедение в России до Октябрьской революции 1917 г.

  6. Крупные достижения практического востоковедения. Е.П.Ковалевский, Н.В.Ханыков, Н.Г.Столетов.

  7. Академическое и университетское востоковедение. Первые российские академические востоковеды.

  8. Вклад Н.Я.Бичурина в китаеведение.

  9. Сущность исследований Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Академики В.Р.Розен, В.В.Бартольд, Ф.И.Видеман, В.В.Радлов и К.Г.Залеман.

  10. Развитие востоковедения в советский период. Институты, центры, школы.

  11. Русские востоковеды советского периода. Развитие обучения восточным языкам. Вклад О.И.Сенковского.

  12. Перевод института востоковедения в Ташкент во время Второй Мировой войны.

  13. Новый период в мировом и российском востоковедении (середина ХХ в.).

  14. Вклад в востоковедение И.Ю.Крачковского, И.С.Брагинского, Н.Т.Федоренко.

  15. Появление новых исторических источников, документов, археологических материалов и данных в мировом востоковедении.

  16. Рост в потребности исследований по востоковедению и в практиках-востоковедах.

  17. Формирование институтов востоковедения в СССР.

  18. Востоковедение в Республике Узбекистан: история формирования и современное положение.

  19. Начальный период развития востоковедения в Казахстане. Вклад А.Алекторова, А.Диваева, А.Букейхана, С.Асфандиярова в развитие востоковедения.

  20. Востоковедение в Республике Казахстан. Жизнедеятельность Ш.Валиханова и его научные труды.

  21. Формирование Института Востоковедения при Академии наук Казахстана. Вклад Р.Б.Сулейменова, В.П.Юдина в отечественное востоковедение.

  22. Открытие факультета востоковедения в КазНУ им. аль-Фараби. Вклад А.Дербисали, К.Кожахметова, У.Кумисбаева в востоковедение.

  23. Основные направления казахстанского востоковедения.

  24. Передача востоковедами древних культурных письменных памятников Востока в Европу.

  25. Ученые востоковеды, приглашенные из Западной Европы в Россию. Публикации научных трудов западных ученых на русском языке.

  26. Актуальные проблемы востоковедения Казахстана и его будущее. Достижения и специалисты.

  27. Иследователи, изучающие Ближний Восток и Центральную Азию.

  28. Подготовка кадров-востоковедов в Институте Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова и в Петербургском институте. Создание Коллегии востоковедов.

  29. Образование журнала «Советское востоковедение». Журналы «Восток-Orient» и «Азия и Африка сегодня».

  30. Исследователи, изучающие Южную и Восточную Азию.



Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. 1001 ночь - арабская энциклопедия средневековья: Пер. вступ. ст. и комм. М.А.Салье/ Под ред. И.Ю.Крачковского. Т. 1-4, 1929-1939.

2. Абаев В.И. Языкознание. Этимология. Типология. М., Наука 1976г.

3. Агаев С.А. Советское ирановедение М., Наука 1977г.

4. Агаев С.Л. Иран. Экономика.История. Историография. Литература . М., 1976г.

5. Актуальные проблемы современной Японии. – М., 2002. – 155 с.

6. Ал-Фахури. История арабской литературы. - Т. 1-3. М..1960.

7. Антонова К.А. и др., История Индии. М.,1979.

8. Бартольд В. В. Ислам. – Москва, 1818.

9. Брагинский И.С. Из истории иранистики. – Иран. Сб.статей М.,Наука1978г.

10. Брагинский И.С. Из истории иранистики. – Иран. Сб.статей. М., 1978

11. Ганковский Ю.В. и др., Пакистан: История и экономика. М.,1980.

12. Ганковский Ю.В., Гордон-Полонская Л.Р. История Пакистана. М.,1961.

13. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. – М.,1986.

14. Долинина А.А. Невольник долга. Санкт-Петербург, 1998.

15. Елисеева Н.В. «Архив ираниста Ю.Н. Марра В кн: История, культура, языки народов Востока М., 1970г.

16. Журнал Известия корееведения Казахстана отв. Ред. Ким Г.Н. выпускается с 1996.

17. История Кореи. МГИМО 2003.

18. История Кореи. Т.1,2. Москва,1974.

19. Кауль Т. Н. Индия и Азия. М.,1989.

20. Ким Г.Н, Кинг Р. История, язык и культура коре сарам. Алматы, 1995.

21. Ким Г.Н. Рассказы о родном языке. Алматы, 2003.

22. Корея. Справочник. Сеул,1995.

23. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения в 6-ти томах. М.-Л., 1956-1962.

24. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. – М., 1988.

25. Мещеряков А.Н. Книга японских символов. – М., 2003. – 556 с.

26. Пономарев Ю.А. Мусульманская лига Пакистана. М.,1982.

27. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). – М., 1985.

28. Расторгуева В.С. «В.И. Абаев- иранист, языковед» В кн: Иранское Языкознание. История. Этимология. Типология. М., 1976г.

29. В.Я.Сидихменов. Китай: страницы прошлого. М., 1978 г.

30. Китай: Традиции и современность. М., 1976 г.

31. В.С.Куликов. Китайцы о себе. М., 1989 г.

32. Энциклопедия нового Китая. М., 1989 г.

33. Современный Китай в зарубежных исследованиях. М., 1979 г.

34. Китай. Факты и цифры. Пекин, 2000 г.

35. Д.Мəсімхан. Қытай филологиясына кіріспе. –Алматы: Қазақ университеті, 2002 ж.
Дополнительная литература:

1. Ат-Танухи. Занимательные истории. М., 1985.

2. Бертельс Е.Э. «Сборник памяти » М., Наука. 1964г.

3. Брагинский И.С. «Иранское литературное наследие» М., 1984г.


4. Брагинский И.С. 12 миниатюр: от Рудаки до Джами М., 1976

5. Ивашенцев Г.А. Индия М., 1989

6. Коран. Пер. и ком. И.Ю.Крачковского. М., 1963.
7. Крымский А. Е. История новой арабской литературы. М., 1971.

8. Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. М., 1992

9. Москаленко В.Н. Проблемы современного Пакистана. М.,1970.

10. Мукимджанова Р. М. Пакистан, Южная Азия и политика США. М., 1971.

11. Нильсен Д. О древнеарабской культуре и религии// Вестник Древней истории. - № 3-4, 1938.

12. Оранский И.А. «Введение в иранскую филологию М., 1960г.

13. Основы иранского языкознания М., 1982г.

14. Пакистан: проблемы политики и экономики. М., 1978

15. Персидская литература М., 1963г.

16. Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии. Мифы, история, доктрины, политика. – М.,1990.

17. Сухочев А.С. «Писатели и ученые Востока» М., 1989г.

18. Фильштинский И.М. История арабской литературы (Средние века). М, 1991.

19. Человек и мир в японской культуре. – М.,1985.

20. Япония от А до Я – популярная иллюстративная энциклопедия. – М., 2000. – 640 с.

21. Япония: справочник. Ч.1. - М., 2001. Ч.2. - М., 2001.

22. Китайская Народная Республика в 1989. М., 1991 г.

23. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1988 г.

24. В.Г.Гельбрас. Социально-политическая структура КНР. М., 1980 г.

25. С.Л.Тихвинский. История Китая и современность. М., 1976 г.

26. С.П.Фицджеральд. Китай. Краткая история культуры. Санкт--Петербург, 1998 г.

27. К.Султанов, С.Бекбергенов. Пробуждение гиганта. Алматы, 1999 г.

1. Учебник китайского языка. Страноведение. М., 1998 г.

Дисциплина «Базовый восточный (арабский) язык»
1. Грамматический род, число и именные классы. Категория определенности и неопределенности в арабском языке. Слова определенного состояния в арабском языке. Двухпадежные имена в арабском языке. Категория падежа в арабском языке. Категория рода в арабском языке. Категория числа имен. “Целое” множественное число и “разбитое” множественное число имен. Предикативное отношение подлежащего и сказуемого именного предложения. Согласованные и несогласованные определения. Порядок следования определений.

Виды предложений.
2. Глагольные породы и их значения. Спряжение глагола.

Вспомогательный глагол быть [кана]. Виды глаголов по значению: переходные, непереходные глаголы. Усеченная форма глагола в арабском языке. Дополнение. I порода. II порода.III порода. IV порода. V порода. VI порода. VIIт порода.VIII порода. IX порода. X порода.

3. Функции времен.