Файл: Государственное социальное страхование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На сегодняшний день страхование в РФ обретает большую ак­туальность. В стране происходит значительный рост количества страховых организаций, а соответственно и страхователей как фи­зических так и юридических лиц. Из всего многообразия видов страхования в России, хотелось бы выделить такой вид обязатель­ного страхования как государственное личное страхование госслу­жащих, а именно сотрудников учреждений и органов уголовно-ис­полнительной системы. Учитывая важность осуществляемых ими функций по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, по содержанию лиц, подо­зреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и по их охране и конвоированию, государство стремится защитить эту ка­тегорию служащих, посредством осуществления государственно­го страхования их жизни и здоровья.

- рассмотреть организационно-правовые формы социального обеспечения в России;

- изучить государственное страхование как важнейшая составляющая социальной поддержки;

- рассмотреть систему обязательного медицинского страхования как часть государственного социального страхования;

- изучить предоставление социальных услуг и государственных услуг фондом социального страхования Российской Федерации.

Объект исследования – социальное страхование.

Предмет исследования – государственное социальное страхование.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области социального обеспечения, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

1.1 Организационно-правовые формы социального обеспечения в России


Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ. Оно считается одним из ведущих социально­экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Любому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае заболевания, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законодательством[1].

Организационно-правовые формы социального обеспечения разделяются на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное обеспечение.

Ведущей организационно-правовой формой считается государственное (обязательное) социальное страхование. Сущность его заключается в делении общественного риска потери заработка, понижения прибылей ниже прожиточного минимума, необходимости в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые работают как внебюджетные денежные системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, всевозможных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций страны. Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и иных социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование считается формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или же иного источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и иных установленных законом обстоятельств, а кроме того на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Иной организационной формой социального обеспечения считается прямое ассигнование (к примеру, пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.


В одном ряду с централизованными формами социального обеспечения в последнее время широкое распространение приобретает кроме того и негосударственное социальное обеспечение:

  1. Муниципальное социальное обслуживание.

Так, к примеру, постановлением Правительства Москвы от 16.01.2001 г. № 31-ПП утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 год, согласно которой предусмотрены:

- ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибших в мирное время;

  • увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;
  • надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и другие выплаты;
  1. негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Осуществляют свою деятельность на основании федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»[2].

Негосударственные пенсионные фонды - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Функционирование фонда согласно негосударственному пенсионному обеспечению жителей содержит накопление пенсионных вкладов, расположение пенсионных запасов, подсчет пенсионных обещаний фонда и расплату негосударственных пенсий участникам фонда;

  1. благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование осуществляется на основании федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[3].

Под благотворительной работой понимается добровольческая работа людей и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или же на дотационных условиях) передаче гражданам или же юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, предложению другой помощи в целях общественной помощи и обороны людей, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, других обстоятельств не готовы самостоятельно воплотить в жизнь собственные права и легитимные интересы;

  1. Предоставляемые сотрудникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли всевозможные

льготы и компенсации (к примеру, предоставление

дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников).

Льготы и компенсации, предоставляемые сотрудникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление добавочных дней отдыха отдельным категориям сотрудников.

К видам социального обеспечения в РФ относятся: трудовые и общественные пенсии; страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.); обслуживание в сферы социального обслуживания престарелых и инвалидов; оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

1.2 Государственное страхование как важнейшая составляющая социальной поддержки

Как известно, работа в УИС носит экстремальный и опасный характер. Сотрудники УИС ежедневно подвержены повышенному риску, работая непосредственно с криминогенным контингентом — осужденными. Так в последнее время случаи применения насилия в адрес сотрудников ИУ со стороны осужденных стали происхо­дить все чаще. О чем свидетельствует статистика по состоянию на 27.12.2016. По данным Главного оперативного управления ФСИН России[4], подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в отно­шении сотрудников УИС совершено 263 преступления, из них:

  • ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство лица в связи с осуществлением им служебной деятельности) - 1;
  • ч. 1 ст. 122 УК РФ (заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией) - 2;
  • ст. 306 УК РФ (заведомо ложный донос) - 4;
  • ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представи­теля власти) - 15;
  • ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти) - 65;
  • ч. 2 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учрежде­ний, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенная в отно­шении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельно­сти) - 168;
  • ч. 3 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учрежде­ний, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенная в отно­шении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельно­сти, совершенная организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья) - 8.

Проанализировав количественные показатели, мы можем ска­зать, что данная проблема требует улучшения профилактической работы по предупреждению совершения осужденными случаев применения насилия и оскорблений в отношении работников ис­правительного учреждения в связи с осуществлением ими служеб­ной деятельности. На сегодняшний день меры профилактики со­вершения осужденными преступлений в отношении сотрудников УИС должны быть направлены на ликвидацию насильственных преступлений, а также уменьшению угроз в отношении сотруд­ников при осуществлении ими служебной деятельности. Для того чтобы защитить жизнь и здоровье сотрудников и обеспечить безо­пасность их профессиональной служебной деятельности, государ­ство наделяет их страховыми гарантиями.

Чаще всего сотрудники борются с противоправными дей­ствиями осужденных исключительно путем вынесения им пред­упреждения или выговора. Но бывают и такие ситуации, когда на осужденных такие способы наказания не могут повлиять, они не выполняют свои обязанности и законные требования, то сотруд­ники в свою очередь вынуждены использовать физическую силу, спецсредства и оружие в пределах закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[5]. Так, Суд Цен­трального района города Калининграда постановил обвинитель­ный приговор по уголовному делу, возбужденному в отношении осужденного, отбывающего наказание в исправительной колонии ФКУ ИК № 9 строгого режима (г. Калининград) УФСИН России по Калининградской области. Он признан виновным в соверше­нии преступления, предусмотренного ч.2 ст. 321 УК РФ (приме­нение насилия, не опасного для жизни и здоровья, совершенное в отношении сотрудника места лишения свободы в связи с осу­ществлением им служебной деятельности). Следствием и судом установлено, что ранее судимый Т, отбывающий наказание в ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Калининградской области, не желаю­щий выполнять законные требования сотрудника исправительного учреждения, с целью воспрепятствования законным действиям и требованиям начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК № 9, умышленно нанес ему 4 удара ру­ками по рукам, и 1 удар рукой в правую височную область головы, а также 2 раза оттолкнул от себя руками потерпевшего, отчего он упал на землю и испытал физическую боль. Прокуратурой Цен­трального района города Калининграда поддержано государствен­ное обвинение по уголовному делу, возбужденному в отношении Т. за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст. 321 УК РФ. Суд Центрального района города Калининграда приговорил осужденного Т. к 3 годам 6 месяцам лишения свободы. На осно­вании ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров путем частич­ного присоединения к назначенному наказанию не отбытой части наказания по предыдущему приговору Центрального районного суда города Калининграда от 13 апреля 2017 года, окончательно приговорил к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима[6].