Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что среди различных форм человеческого общения приоритет признается государством. Было время, когда она охватывала все без исключения стороны жизни человека, так что в древнем мире человек был полностью поглощен гражданином государства. И сейчас, хотя на равных правах с государством существует немало других форм общественного единства народа, государство все же как-то расширяет свое воздействие на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества создается в основном государственной деятельностью. Поэтому, изучая любое явление общественности, постоянно приходится отвечать на вопросы о формах организации и деятельности государства.
Предметом работы является понятие и признаки государства.
Целью исследования является анализ и выявление вопроса о природе государства через установление его понятия и выделение главных признаков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие государства;
- выявить основу государства с различных подходов;
- проанализировать основные теории происхождения государства рассмотреть понятие, признаки и теории юридических лиц;
- установить основные признаки государства.
Говоря о степени изученности темы, следует отметить, что этот вопрос на страницах специальной литературы широко изучен. Однако, несмотря на это, консенсуса по концепции и особенностям государства Нет. В связи с этим необходимо постоянно изучать этот вопрос не только с теоретической точки зрения, но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и состояния общественных отношений.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (системный, исторический) и частно-научные методы (формально-юридический, сравнительный).
Теоретическую основу исследования составляет работы таких авторов как Абдулаев М.И., Авакьян С.А., Венгеров А.Б., Доржиев Ж.Б., Карташов В.Н., Краснов Ю.К., Лазарев В.В., Мелехин А.В., Нигматулина Э.Ф., Рассказов Л.П. и др.
Данная работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка используемых источников.
1 Понятие и основа государства
1.1 Понятие государства
Слово «государство» в русском языке возникло от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в Древней Руси), которое, в свою очередь, ассоциируется со словом «господарь» (давшее «господарьство»).[1]
Древнерусское «господарь» возникло от «господа». Следовательно, почти все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь» (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с.446, 448).[2]Точная же этимология слова «господь» неизвестна. Так как производные «государство», «господарьство» возникают позже, чем уже обладавшие устоявшимися значениями «государь», «господарь», то в Средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя». «Государем» в то время обычно являлся определенный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136-1478 годах или «печать Господарьства Псковского»).[3]
Государство является особой организацией общества, объединенного общими социальными и культурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
Термин «государство» обычно применяется в правовом, политическом и социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, поделена между примерно двумя сотнями государств. Рассказов Л.П. писал, что государство относится к форме власти. Государство является социальным образованием, характеризующимся постоянством территории и населения и способностью обеспечить это постоянство. [4]
Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».
На данный момент не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация, ООН, не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством.
Признание нового государства или правительства является актом, который только государства и правительства могут совершить или отказаться совершить. Как правило, это готовность к установлению дипломатических отношений. Организация Объединенных Наций не является ни государством, ни правительством и поэтому не имеет полномочий признавать какое-либо государство или правительство.[5]
Один из немногих документов, определение «государства» в международном праве является Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 только несколькими американскими государствами.
В научной литературе предлагается следующее определение государства: «особая организация политической власти общества, обладающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа».[6]
Следует выделить, что понятие государство обозначает политическую систему власти, сложившаяся на конкретной территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также обладает менее официальной окраской. Аналогичное разнообразие существует в английском языке со словами «country» (которое ближе к понятию страна) и «state» (государство), хотя в конкретном контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.[7]
1.2 Основа государства
Основа государства является смыслом, главным, глубинным в нем, что устанавливает его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства является вопросом о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Именно поэтому эта проблема является весьма дискуссионной. [8]
Основа государства заключается в том, что все его граждане имеют, помимо многих различных, противоположных или одинаковых интересов и целей, одну, единую цель и один, общий интерес. Многие физически и умственно разлученные люди хотят одного и того же, чтобы это было либо у всех сразу, либо у всех не было сразу.[9]
В интересах государства для поддержания и осуществления всех естественных прав всех его граждан, и поэтому вовлечение личной воли в «политику» означает вовлечение его в борьбу за естественные права всех и каждого. Поэтому восхождение личной, частной воли к политической цели есть тем самым ее расширение по объему и содержанию, и в то же время - это освобождение от каких-либо чисто личных, групповых или корыстных интересов класса, освобождения и очищения. Ибо политика не принимает никаких сугубо личных, групповых или классовых интересов, но либо отвергает их вовсе, либо признает их как истинное и справедливое естественное право и тем самым превращает их в общие и политические интересы.[10]
Основа государства является главным явлением, которое определяет содержание, цели, функционирование, точнее государство и принадлежность.[11]
Рассказов Л.П. писал, что государства возникают тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовали на протяжении многих тысячелетий система выравнивания распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимался только управлением. Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах, особенно привилегированных социальных групп и классов. [12]
Следовательно, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращение ее в политическую власть, осуществляют, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.
Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Таким образом, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность не вызывает сомнений. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств (земли), и самих производителей - рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких-либо прав, являются «говорящими инструментами».
Аналогичное положение занимала власть в феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов-землевладельцев. Фермеры не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. Как в рабовладельческом, так и в феодальном обществе существует явное социальное неравенство и классовая (классовая) принадлежность государственной власти.[13]
Сложнее оценить характер власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, имеют равные права, что закреплено юридически в декларациях и конституциях. На самом деле, в раннем буржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные квалификации, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Таким образом, обеспечивается реальная принадлежность власти к экономически доминирующему классу - буржуазии. [14]
В восточных государствах власть находилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). В то же время она во многом выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, находящихся у власти.[15] Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Такое всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственности на основные средства.[16]
Рассказов Л.П. писал, что классовый подход позволяет выявить существенные черты государства, выявить существующие социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды происходили выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовки и революционное движение рабочих и др. [17]
Тем не менее, создание класса (классов) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.
И, самое главное. Общество всегда едино, несмотря на социальные противоречия, которые часто разрывают его на части. Потому что без рабов не могло быть рабовладельцев, без крестьян, без господ, без рабочих-капиталистов. Условием существования чиновничьего аппарата в Восточном государстве является труд общинников и т. д. Поэтому класс или социальная группа, находящиеся у власти, всегда вынуждены в той или иной степени заботиться о угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.[18]
Любое государство должно осуществлять (и всегда) социальные функции и действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.[19]