ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая тетрадь по психологии (социальная психология, 2 модуль)
ФИО студента | |
Практическое занятие № 3
«Психология конфликта»
Самозачет по теме: конфликт, инцидент, медиация, внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, педагогический конфликт, конфликтная ситуация, предмет конфликта, конфликт интересов, установка конфликтная, эскалация конфликта, противодействие, уступчивость, сотрудничество, компромисс, избегание.
Вопросы для обсуждения:
1. Конфликт как особая форма взаимодействия. Понятие и сущность конфликта.
2. Основные характеристики конфликта: структура, функции, типология и динамика. Стили поведения в конфликтной ситуации.
3. Условия конструктивного разрешения конфликтов.
4. Конфликт в педагогической деятельности (решение конфликтной педагогической ситуации)
Вопрос № 1. Конфликт как особая форма взаимодействия. Понятие и сущность конфликта | |||||||||||||||||||||||||
Задание. Дайте определение понятию «конфликт», проанализировав несколько источников по психологии. Выделите ключевые слова в каждом определении | |||||||||||||||||||||||||
Это важно знать! | Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – «столкновение». Впервые понятие «конфликт» в качестве научного термина использовал английский социолог Г. Спенсер в своем труде «Основания социологии» | Литература | |||||||||||||||||||||||
Определение № 1 | Конфликт (Conflict) - воспринимаемая несовместимость действий или целей. | Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 512 с. | |||||||||||||||||||||||
Определение № 2 | КОНФЛИКТ - означает любую ситуацию, в которой организм (человек или животное) испытывает противоречивые чувства или импульсы (внутренний конфликт). | Словарь по профориентации и психологической поддержке. Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл № ФС 77 | |||||||||||||||||||||||
Определение № 3 | КОНФЛИКТ - столкновение полярных интересов и желаний, начинающийся с инцидента, в котором одна из противоборствующих сторон предпринимает меры к ущемлению интересов другой стороны. | Словарь-справочник основных терминов, понятий и определений юридической психологии: справочный материал / В. В. Мицкевич, А. И. Бородич . Минск : ИНБ, 2013. 122 с. : табл. | |||||||||||||||||||||||
Вопрос № 2. Основные характеристики конфликта: структура, функции, динамика, типология | |||||||||||||||||||||||||
А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов при описании структуры конфликта говорят о конфликтной ситуации, участниках конфликта, объекте конфликта, условиях протекания конфликта, образах конфликтной ситуации и конфликтном взаимодействии. | |||||||||||||||||||||||||
Л. А. Петровская при описании структуры конфликта выделяет следующие составляющие: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. | |||||||||||||||||||||||||
2.1. Дайте определение структурным компонентам конфликта и выполните задание | |||||||||||||||||||||||||
Структурные компоненты конфликта (по Петровской Л.А.) | 1.Стороны (участники) конфликта | те, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде в результате сложившейся конфликтной ситуации, чья позиция прямо определяет динамику и характер конфликтного взаимодействия. Участниками, или сторонами, конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства, коалиции государств и т.д. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
2. Условия протекания конфликта | под условиями явления обычно понимают обстоятельства или факторы, определяющие его характеристики и возможность его возникновения и условия его протекания | ||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
3. Образы конфликтной ситуации | образы, внутренние картины конфликтной ситуации порождаются и обусловливаются объективной реальностью. Однако отношения образов и реальности весьма сложны, и они допускают случаи се рьезного расхождения. Образы являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. | ||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
4. Возможные действия участников конфликта | образы конфликтной ситуации, которые имеются у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. В совокупности они образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. | ||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
5. Исход конфликтных действий | исход конфликта как структурный элемент представляет собой не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и, в конечном счете, определяющий его направленность. | ||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Структурные компоненты конфликта (по Шейнову В.П.) | 1. Участники (стороны, субъекты) конфликта | Многие авторы вместо «стороны» конфликта говорят о его участниках. Это правомерно в случае межличностных и внутригрупповых конфликтов. Но в случае внутриличностных и межгрупповых конфликтов более корректно говорить о «сторонах» конфликта. | |||||||||||||||||||||||
| 2. Образ конфликтной ситуации у участников конфликта (информационные модели) | Под образом конфликтной ситуации понимается субъективная картина данной ситуации, складывающаяся в психике каждого участника. Она включает в себя: представление оппонентов о самих себе (своих целях, мотивах, ценностях, возможностях и т.д.); представление оппонентов о противостоящей стороне (ее целях, мотивах, ценностях, возможностях и т.д.); представление каждого участника о том, как другой воспринимает его; о среде, в которой складываются конкретные отношения. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Исходя из этого выделяют четыре случая: • Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет. • Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта). • Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта). • Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфликтом. | |||||||||||||||||||||||
| 3. Предмет конфликта | Предмет конфликта – это то, что стало объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон. Предметом конфликта может быть или конкретный объект (например, некий материальный предмет – один на нескольких желающих его получить), или некая возможность (одна должность, на которую претендуют несколько человек), или некое оценочное утверждение, оспариваемое другими, или соблюдение/несоблюдение каких-то правил и т. д. Предмет конфликта – это именно то, из-за чего вступают в противоборство, что становится объектом борьбы сторон. Предмет конфликта, как правило, связан с взаимоисключающими целями конфликтующих сторон (или, по меньшей мере, с целями одной из них). | |||||||||||||||||||||||
| 4. Действия участников конфликта (психологические компоненты конфликта - мотивы, позиции, тактики, стратегии) | Действия сторон конфликта в совокупности образуют конфликтное взаимодействие. Поскольку действия каждой стороны в значительной степени обусловлены действиями другой, то необходимо рассматривать не столько отдельные действия участников, сколько их взаимодействие. Конфликтное взаимодействие как раз и является основным содержанием конфликта. Главным побудителем действий сторон в конфликте выступают их потребности. Это состояния субъекта, создаваемые испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности. Потребности присущи каждому человеку и любой социальной общности. Потребности проявляются через интересы, ценности, склонности, желания, влечения, убеждения, идеалы, чувства, эмоции и т. п. Побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей сторон и их проявлений, составляют мотивы конфликтного поведения. Истинные мотивы сторон в конфликте в большинстве случаев скрыты от окружающих, и выявить их достаточно сложно, поскольку заявляемые позиции и цели сторон могут не иметь ничего общего с истинными: они либо не осознаются, либо сторона стыдится в них признаться. Например, весьма часто причиной конфликта является зависть. Но признаться в этом не хочется (стыдно), и потому приводится некая придуманная «объективная причина» (плохое отношение к труду, нарушение распорядка, неуважительное отношение к окружающим, создание трудностей для других и т. п.). Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены соответствующие действия. Целью стороны конфликта является ее представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный, с ее точки зрения, результат. По мере эскалации конфликта эта основная цель может быть дополнена другой (нанесение максимального ущерба оппоненту – материального, морального, психологического), которая в начале конфликта не планировалась. Видимая часть устремлений стороны конфликта – позиция. Она формируется под влиянием потребностей, их проявлений и целей и представляет собой как бы верхушку айсберга. Именно позиции сторон видны в конфликте, они осознаются оппонентами. Но неясными остаются невидимые, подводные части этого айсберга (истинные мотивы). В этом – одна из главных трудностей в разрешении конфликтов. | |||||||||||||||||||||||
| 5. Условия конфликта | Под условиями возникновения и протекания конфликта понимают объективные особенности внешней ситуации, которые являются существенными для возникновения, развития и разрешения конфликта, внутренние и субъективные факторы, присущие его сторонам. Взаимодействие сторон характеризуется либо как позитивная взаимозависимость (кооперирование), либо как негативная (конкурирование). Установлено, что конкурентные отношения являются одним из условий, которые способствуют развертыванию конфликтов. Тесные контакты между людьми (например, служебные и супружеские отношения) содержат в себе как кооперирование, так и определенные противоречия в целях, интересах и средствах их достижения. Эти противоречия будут выступать в роли факторов, способствующих возникновению конфликтов. Начало конфликта связано с некими конкретными действиями сторон или с возникшими обстоятельствами. Условия протекания конфликта характеризуют следующие факторы: социокультурный контекст (включающий принятые в данной среде нормы поведения), непосредственный ситуационный фон (который может выступить как фактор углубления конфликта), наличие третьих сил, заинтересованных в определенном его исходе. | |||||||||||||||||||||||
| 6. Результат конфликта | Участники конфликта преследуют цели, связанные с предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д. Регулятором конкретных действий каждой из сторон является образ желательного для нее исхода конфликта. Сторона, достигшая его, считает себя победившей в конфликте, не достигшая – проигравшей. Это является отражением конфронтационного подхода к разрешению конфликтов: или выиграл, или проиграл. Но выигрыш и проигрыш в конфликте не являются абсолютными и долговременными. Поэтому более конструктивным является разрешение конфликта, предполагающее рассмотрение интересов сторон и поиск взаимоприемлемых путей их удовлетворения. Средства достижения этого описаны в заключительной главе книги. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Выполните задание: Опишите структуру конфликтной ситуации «Трудности дистанционного обучения» | Ученица 7 «Г» класса во время дистанционного обучения не отправляла работы учителю на проверку, опасаясь плохих оценок, поэтому просто на почте письмо учителю и сохраняла в виде черновика. Когда мама ученицы поинтересовалась, какие были выставлены отметки, дочь, показав маме, список отправленных работ, сказала, что учитель их не проверяет, и соответственно оценок нет. После этого мама ученицы позвонила учителю с претензиями и обвинениями в том, что та халатно относится к своей работе, невнимательна по отношению к ученикам. Когда с работы вернулся папа ученицы, он решил изучить почту и стало понятно, что учитель на самом деле не получал писем от девочки. | ||||||||||||||||||||||||
| Элемент структуры конфликта | Содержание элемента | |||||||||||||||||||||||
Стороны конфликта (участники) | Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. | ||||||||||||||||||||||||
Предмет конфликта. | Предмет конфликта: то, из-за чего возникает конфликт объективно существующая или воспринимаемая в качестве таковой проблема, служащая основой конфликта, это то противоречие, ради разрешения которого стороны и вступают в конфликт. | ||||||||||||||||||||||||
Объект конфликта | конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Условием конфликта является притязание одной из сторон на неделимость объекта, владение им. Существует 3 типа объектов конфликта:
| ||||||||||||||||||||||||
конфликтная ситуация | это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы | ||||||||||||||||||||||||
инцидент | это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса | ||||||||||||||||||||||||
Микро- и макросреда | условия, в которых находятся и действуют участники конфликта как социальной ситуации, в которую включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид. | ||||||||||||||||||||||||
2.2. Назовите функции конфликта и раскройте их содержание | |||||||||||||||||||||||||
Это важно знать! | Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статуса-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства. | ||||||||||||||||||||||||
Отрицательные функции | Положительные функции | ||||||||||||||||||||||||
1. Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте 2. Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе 3. Представление о побежденных группах как о врагах 4. Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе 5. После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива 6. Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») | 1. Стабилизирующая — укрепляются взаимоотношения, нормы и ценности совместной жизнедеятельности людей 2. Активизирующая — взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на развитии взаимоотношений. 3. Сигнализирующая — выявляются причины, условия и факторы неудовлетворенности существующим положением дел 4. Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами 5. Диагностика возможностей оппонентов, получение новой информации об оппоненте 6. Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом 7. Стимулирование к изменениям и развитию 8. познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий); 9. функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия); 10.инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий); 11. перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие -межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками). | ||||||||||||||||||||||||
2.3. Дайте классификацию конфликтов (не более трех классификаций) | |||||||||||||||||||||||||
I. В зависимости от | Классификация конфликтов по характеру участников:
Межличностные конфликты разделяются на
| ||||||||||||||||||||||||
II. В зависимости от | В зависимости от продолжительности конфликты разделяют на непродолжительные, продолжительные и затяжные. К ранее рассмотренным признакам классификации конфликтов необходимо добавить следующие:
| ||||||||||||||||||||||||
III. В зависимости от | В зависимости от содержания: По своему содержанию конфликты делятся на:
Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением некоторых требований участников или несправедливым разделением между ними каких-либо преимуществ. Нереалистические конфликты выражены откровенной демонстрацией негативных эмоций и враждебности. По сути, потребность в конфликте нужна не столько для разрешения проблемы, сколько ради самого процесса. | ||||||||||||||||||||||||
2.4 Раскройте суть динамики протекания конфликтов | |||||||||||||||||||||||||
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов в динамике конфликта выделили ряд периодов и этапов: | |||||||||||||||||||||||||
Латентный период (предконфликтная ситуация) состоит из следующих этапов | возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации. Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев,когдавозникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Так как противоречие еще не осознанно и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами. Одно из условий такогоперехода - осознание объективной проблемной ситуации. Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности какпроблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами. Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегдаавтоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они, или одна из них, пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции. Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуациивоспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения. | ||||||||||||||||||||||||
Открытый период, или конфликтное взаимодействие (собственно конфликт), составляют следующие этапы: | инцидент; эскалацию конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта. Инцидент представляет собой первое столкновение сторон пробу сил,попытку спомощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий, борьбы и т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта». Фазу эскалации можно разбить на четыре этапа: начало эскалации; силовое (не обязательно физическое) действие; накал страстей и кульминация. Начало эскалации -резкая интенсификация борьбы оппонентов. Силовое действие -ожидания участников парадоксальны:обе стороны надеютсяпутем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента, но никто не готов добровольно уступить. Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет. Накал страстей -психологический возраст конфликтующих соответствует6-8годам, когда образ «другого» еще сохраняется, но человек больше не считается с мыслями, чувствами, положением этого «другого». В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход. Все, что «не я» и «не мы», - плохо и отвергается. Кульминация - абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной-себя.На карту ставятся «священные ценности», все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Психологический возраст в этот момент соответствует возрасту 4-6 лет. Сбалансированное противодействие - стороны продолжают противодействовать,однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются. | ||||||||||||||||||||||||
Завершение конфликта | Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействияк поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт. | ||||||||||||||||||||||||
Это важно знать! | | ||||||||||||||||||||||||
2.5. Стили поведения в конфликтной ситуации | |||||||||||||||||||||||||
Решите кейс-задание | Определите стратегии взаимодействия в соответствии с критериями: «внимание к интересам другого человека» - «внимание к своим интересам»: сотрудничество, противодействие, компромисс, избегание, уступчивость: Сотрудничество | ||||||||||||||||||||||||
| Модель конфликтного поведения Томаса-Килмена | ||||||||||||||||||||||||
Приведите в соответствие девиз и стиль поведения |
| ||||||||||||||||||||||||
Это важно знать! | Модель двойной заинтересованности:
| ||||||||||||||||||||||||
3. Условия конструктивного разрешения конфликтов | |||||||||||||||||||||||||
Это важно знать! | Многие конфликты могут быть разрешены еще на стадии их объективного возникновения за счет постоянного и глубокого анализа всей системы связей людей данной группы или коллектива, прогнозирования конфликтогенного влияния всех производимых изменений, тщательного продумывания заинтересованными сторонами своих шагов и слов. | ||||||||||||||||||||||||
| К условиям конструктивного разрешения конфликтов относятся:
| ||||||||||||||||||||||||
4. Конфликт в педагогической деятельности (решение конфликтной ситуации) | |||||||||||||||||||||||||
Выполните задание: | «В учебном двухдневном походе у учителя ФК запланировано ознакомление учащихся с основами альпинизма. По прибытии на стоянку, ученик 11 класса Василий С. предложил вместо этого «бесполезного занятия» сыграть для ребят на гитаре и провести вечер любимых песен, который запомнится им на всю жизнь, так как до окончания школы осталось 2 месяца. Симпатии учеников разделились между учителем и Василием. Как учителю разрешить эту проблему?» | ||||||||||||||||||||||||
Решение | В основе конфликта лежит противоречие потребностей, мотивов и целей ученика и учителя, а также столкновение их авторитетов в классе. Для учителя существует три выхода из данной ситуации: настоять на своем решении; принять решение учащихся и не проводить учебное задание, перенеся его в другие временные или пространственные рамки; компромиссное решение, когда учитель делает уступку ученикам в обмен на качественное и быстрое выполнение учебного задания. Допустим, исследователь более склонен принять вариант – компромисс. Дело в том, что с первых же слов учителя о возможности реализации обеих форм деятельности острота конфликта снижается. В этом случае учителю легче сохранить свой авторитет, однако есть опасность прослыть среди старшеклассников слабовольным и управляемым. Главным критерием выбора предыдущего решения является желание учесть мнение учащихся и сохранить добрые взаимоотношения с ними. Стратегия избегания здесь может обострить конфликт. Сотрудничество возможно лишь на основании точки зрения учителя, соперничество неприемлемо, приспособление невозможно, так как учитель может потерять свой авторитет. Наилучшие методы в данной ситуации в применении к данной возрастной группе – это беседа, убеждение, проблемный вопрос. Наилучшим вариантом является стратегия убеждения учеников и открытая аргументация учителем своей точки зрения. |