Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Законность и правопорядок как правовые категории
1.1. Понятие законности, ее принципы и содержание
1.2 Понятие, содержание и особенности правопорядка
Глава 2 Обеспечение законности и правопорядка: система способов и роль государства
2.1 Система способов обеспечения законности и правопорядка
2.2 Соотношение правотворческой и правоприменительной деятельности государства и принципа законности
2.3 Правопорядок и законность в условиях формирования правового государства в Российской Федерации
Введение
В условиях нестабильности современной общественной жизни, характеризующейся ослаблением правопорядка, возникновением иных негативных социальных процессов, вопросы обеспечения законности и выдвигаются в число приоритетных объектов внимания органов государственной власти, ученых, а также практических работников, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Так как Российская Федерация согласно Конституции РФ является демократическим федеративным правовым государством, на органы государства, в том числе на правоохранительные органы, возлагается обязанность обеспечивать права и свободы человека и гражданина, поддерживать законность и правопорядок, вести борьбу с преступностью.
Важное место в решении этих вопросов принадлежит органам полиции, призванным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом «О полиции» защищать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать законность, общественный порядок, общественную безопасность.
Именно поэтому проблемы обеспечения законности и правопорядка находятся в зоне повышенного интереса органов внутренних дел, а также ученых-юристов. Во избежание дальнейшего роста напряженности в обществе и в целях повышения защищенности прав и законных интересов граждан существующая система административно-правовых мер борьбы с нарушениями правопорядка нуждается в детальном анализе и совершенствовании.
С каждым новым этапом развития общества, с расширением демократических начал и активизации личного фактора возрастает необходимость в стабилизации, урегулированности и гарантированности связей и отношений, взаимодействий людей. Это обстоятельство порождает стойкую тенденцию систематического упрочения правопорядка. Поэтому общество, государство, люди должны постоянно заниматься решением этих проблем. Этим и объясняется актуальность исследования. Изучение данных категорий необходимо и потому, что законность и правопорядок - одни из центральных и, пожалуй, наиболее сложных понятий правоведения. Соответственно существует и множество их трактовок - от совпадающих до взаимоисключающих. Разброс мнений, помимо прочего, объясняется тем, что сами эти явления сильно политизированы и идеологизированы, отражали и отражают устремления различных правящих элит, которые, сменяя друг друга, придавали категориям законности и правопорядка нужное, нередко конъюнктурное, содержание и направленность, использовали в своих целях. Именно поэтому законность и правопорядок, как никакие другие правовые институты, всегда имели не только чисто теоретическое, но и остро социальное и самое непосредственное практическое значение, ибо от уровня, состояния и понимания законности зависят жизнь и судьба миллионов людей.
Степень разработанности проблемы. Изучаемая проблематика нашла достаточное отражение в научной литературе. Однако, современная действительность предъявляет все новые требования к государству в сфере обеспечения законности и поддержания правопорядка в обществе.
Объект исследования – законность и правопорядок как современные правовые явления.
Предмет исследования – роль государства в обеспечении законности и правопорядка.
Цель исследования – анализ специфики законности и правопорядка и роли государства в их обеспечении.
Задачи исследования:
Определить законность как категорию, ее принципы и содержание;
Исследовать правопорядок как правовое явление и его особенности;
Выявить систему существующих способов обеспечения законности и правопорядка в РФ;
Изучить специфику правотворческой и правоприменительной деятельности государства в контексте его роли в обеспечении законности и правопорядка.
Методологическая основа исследования:
Анализ; Синтез; Сравнительный анализ; Социологический метод.
Практическая значимость исследования - полученные выводы могут быть использованы для анализа состояния законности и правопорядка в дальнейшем.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1 Законность и правопорядок как правовые категории
1.1. Понятие законности, ее принципы и содержание
Законность – эта категория историческая, возникшая с появлением государства в рамках гуманистического учения, составной частью которого она до сих пор является, и изначально содержащая идею, направленную на ограждение прав личности от общественного произвола.
Возникновение и развитие категории «законность» связано с необходимостью легализации и легитимации деятельности политической власти как условия ее самосохранения. В силу этого законность отражает устремления различных правящих элит, которые, сменяя друг друга, придают категории законности нужное, с их точки зрения, нередко конъюнктурное содержание и направленность, используют ее в своих целях.
Несмотря на то, что проблемы законности всегда были в центре внимания юридической науки, до настоящего времени отсутствует общепризнанное определение данной категории. Нет также единства методологических подходов к разработке проблемы. Разброс мнений объясняется тем, что рассматриваемое явление сильно политизировано и идеологизировано.
Как подчеркивает И.Б. Гобеев, целью правовой охраны общественных отношений является обеспечение их реализации и недопущение их нарушения. Данная цель требует конкретизации, которая может быть достигнута путем указания на задачи правовой охраны, состоящие в: 1) необходимости пресечения нарушений прав, свобод и законных интересов участников общественных отношений, а также иных явлений, причиняющих им вред; 2) необходимости устранения негативных последствий таких явлений; 3) потребности в исправлении лица, привлеченного к юридической ответственности за совершенное им правонарушение; 4) предупреждении совершения новых правонарушений [14].
Таким образом, результат реализации применения охранительных правовых средств - состояние общественной жизни, характеризующееся точным и своевременным выполнением участниками общественных отношений возложенных на них обязанностей, что в свою очередь указывает на неразрывную связь правовой охраны с обеспечением законности и правопорядка в обществе.
Вместе с тем, утверждение о том, что только правовая охрана связана с действием принципа законности, нельзя признать корректным. Данный принцип присущ праву в целом. Однако обеспечивается законность главным образом при помощи охранительных правовых средств. В целом, законность в современных условиях как самостоятельное, сложное социально-правовое явление есть конкретно-историческое состояние правомерности, поддерживаемое в обществе, как в самом законодательном материале, так и в процессе его реализации. Таким образом, ключевым моментом в понятии законности является категория правомерности. Данную категорию можно объяснить как сообразность субъективных прав, отраженных и закрепленных в действующем законодательстве, с самими правилами и принципами общественной жизни. Правомерность охватывает, конечно, и сферу действующего законодательства; здесь она отражает сообразность между самим законодательством и правовой природой общественных отношений, а также упорядоченность в самой системе законодательства. Поскольку правовая охрана состоит в обеспечении правомерности, постольку можно говорить о законности как о ее результате.
Законность и ее принципы являются объектом пристального внимания ученых-юристов (приложение А). Как отмечает А. Б. Лисюткин, в теории государства и права сформулирована методологическая аксиома относительно их соотношения: принципы – это содержание, а категория «законность» – форма их выражения 18, С. 442. На основе этого метода и ведутся научные исследования различных аспектов рассматриваемого феномена. В результате чего в правоведении сложилась самостоятельная теория законности, в рамках которой существуют различные определения данного явления. Например, Ю.Е. Аврутин дает следующее определение: «Законность – демократический принцип, который проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения законов; провозглашенные права и свободы граждан, их организаций, их законные интересы гарантируются, и обеспечивается выполнение возложенных на них обязанностей, реализация ответственности; точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государственными мерами» 7, С. 332. В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа.
Суть законности применительно к власти (в узком смысле) сводится к тому, что право представляет собой одновременно основу и «ограничитель» любых действий государства. Однако законность в действиях власти воспроизводит законность в обществе. Вектор воздействия законности, следовательно, направлен и на власть, и на общество. Для утверждения в обществе законности необходимо прежде всего, чтобы закон строго исполнялся самой государственной властью. Законность, с одной стороны, составляет основную силу государственной власти, ориентируя общество на добровольное исполнение ее велений, а с другой - ставит государственную власть перед необходимостью ограничивать себя в своих действиях, поскольку главным препятствием для развития чувства законности является деспотическая, неограниченная государственная власть.
В традиционной трактовке все субъекты права признаются и субъектами законности. Однако позиции, согласно которой «законность едина, и она одинаково обязательная для всех - и для органов власти, и для граждан», противопоставляется аргументация, что «при таком подходе нивелируется повышенная опасность нарушения закона со стороны должностного лица с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином».
Компромиссом стало предложение использовать категорию «законность» в широком и узком значении. В широком смысле под законностью понимается требуемый государством образ поведения населения, который состоит в безусловном соблюдении изданных государством законов (и подзаконных актов) всеми лицами (гражданами) и организациями. В этом аспекте законность выступает как принцип должного поведения всего населения и представляет собой антипод неправомерному поведению вообще. В узком смысле законность обозначают как принцип деятельности государственного аппарата, заключающийся в том, что «все органы государства осуществляют свои властные функции в строгих рамках закона, соблюдая неукоснительно права граждан и их общественных организаций. В этом значении законность выступает в качестве антипода злоупотребления властью и субъективизма при осуществлении властных функций государственного управления, а также следственных и судебных функций».
Законность является основой деятельности всех органов государственной власти и в особенности правоохранительных органов. Основной целью существования правоохранительных органов является обеспечение законности и правопорядка на территории государства, поэтому и сами работники правоохранительных органов в своей деятельности должны руководствоваться только законом. Важность соблюдения принципа законности в деятельности правоохранительных органов потребовала от законодателей отдельного закрепления этого принципа в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность этих органов.
Так, принцип законности был закреплен в ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»; ныне закреплены в ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [6], ч. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ «Об оперативно-разыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, ст. 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ [5], ст. 1.6 КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 185-ФЗ [3], ст. 7 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [4], ст. 3 УК РФ от 13 июня 1996 г. №64-ФЗ [2] и др.
Как подчеркивает В.Н. Протасов, к элементам содержания категории «законность» относятся:
1. Совокупность идей, взглядов и принципов. Они составляют теоретико-методологическое содержание, мировоззренческую основу теории законности, посредством которых осуществляется объединение смысла и назначение данной категории в системе правовых явлений.