Файл: Учебник по ведению бизнеса в Интернет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 578

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебник по ведению бизнеса в
Интернет


Настоящая книга предназначена для всех, чья работа тем или иным образом связана с Интернет-бизнесом, кто собирается создать в Интернете собственную компанию или просто разместить информационный сайт. Инвесторам, собирающимся вложить средства в сетевой бизнес, книга позволит оценить реальность прогнозов и предположений, содержащихся в бизнес-планах Интернет-проектов, понять, какие расходы являются реальными, а какие завышенными, оценить степень риска, связанного с предлагаемыми проектами. Сотрудникам отделов маркетинга обычных предприятий эта книга будет полезна для оценки предложений рекламных агентств и дизайн-студий по созданию сайтов и рекламе товаров и услуг в Интернете. Используя информацию и методики, приведенные в книге, они смогут оценить адекватность цен на рекламу и ее экономическую эффективность для фирмы.

Менеджеры интернет-компаний найдут в книге практические методики оптимизации затрат на рекламу и способы повышения ее эффективности, методики управления активами и пассивами компании, способы оценки и минимизации рисков, а также ответы на многие другие вопросы, связанные с практикой ведения сетевого бизнеса.


Введение

Для жителей России Интернет все больше превращается из абстрактной "всемирной компьютерной сети" в повседневно используемый информационный канал. Об Интернете пишут книги, снимают фильмы, говорят в новостях. Около четырех миллионов россиян используют Интернет для поиска информации, работы и отдыха.

Постоянно растет влияние Интернета на экономику. Многие компании (крупные и не очень) открывают свои представительства в Интернете — корпоративные сайты. Другие компании полностью переносят свой бизнес в Интернет.

Все больше жителей России предпочитают покупать товары в Интернет- магазинах, играть в интернет-казино, читать интернет-газеты и журналы и общаться с друзьями через Интернет.

Быстро растущая Интернет-аудитория России является новым рынком сбыта для компаний самого разного профиля. Отсутствие географических барьеров для рекламы и распространения товаров и услуг привлекает в Интернет-бизнес все новые предприятия.


Вместе с тем, сетевой бизнес остается сравнительно новым явлением для российских предпринимателей, а обширный зарубежный опыт не всегда может быть успешно применен в России.

Настоящая книга предназначена для всех, чья работа тем или иным образом связана с Интернет-бизнесом, кто собирается создать в Интернете собственную компанию или просто разместить информационный сайт.

Инвесторам, собирающимся вложить средства в сетевой бизнес, книга позволит оценить реальность прогнозов и предположений, содержащихся в бизнес-планах Интернет- проектов, понять, какие расходы являются реальными, а какие завышенными, оценить степень риска, связанного с предлагаемыми проектами.

Сотрудникам отделов маркетинга обычных предприятий эта книга будет полезна для оценки предложений рекламных агентств и дизайн- студий по созданию сайтов и рекламе товаров и услуг в Интернете. Используя информацию и методики, приведенные в книге, они смогут оценить адекватность цен на рекламу и ее экономическую эффективность для фирмы.

Менеджеры интернет-компаний найдут в книге практические методики оптимизации затрат на рекламу и способы повышения ее эффективности, методики управления активами и пассивами компании,

способы оценки и минимизации рисков, а также ответы на многие другие вопросы, связанные с практикой ведения сетевого бизнеса.

Для предпринимателей, разрабатывающих, бизнес-планы сетевых проектов и рассчитывающих привлечь для их реализации инвестиции, в книге подробно рассмотрена процедура бизнес-план и рован ия в сетевом бизнесе.

Сотрудникам агентств интернет-рекламы и компаний, продающих рекламу на своих сайтах, книга поможет понять точку зрения рекламодателей, их потребности и подход к размещению рекламы.

Являясь руководителем Интернет-компании, автор раскрывает подход к ведению бизнеса именно сточки зрения компании, ведущей бизнес в Интернете, а не сточки зрения агентства Интернет-рекламы, интернет- провайдера или платежной системы. Как и в любой другой отрасли предпринимательства, в Интернет-бизнесе залогом успешной работы является жесткая ориентация компании на прибыль и максимальную экономическую эффективность всех действий. Именно под этим углом в книге рассматриваются вопросы размещения рекламы, управления активами, бизнес-планирования и построения отношений с партнерами.



Книга состоит из трех частей и десяти глав. Первая глава является ознакомительной. В ней читатель знакомится с основными бизнес- моделями сетевого предпринимательства. Данная глава в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них и, тем самым, готовит почву для дальнейшего изложения материала.

Во второй главе подробно рассмотрены основные виды интернет- бизнеса. Она раскрывает особенности организации бизнеса для Интернет- компаний различных направлений.

Третья и четвертая главы посвящены финансам в Интернет- бизнесе. В третьей главе подробно рассмотрены особенности расчетов в Интернете, приведены описания основных российских и зарубежных платежных систем, обеспечивающих расчеты в сети между продавцами и покупателями. В четвертой главе раскрывается структура доходов и расходов Интернет-компании, рассматриваются методы финансового анализа и управления активами, методики оценки рисков, связанных с Интернет- проектами и способы их минимизации. В конце четвертой главы рассмотрены основные методы оценки стоимости Интернет- компаний.

Пятая и шестая главы посвящены методам продвижения товаров и услуг Интернет- компаний. В них подробно рассмотрены основные виды Интернет -рекламы, PR. (Public Relations, связи с общественностью), способы стимулирования сбыта и другие маркетинговые инструменты.

В седьмой главе рассмотрены методы распространения товаров и услуг Интернет- компаний: логистика, каналы сбыта, организация прямых продаж и продаж через посредников.

В восьмой главе приведена информация о структуре аудитории Интернета, рассмотрены методы маркетинговых исследований интернет- рынка, способы анализа конкурентной среды, сегментация рынка, позиционирование товаров и услуг, определение стадии жизненного цикла товара и методики сбора маркетинговой информации.

Девятая и десятая главы посвящены бизнес-план и рован и ю. В девятой главе рассмотрены источники исходной информации для бизнес- планирования и методы ее первичной обработки. В десятой главе подробно разобрана методика составления бизнес-плана Интернет- компании.

Работая над книгой, автор стремился максимально охватить все ключевые вопросы бизнеса в Интернете. Тем не менее, автор отдает себе отчет в том, что охватить все невозможно. Автор надеется на сотрудничество со стороны читателей и с благодарностью примет замечания и предложения по улучшению и совершенствованию книги. Автор выражает благодарность всем, кто оказал ему помощь в написании данной книги советами, консультациями и просто моральной поддержкой.


Часть I

Бизнес-модели и основные направления в
Интернет-бизнесе


Эта часть носит общий, обзорный характер. В ней показаны особенности Интернет-бизнеса, его отличия от традиционных видов коммерции. В первой главе рассмотрены бизнес-модели, применяющиеся для классификации сетевых проектов, их характерные черты, возникающие проблемы и пути их решения. Вторая глава — обзор основных отраслей сетевого бизнеса. В ней бизнес-модели, описанные в первой главе, распространены на конкретные виды электронной коммерции, приведены примеры успешных проектов в каждом из направлений.

Глава 1

Основные подходы к созданию Интернет-
компаний


Планируя начать любой бизнес, в том числе и бизнес в Интернете, предприниматель ставит перед собой некую цель, формулирует концепцию будущего предприятия, которая, в конечном итоге, и должна ответить на главный вопрос: как бизнес будет зарабатывать деньги для его владельца? Отсутствие четко сформулированного ответа часто приводит к нерациональному расходованию ресурсов, которые, как известно, всегда ограничены. Последствия обычно бывают печальными: неоправданно увеличивается срок окупаемости (если бизнес, начатый таким образом, вообще окупается), ослабляются конкурентные позиции компании, теряются клиенты и т. д. К сожалению, в Интернет-бизнесе эта проблема стоит особенно остро.

  1. Цели и концепции бизнеса

Итак, чтобы избежать проблем, необходимо сформулировать цель и концепцию бизнеса. Наиболее распространены следующие варианты:

Информационная поддержка существующего неэлектронного бизнеса. Цели: создание еще одного рекламно-информационного канала, облегчение коммуникации с действующими и потенциальными партнерами, формирование положительного имиджа компании как предприятия, использующего современные технологии. Концепция: создание корпоративного сайта, содержащего информацию о компании, ее товарах, услугах, ценах, сервисе, лицензиях и т. п.

В данном случае интернет-составляющая бизнеса не получает дохода, а лишь помогает в этом основному, неэлектронному бизнесу. Однако, в создании информационного сайта может содержаться и прямой коммерческий смысл: разгрузка персонала компании, ведущего работу с клиентами (сокращение затрат на телефонную диспетчерскую службу, отправку факсов, телефонные переговоры и т. п.) за счет размещения прайс-листов и другой актуальной информации на сайте компании.


Организация продаж через Интернет товаров или услуг существующего неэлектронного бизнеса. В сущности, это частичный перенос неэлектронного бизнеса в сеть Интернет. Цели: использование Интернета для рекламы и сбыта продукции, товаров и услуг. Плюс все цели предыдущего пункта. Концепция, создание интерактивного корпоративного сайта, предоставляющего клиенту всю необходимую информацию о компании и ее продукции, товарах и услугах; обеспечение возможности оформления клиентом online-заказа; создание системы доставки заказов или использование уже существующей, если таковая имеется; продвижение продукции, товаров и услуг средствами сетевой рекламы. При этом делается упор на существующую, уже

налаженную, систему поставщиков. В отличие от предыдущего случая, здесь интернет-составляющая бизнеса участвует в формировании выручки всего предприятия, обеспечивая увеличение общего объема сбыта.

Частично интернет-составляющая может финансироваться основным бизнесом (если это оправдано приносимой ей пользой).

Создание Интернет-компании, реализующей товары и услуги исключительно через Интернет. Цели: реализация в Интернете полного бизнес-цикла, ориентированного на получение прибыли от торгово- закупочной деятельности и/или от оказания услуг. Концепция: создание интерактивного сайта, обеспечивающего работу с клиентами (online- заказы, каталоги товаров и услуг, прайс-листы, информация и т. п.); налаживание системы поставок и складской системы, если это необходимо; организация системы доставки заказов; подключение к системам приема платежей через Интернет.

В этом варианте компания должна сама покрывать все свои расходы и приносить прибыль владельцам.

Рекламная модель. Цель: сформировать на сайте проекта возможно более широкую или не столь обширную, но жестко сегментированную, аудиторию посетителей и продавать контакт с ней рекламодателям. Концепция: создание сайта, содержащего интересное и/или полезное целевой аудитории информационное наполнение (контент), предоставление посетителям разнообразных бесплатных сервисов, привлечение на сайт максимального количества посетителей всевозможными средствами, включая Интернет-рекламу, PR-акции, обычную (offline) рекламу, розыгрыши призов и т. п.; поиск и привлечение рекламодателей, готовых платить за контакт с аудиторией сайта.