ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Секция 19. Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров в условиях трансформации образовательной среды
Код УДК 37. Число кода 1174. Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга.
Код УДК 371. Организация воспитания и образования. Школоведение
«Подискуссируем? «Войдем» в диалог? И… согласимся?!..»
Лупина Ольга Михайловна, учитель-методист, учитель высшей квалификационной категории, МБОУ «Лисиченская школа» Амвросиевского района, ДНР, Амвросиевский район, п. Лисичье, olupina@mail.ru
Аннотация. В поисках ответов на некоторые актуальные вопросы, обращаюсь к старым пожелтевшим журналам (на получение которых всегда подписывалась школа). И сейчас «провела» такую же работу. И нашла: «Пространство, на котором развивается образование, все время меняется, трансформируются старые и возникают новые вопросы, от ответов на которые зависят наши дальнейшие решения», – информировал для учительства журнал «Народное образование» в 1997 году (конец XX века!).
Ключевые слова: фасилитатор; педагогическая поддержка; педагогическая технология; субъект познания; самоактуализация и самопрезентация.
«...Система образования Донецкой Народной Республики направлена на достижение нового качества образования, отвечающего интересам личности, потребностям Республики, рынка труда, мировым стандартам, нацелена на интеграцию в культурное и образовательное пространство Российской Федерации», – акцентировал учительское внимание министр и науки и образования Донецкой Народной Республики»
Актуальность статьи. Если педагог учится сам, и его культура образования состоит из богатства собственных интересов и свободном владении на этой основе многообразием средств обеспечения основных образовательных процессов, ориентированных на личный интерес каждого ребенка, на «видение» его «само», «самости» – результат успешности – успешности освоения программ школьниками будет достигнут.
Анализ последних исследований: Белоненко Л.А., Малахова С.Т., Апалькова Т.В. «Методическое сопровождение педагогов в процессе реализации основных образовательных программ общего образования», «Сокровищница Донбасса», № 1, с. 21.
Цель статьи: поделиться опытом и подчеркнуть важность развития профессиональной компетентности педагога в образовании ХХI века
Изложение основного материала (исследования). «O tempore! O mores!» – « О времена! О нравы!», – произносим мы часто. «Так ли это?» – задаем также часто себе вопрос и отвечаем: «Наверное, да!». «Время есть величайший из новаторов», – сказал когда-то философ Френсис Бекон. Ясно, что «новое» время требует и «нового» слова. «Призыв нового времени – необходимость создания социокультурной модернизации образования», – отмечал А.Асмолов. И, наверное, решаюсь процитировать многое из старых журналов и своего учительского органайзера. Процитирую, подискуссирую, « выпишу» главное, а вы, читатели, слушатели – мои коллеги – мысленно ответите (или нет): – «Не все то, что старое, является ли старым, устарело ли все это или же таинственно дает ответ по теме работы секции XV Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения Научной школы Управления образовательными системами» – «Технологии профессиональной компетентности педагога»?
«В современных цивилизованных условиях, когда учатся не только и не столько посредством школы, содержательные координаты образования должны кардинальным образом поменяться» – [и меняются – нашXXI век]: с оппозицией «учитель-ученик»+предмет=знание» на «сотрудничество» – «сообщество» + «интегрированное знание» + «индивидуальное образование на основе интересов». Поэтому не столько овладение чужими методиками решает дело, сколько способность собственной творческой деятельности [учителя, конечно же]. «В таких образовательных процессах акцент делается не на объяснение ученикам «знания», а развитие их интересов и на этой базе – на расширение индивидуально значимого знания. Данный подход к содержанию образования требует от учителя развитой общей культуры, без которой он не сможет работать в идеологии сотрудничества с ребенком и быть фасилитатором его интересов. Основным же каналом становится творческое общение (на уроке и вне урока), поскольку именно в процессах общения возможно и передать нормы культуры
, и развить культурные интересы», – пишет Ната Крылова в статье «Как мы можем изменить культурные ценности образования». Или «Самостоятельно, по индивидуализированной программе», – перечитываю снова и снова статью доктора педагогических наук Татьяны Шамовой!!! Устарело ли ? Конечно же, нет!
В современных условиях объективно «начинают меняться» (поменялись во многом) «не только требования к личности педагога, но и критерии эффективности работы школ (правильнее даже говорить о критериях качества), интересы ребенка и свободное саморазвитие. «Забота, обучение, воспитание, педагогическая поддержка», – отметил О.Газман. Если проанализировать их содержание и выделить главное, стержневое слово, то это будет так: забота (само+само: ученик+учитель), обучение (само+само: ученик+учитель), воспитание (само+само: ученик+учитель) и педагогическая поддержка (учитель+ученик)=словам «само», «самости» – самоорганизация, самообразование, самопознание, саморазвитие, самореализация, самоконтроль, самодисциплина, самосознание, самопроверка, самоцель, самоотдача, самоопределение...
Поддержка проявлений в ребенке «самости» должна исходить от учителя, школы, и, наконец, от семьи
школа
учитель
ученик
семья
Рисунок 1. Схема учитель-школа, семья-ученик
Если собственный интерес учителя направлен только на овладение всеми учащимися какого-то знания (а оно будет только усредненным для всех), то результата не будет – освоение образовательных программ школьниками не будет. Собственный интерес и общение, рефлексия, творческое действие + интерес в целом=результат (освоение программы).
Путь…Решение задач, которые вытекают из темы – это, прежде всего, и в целом, путь педагогических технологий, определение которых дает и толковый словарь и находим в трудах коллег – Б.Т.Лихачева, В.П.Беспалько, И.П.Волкова, Б.М.Шепель и других.
Для нас приемлемо толкование этого понятия организаций ЮНЕСКО: «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».
Учебная деятельность ребенка представляется как познавательная, построенная по теоретически-дедуктивному типу. Реализация ее достигается через формирование у ребят теоретического мышления путем социального построения предмета и особой организации познавательной деятельности. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует усвоение содержательных обобщений. Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность учениками овладеть научными понятиями по теоретическому типу, воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания, осуществить восхождение от абстрактного к конкретному. Иными словами, учение выступает как деятельность по воспроизводству содержания, пути, метода научного (теоретического) познания. Нам известно, что полушария мозга (левое и правое) различные. Левополушарное – в нем локализованы процессы логического и вербального мышления; правополушарное – в нем в основном сосредоточены эмоциональные процессы. Исходя из этого в науке и принято различать два типа детей, отличающихся развитием различных полушарий мозга. Каждый ребенок имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которые и определяют успешность или неуспешность учебы. Трактовки этой теории придерживались методисты В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. И мы с ними согласны. Учитель, готовясь к уроку, направляет свой труд на использование разработки таких методических приемов, а также организованных форм и методов обучения, которые оптимизируют процесс усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков учебной деятельности. И учитель помнить должен одно: он, учитель, не столько учит, сколько стимулирует ученика к развитию, создает условия для его самодвижения (помните: «само» - самообразование, самопознание). Учитель должен «знать» обучающегося и используя «свои» технологии обучения должен также «знать» и «видеть» наперед, что эффективность такой технологии существенно зависит от того
, насколько полно представлен в ней человек (обучающийся) во всей его многогранности; учитывать при этом также его психолого-профессиональные особенности, способности, перспективы их развития и угасания. Учитель должен спроектировать эффективную деятельность учащихся. Для нас, учителей, которые имеют солидный стаж работы и запас знаний, также понятие «само» не должно стоять вне. «Век живи – век учись» – это для нас: самообразование, самоосознание, самооценка и самоотдача. «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше». «Учиться никогда не поздно» – это также для нас. Если все это будет «идти в ногу», то и образование XXI века будет успешным – будет давать свои плоды. Ученик должен освоить программу успешно. Формула «ты мне – я тебе» должна сработать. И срабатывает! Исходя из большого опыта педагогической деятельности, мы, коллеги, рекомендуем коллегам придерживаться тех критериев деятельности учителя на уроке и во внеурочное время, о которых они также знают, (прорабатывали, читали, использовали…) – ведь не все то, что новое, является новым (на чистом месте можно только построить дом, да и то это место не всегда просто «чистое»). А в образовании все взаимосвязано…Возьмем себе на заметку то, что знаем, то, что обобщали для нас такие же коллеги – методисты, ученые. И среди них Виталий Сластенин (член-корреспондент РАО, профессор):
– диагностично заданная цель, т.е корректно измеримые понятия, операции, деятельность, освоенные учащимся, как ожидаемый результат обучения и способы его диагностики;
-
представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач с ориентирами и способам их решения; -
достаточно жесткая логика этапов усвоения материала; -
адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия на каждом этапе участников учебного процесса друг с другом и с информационной техникой; -
личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика и учителя (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл); -
указание границ допустимого отступления от правилосообразной (алгоритмической) и от свободной, творческой деятельности учителя;
— применение в учебном процессе новейших средств и способов информации».[3, 41]
«Технология не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления», – отмечал Сериков В.В.
«Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития: ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность работать в индивидуальном темпе, рационально распределять свое время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.