Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 402
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методическое пособие по курсу
«Интернет-предпринимательство»
Авторы:
М. Зобнина, Д. Калаев, Е. Калинин, Е. Коваль,
И. Королев, И. Красинский, С. Негодяев,
М. Плосконосое, Г. Ситнин, И. Фокша, М. Чеботарев,
К. Шабалин, Д. Шубина, И. Ярунов
Москва, 2015
Содержание
5.2 Сегментация и целевая аудитория. (+ technology adoption life cycle) | 48 |
Термины | 48 |
Ключевые идеи | 48 |
Задание | 50 |
Шаблоны для выполнения задания по лекции | 51 |
6. Customer development и customer discovery | 52 |
Термины | 52 |
Ключевые идеи | 52 |
Дополнительные материалы | 56 |
Задание | 56 |
6.1. Customer validation. Тестирование каналов и подготовка к масштабированию. 57 | |
Термины | 57 |
Ключевые идеи | 57 |
Задание | 68 |
Шаблон для выполнения задания по лекции | 68 |
7. ОТ ИДЕИ К ПРОДУКТУ. MVP. | 69 |
Термины | 69 |
Ключевые идеи | 69 |
Задание | 73 |
8. Модели монетизации: какие есть и как найти свою. | 74 |
Термины | 74 |
Ключевые идеи | 74 |
Задание | 77 |
Шаблон для выполнения задания по лекции | 78 |
8.1. Метрики стартапа и экономика продукта. | 79 |
Термины | 79 |
Ключевые идеи | 79 |
Задание | 88 |
Шаблон для выполнения задания по лекции | 88 |
8.2 Финансы стартапа. | 89 |
Термины | 89 |
Ключевые идеи | 89 |
Задание | 94 |
9. Маркетинговые коммуникации: как привлечь первых пользователей. Постановка | |
продаж | 95 |
Термины | 95 |
Ключевые идеи | 95 |
Дополнительные материалы | 100 |
Задание | 100 |
9.1. PR СТАРТАПА. | 101 |
Термины | 101 |
Ключевые идеи | 101 |
Дополнительные материалы | 107 |
Задание | 107 |
10. Инвестиции. Источники инвестиций. Виды инвесторов. Когда идти к инвесторам и | |
надо ли. Требования фондов. Почему отказывают фонды. | 108 |
Термины | 108 |
Ключевые идеи | 108 |
Задание | 114 |
10.1. Подготовка питча для инвесторов | 115 |
Термины | 115 |
Ключевые идеи | 115 |
Задание | 119 |
Шаблон для выполнения задания по лекции | 119 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 120 |
Программа курса | 120 |
Введение
Данное методическое пособие предназначено для преподавателей курса Интернет-предпринимательство. Оно дополняет видеолекции, которые стоит просмотреть до чтения методического пособия и помогает выстроить преподавание курса.
Курс является практикоориентированным, предполагающим активную работу студентов вне аудитории: студенческим командам необходимо будет тестировать свои гипотезы на потенциальных потребителях и в максимально реальных условиях. Он основан на карте бизнес-мод ели (business model canvas), тестировании гипотез и методике развития потребителя (customer development) и трекшн-карте для систематизации возможностей стартапа в решаемые задачи.
Принципы преподавания курса
Формат курса
Формат курса предполагает видеолекции по темам курса, их обсуждение на занятиях с преподавателем, выполнение заданий по групповым проектам и их представление на занятии.
Преподаватель в рамках данного курса выступает не столько транслятором знаний, сколько тренером-консультантом для студенческих проектов. При использовании такого формата достигается сочетание теории и практики: полученные знания студенты сразу применяют в своих проектах.
По итогам прохождения курса студенты представляют свой интернет-проект и защищают его перед своим преподавателем и экспертами из венчурной индустрии.
Перед лекциями студенты просматривают видеолекции и готовят свои вопросы по изученному материалу. Преподаватели и приглашаемые эксперты в свою очередь отвечают на вопросы по лекции, а также дают обратную связь по проектам. Одна из целей курса - качественная и глубинная обратная связь от преподавателя командам для улучшения и доработки проектов.
Основная задача студентов на занятиях - показать, что лекция была изучена и они готовы презентовать свои результаты по выполненному заданию перед преподавателем, своими коллегами по группе и, возможно, отраслевым экспертом. Преподаватель слушает защиты проектов, дает студентам обратную связь к заданиям по проектам, а также постоянно ведет оценки.
Поскольку задания курса - это последовательные шаги по созданию интернет- проекта, важно, чтобы студенты делали эти задания последовательно, интегрируя полученные комментарии от преподавателя и, по возможности, экспертов и улучшая свой проект к итоговой защите.
Если у преподавателя был опыт собственного запуска стартапа (не только общий бизнес), то он здесь очень пригодится, но надо при этом понимать, что все проекты разные и внешние условия, как и настроения потребителя постоянно меняются. Если же такого опыта нет, то важно отойти от стереотипов
традиционного преподавания и постараться взглянуть по-новому на обучение и передачу опыта, адаптироваться к формату “перевернутого класса”.
Идеальный вариант, - это преподаватели с опытом запуска стартапов, инвестирования, как в роли бизнес-ангела, так и венчурного инвестора. Подобный опыт повысит уровень доверия у студентов, особенно к критическому анализу проектов.
Логика курса
Студенты последовательно изучают темы, начиная с мотивационной лекции и разработки идеи до выведения продукта на рынок.
Итоговой темой идет представление проекта инвесторам, поскольку инвесторы предъявляют наиболее высокие и полные требования к жизнеспособности и проработанности проекта: для них важен и продукт, и продажи, и прибыль предприятия.
Конечно, проект может существовать и без инвестиций, но необходимо ознакомить студентов с возможностями привлечения финансирования для реализации проектов и помочь им посмотреть и оценить свои проекты и с инвестиционной точки зрения.
Темы изучаются в следующей последовательности по логическим блокам:
Мотивационная часть:
-
Вводная. Виды технологического бизнеса и интернет-предпринимательство.
Поиск идеи и ее реализация:
-
Идея: источники идей для стартапа -
Команда стартапа. Как собрать и мотивировать команду стартапа -
Бизнес-модель-
Ценностное предложение (value proposition).
-
Анализ рынка и соответствия ожиданиям потребителя:
-
Анализ рынка. Оценка потенциала рынка.-
Анализ конкурентов. -
Целевая аудитория.
-
-
Customer development и customer discovery.
6.1 Customer validation. Тестирование каналов и подготовка к масштабированию.
От идеи к продукту:
7 MVP.
Экономическая составляющая проекта и финансы:
-
Модели монетизации: какие есть и как найти свою.-
Метрики стартапа и экономика продукта. -
Финансы стартапа.
-
Продвижение продукта:
-
Маркетинговые коммуникации: как привлечь первых пользователей. Постановка продаж
-
PR стартапа.
Финансы и финансирование:
-
Инвестиции. Источники инвестиций. Виды инвесторов. Когда идти к инвесторам и надо ли. Требования фондов. Почему отказывают фонды.
-
Подготовка питча для инвесторов
Структура занятий курса
Каждая тема прорабатывается в следующей последовательности:
Перед занятием:
Просмотр видеолекции.
Каждая видеолекция включает в себя задание.
На занятии
Обсуждение темы на семинаре, ответы на вопросы студентов
После занятия:
Презентация студентами выполненных заданий и обратная связь от преподавателя(и, по возможности, экспертов) по ним.
Доработка заданий для итогового проекта с учетом обратной связи
Занятия выстроены по модели «перевернутого класса»: вместо прослушивания лекций в аудитории, студенты самостоятельно просматривают видеолекцию, а на занятии представляют задание преподавателю. В каждой лекции дается задание, которое необходимо выполнять к каждой лекции. Студенты готовят вопросы по просмотренной видеолекции, выполняют задания и на лекции преподаватель отвечает на возникшие вопросы и дает дополнительную информацию по важным темам лекции.
На каждом занятии преподаватель сидит в аудитории, а студенты выходят к доске и презентуют подготовленную часть задания, а также делятся достигнутым прогрессом своего проекта с классом и преподавателем. После каждой защиты студенты получают комментарии и вопросы от преподавателя и дорабатывают проект в соответствии с комментариями.
Оценка
Есть риск, что студенты, в силу большой загруженности или привычки, будут пытаться игнорировать промежуточные задания и делать проект в последний момент - перед экзаменом. Для нивелирования такого эффекта необходимо разъяснить студентам на первом занятии, что от того, насколько качественно они будут выполнять задания, сильно зависит качество итогового проекта; что задания специально даются последовательно, чтобы распределить выполнение проекта по времени, поскольку проект очень большой и сделать его за пару дней не получится.
Важно: оценка и обратная связь должна развивать, мотивировать и помогать улучшать проекты студентов.
Обратную связь необходимо давать в уважительной к студенту манере, адресуясь именно к выполненному заданию, но ни в коем случае не переходя на личность студента. При этом желательно демонстрировать уверенность в том, что студент способен сделать что-то еще лучше, если он будет совершенствовать проект с учетом результатов интервью потребителей, информации о рынке и обратной связи, получаемой на занятиях.
Лекции курса: ключевые идеи, материалы, задания