Файл: Введение Лечебная физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В России наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета, в составе которого был и медицинский факультет. Первые профессора медицины Московского университета были активными сторонниками физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.
Один из этих профессоров Нестор Максимович Амбодик-Максимович (1744—1812) писал: «Старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения… Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниет.»
Следует отметить, что в больших городах России в XIX веке существовали частные гимнастические заведения, исключительно для обслуживания немногочисленного образованного класса, в большинстве случаев с лечебной целью. Один из владельцев такого заведения, доктор Берглинд, шведский терапевт, внёс существенный вклад в развитие лечебной гимнастики в России. Однако общественность того времени с непониманием и сарказмом относилась к гимнастике вообще и к лечебной гимнастике в частности. Даже такой просвещенный человек, как Чернышевский, в своём критическом отзыве на книгу немецкого врача и педагога Шребера «Врачебно-комнатная гимнастика», изданную в 1856, писал: «Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idée fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырёхлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для
примера…»
Далее публицист, литературный критик и философ продолжал: «учёный автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте …, вертеть ногами …, наклонять туловище вперед и назад… и приседать.»
Такое мнение о пользе гимнастики можно нередко услышать и в наше время.
В России развитие системы здравоохранения, доступной медицины, так же, как и массового физического воспитания населения, происходит в первые годы революции. В это же время начинает развиваться курортное дело и физическая культура как важная составная часть санаторно-курортного лечения. В 1925 году была создана комиссия по проведению физической культуры на курортах, которую возглавила профессор В. В. Гориневская, в то время первый руководитель кафедры врачебного контроля в Московском институте физкультуры. Комиссией было разработано положение, в котором впервые были указаны показания и противопоказания к применению физических упражнений у больных; средства, необходимые для использования в курортно-санаторной обстановке и в лечебных учреждениях.

В 1923 г. в Государственном институте физкультуры в Москве была открыта первая кафедра лечебной физкультуры и врачебного контроля.
В 1931 году Наркомздравом РСФСР был впервые определён профиль врача —
специалиста по лечебной физкультуре.
В 1935 г. было издано первое руководство по ЛФК (коллектив авторов), которое затем неоднократно переиздавалось (1937, 1947, 1957 и 1963).
В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура быстро развивалась. Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и ранений, и ЛФК приобрела особое значение как один из мощных факторов восстановления труда и боеспособности раненых и больных. Знания и практический опыт, приобретённый в те годы, не потеряли своего значения до настоящего
времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась при ранениях опорно-двигательного аппарата, грудной клетки, черепа, брюшной полости. Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только восстановления нарушенных функций органов и систем, но и приобретения ими общей тренированности и выносливости.
Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А. Семашко, В. В. Гориневский, В. Н. Мошков (1903—1997), В. В. Гориневская, Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.
Следует отметить, что за последние 100 лет лечебная физкультура, прошла трудный путь, который можно разделить на несколько этапов и оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину.
3. Средства ЛФК
Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, используемые с лечебной целью, а также естественные факторы природы, дополнительными — механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках), массаж и трудотерапия (эрготе-рапия). К средствам ЛФК относят также массаж и двигательный режим пациента, проходящего лечение средствами восстановительной терапии. Физические упражнения, применяемые в ЛФК, делятся на гимнастические, спортивно-прикладные и игры. Гимнастические упражнения, применяемые с терапевтической целью в медицинских учреждениях, воздействуют не только на различные системы организма в целом, но и на
отдельные группы мышц, суставы, позвоночник, позволяя восстановить и развить некоторые двигательные качества — силу, быстроту, координацию, выносливость и др.

В связи с этим упражнения подразделяют на общеразвивающие (обшетонизирующие, общеукрепляющие) и специальные.
Общеразвивающие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма.
Задача специальных упражнений — избирательное воздействие на ту или иную часть, например на стопу — при плоскостопии, на позвоночник — при его
деформации, на тот или иной сустав — при ограничении движений. В основу классификации физических упражнений положено несколько признаков.
Физические упражнения подразделяют на динамические (изотонические) и статические (изометрические).
Динамические упражнения — упражнения, при которых мышца работает в изотоническом режиме; при этом происходит чередование периодов сокращения с периодами расслабления, т.е. приводятся в движение суставы конечностей и туловища.
Статические упражнения – это сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет свою длину, называется изометрическим.
Степень активности: физические упражнения могут быть активными и пассивными в зависимости от поставленной задачи, состояния больного, характера заболевания или повреждения, а также для создания строго адекватной нагрузки. Активные упражнения могут выполняться в облегченных условиях, т.е. с устранением силы трения, силы тяжести, реактивных мышечных сил (например, сгибание в локтевом суставе с опорой на горизонтальную плоскость стола или отведение нижней конечности, скользя стопой по плоскости кушетки/ постели и др.).
Пассивно-активными упражнениями называют такие, при которых больной помогает методисту произвести пассивные движения, а активно-пассивными — те, при которых методист оказывает сопротивление активно выполняемому больным
движению.
Упражнения с использованием рефлекторных движений применяются, когда больной не может произвольно сокращать те или иные мышцы.
Упражнения на координацию широко применяются при нарушениях координационных движений как основном проявлении заболевания ЦНС. (спастические парезы, гиперкинезы, атаксии и др.).
К дыхательным относятся упражнения, при выполнении которых произвольно (по словесной инструкции или по команде) регулируются компоненты дыхательного акта
.
4.ФормыЛФК.
Существует множество форм лечебной физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, занятие лечебной гимнастикой, самостоятельные занятия физическими упражнениями, лечебная дозированная ходьба, дозированные восхождения (терренкур), массовые формы оздоровительной физической культуры, дозированные плавание, гребля и др.

Утренняя гигиеническая гимнастика — это выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений, способствующего переходу организма из состояния торможения (сна) к активному режиму дня.
Занятие лечебной гимнастикой — основная форма лечебной физической культуры, направленная на восстановление функции пострадавшего органа и всего организма в целом. Самостоятельные занятия лечебной гимнастикой проводятся больными, умеющими правильно выполнять физические упражнения и сознательно относящимися к качеству их выполнения.
Лечебная дозированная ходьба проводится для нормализации походки после травм и заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также адаптации организма к нагрузкам.
Дозированное восхождение (терренкур) — лечение дозированной ходьбой с постепенным подъемом и спуском на специальных маршрутах. Эта форма занятий
применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, травматических поражениях опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др. могут являться не только средствами лечебной физической культуры (как разновидность спортивно-прикладных упражнений), но и самостоятельной формой.
К массовым формам оздоровительной физической культуры относятся элементы спортивных игр, ближний туризм, элементы спорта, массовые физкультурные
выступления, праздники. Эти формы подбираются и дозируются индивидуально. Они применяются в период окончательного выздоровления с целью тренировки всех органов и систем. Массовые формы лечебной физической культуры могут использоваться и с профилактической целью, особенно в группах здоровья, на курортах и в санаториях.
5. Влияние физических упражнений на организм человека.
ЛФК основана на одном из ведущих биологических факторов -- потребности к движению.
Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме через нервный и гуморальный механизмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, изменяет функцию внутренних органов и особенно системы кровообращения и дыхания по механизму моторно-висце-ральных рефлексов. Усиливаются воздействия на мышцу сердца, сосудистую систему и экстракардиальные факторы кровообращения; усиливается регулирующее влияние норковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Физические упражнения обеспечивают более совершенную легочную вентиляцию и постоянства напряжения углёкислоты в артериальной крови.

Физические упражнения: стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокринную систему; повышая иммунобиологические свойства, ферментативную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям; положительно влияют на психоэмоциональную сферу, улучшая настроение; оказывают наорганизм тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние и формируют
компенсаторные функции.
Тонизирующее действие (повышение общего тонуса) проявляется во всех случаях занятий лечебной физкультурой, и его можно считать основным. Оно проявляется прежде всего в востановлении нарушенных моторно — висцеральных рефлексов, что позволяет при соответствующем выборе физических упражнений целенаправленно повышать тонус тех органов, у которых он более снижен.
Трофическое действие проявляется в случаях повреждения тканей или их
гипотрофии. Вначале трофическое действие физических упражнений проявляется в ускорении рассасывания погибших тканевых элементов в связи с улучшением местного кровообращения. Затем в фазе замещения дефекта обеспечивается повышенная доставка строительных белков, которые используются для образования новых тканевых структур взамен погибших.
Формирование компенсации проявляется в случаях, когда под влиянием болезни нарушается какая — либо функция организма. Если нарушение функции опасно для жизни, то компенсация формируется самопроизвольно и немедленно, в противном случае (не опасно для жизни) компенсацию следует формировать во время лечения. Примером немедленной самопроизвольной компенсации может служить значительное увеличение числа эритроцитов в крови при подъеме в гору на высоту более 3 км. Очень важными являются компенсации, сформированные с участием сознания с помощью специально подобранных физических упражнений, например выработка двигательных навыков в действиях левой руки при нарушении функций правой и др.
Нормализация функций основана на способности физических упражнений тормозить или полностью устранять сформировавшиеся во время болезни патологические условнорефлекторные связи и одновременно способствовать восстановлению нормальной регуляции деятельности всего организма как единого целого.
Упражнениями на внимание можно усилить тормозные процессы, а упражнения, выполняемые в максимально быстром темпе, усиливают возбудительные процессы.
6. Заключение.
Итак мы убедились в том, что методы лечебной физкультуры были выработаны в ходе ее многолетней, если не сказать многовековой практики. И что лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства — физические упражнения, но все же лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта — не содержанием, а целью и мерой.