Файл: Этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая 6

1 Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

средний дошкольный возраст— от 4 до 5 лет;

старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

Дошкольники в детском саду показывают свои рисунки. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве - «ребенок - взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый - это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.

В дошкольном возрасте сохраняется стремление жить вместе со взрослым, но теперь это не совместная жизнь, а жизнь ребенка в жизни взрослых. Социальная ситуация развития также содержит в себе противоречие. С одной стороны, ребенок – член обществаосновная его потребность заключается в том, чтобы жить вместе с окружающими людьмиВ то же время в современных исторических условиях и в силу физических возможностей ребенок не имеет возможности принять полноценное участие в жизни взрослых. Идеальной формой реализации стремления ребенка взаимодействовать с реальным социальным миром становится ролевая игра. Она позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели.

В первой половине дошкольного возраста (3 - 5 лет появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым, для неё характерно стремление ребенка к уважению взрослого. К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста - внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей.
Социальная ситуация развития дошкольника не ограничивается его контактами с окружающими взрослыми. Кроме реальных окружающих ребенка взрослых в жизни и в сознании дошкольника появляется еще один - идеальный взрослый. Кроме взрослого в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка - его отношения со сверстниками. Игра Ведущим видом
деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными. Новообразования дошкольного возраста
Новообразованиями дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) являются следующие феномены: 1) воображение; 2) усвоение сенсорных эталонов; 3) познавательная и эмоциональная децентрация; 4) возникновение личного самосознания; 5) первый абрис детского мировоззрения; 6) появление первых этических инстанций; 7) соподчинение мотивов; 8) произвольность поведения

2 Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра – это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

Игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры

Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей

ВИДЫ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ

Сюжетно-ролевые

Речевые

Строительные (строительно-конструктивные)

Театрализованные (в т.ч. игры-драматизации)

Творческие

Дидактические

Подвижные (включая подвижные дид-кие, народные

Игры –забавы)

3 Развитие ощущений, восприятия и представлений дошкольника. Основные изменения в развитии ощущений сводятся к следующим: у детей повышаются острота зрения и точность цветоразличения; развивается фонематический и звуковысотный слух; значительно возрастает точность оценок веса предметов.

В результате развития ощущений ребенок овладевает действиями восприятия, основная функция которых заключается в обследовании объектов и выделении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов.



4 В дошкольном возрасте начинает реально складываться в основных чертах его личность, формируется новый тип поведения. Если в раннем детстве и у младших дошкольников в общей картине поведения преобладают импульсивные действия, то к старшему дошкольному возрасту развивается способность к произвольному управлению своими действиями и поступками. (Асеев, С. 76-77)

Весь дошкольный возраст как период развития личности ребенка можно разделить на 3 подпериода:

3-4 года, когда преимущественно развивается эмоциональная саморегуляция;

4-5 лет, когда происходит преимущественное развитие нравственной саморегуляции;

Около 6 лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

5 Внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми складывается в первой половине дошкольного возраста (3-4 года). Она связана не с практическим сотрудничеством со взрослым, а с «теоретическим». Дошкольники начинают задавать взрослым большое количество вопросов, что обусловлено их возрастающими познавательными потребностями. Своими вопросами «почему?», «зачем?», «как?» дошкольники стремятся выявить различные стороны явлений, установить связи между ними. Вопросы характеризуются беспорядочностью и разнообразием: «Почему деревья шумят?», «Куда течет вода в реке?», «Откуда идет дождь?», «Что такое солнце?» и т.д. К концу дошкольного возраста складывается высший уровень развития общения для дошкольного возраста – внеситуативноличностная форма общения. Она отличается от внеситуативно-познавательной формы тем, что ее содержанием является мир людей, находящийся вне предметов. Дети говорят о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Ведущим мотивом является личностный. Взрослый, являющийся главным побудителем общения, выступает как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами. Внеситуативно-личностное общение не является стороной какой-либо другой деятельности, а представляет собой самостоятельную ценность. Для детей характерно желание заслужить доброжелательное внимание и уважение взрослого, его взаимопонимание и сопереживание.

Контрольные вопросы.

1 от 3 до 6-7 лет

Дошкольный возраст продолжается от 3 до 6-7 лет. Его появление обусловлено теми новообразованиями, которыми завершилось раннее детство. Начало формирования сознания в раннем детстве приводит к тому, что у ребенка появляется новообразование, которое Л. С. Выготский назвал «внешнее Я сам». Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Д.Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны. К концу раннего возраста ребенок и взрослый все более отдаляются друг от друга, повышается самостоятельность ребенка, усиливается стремление к отделению от взрослого, выделению себя как субъекта. К началу дошкольного возраста ситуация совместной деятельности распадается. Возникновение центрального новообразования – системы «Я»


Новообразованиями дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) являются следующие феномены:

Воображение

Усвоение сенсорных эталонов

Познавательная и эмоциональная децентрация

Возникновение личного самосознания

Первый абрис детского мировоззрения

Появление первых этических инстанций

Соподчинение мотивов

Произвольность поведения

2Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В теории игр под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущие борьбу за реализацию своих интересов. Эмоции, навыки общения, воображение, мышление

У детей в игре развиваются эмоции, навыки общения, воображение, мышление. Сюжетные, ролевые подвижные, театрализованные, дидактические игры и т.п. становятся основой для психологических новобразований, так необходимых ребенку в дальнейшей жизни. Во время игры ребенок осваивает правила жизни, учится оценивать ситуацию и принимать решения самостоятельно. Он учится взаимодействовать с другими участниками игры и выражать самые разные эмоции.

3 Сюжетные игры – сюжетно-отобразительные – сюжетно-ролевые – режиссерские – театрализованные. Игры, возникающие по инициативе взрослого. Обучающие игры – сюжетно-дидактические – подвижные – музыкально-дидактические – учебные. Досуговые игры – интеллектуальные – игры-забавы, развлечения – театрализованные – компьютерные – празднично-карнавальные. Народные игры – семейные – сезонные – культовые – сенсорномоторные – адаптивные – игры-забавы – тихие игры.

4 В структуру игры как процесса входят: • роли, взятые на себя играющими; • игровые действия как средства реализации этих ролей; • игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными; • реальные отношения между играющими; • сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

5 В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводят к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой). Детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого.


6 В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка - дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

7 наглядно-образный

В дошкольном периоде преобладает наглядно-образный тип, а в школьном идет переход к словесно-логическому и понятийному мышлению. Этот процесс занимает достаточно долгое время и формируется постепенно. Наглядно-образное мышление сохраняется на протяжении всей начальной школы, но постепенно от знакомых образов и ощущений ребенок переходит к более взрослому осознанию тех же явлений

8 Да, развитие его как человека проходит определенные этапы, но личность еще настолько незрелая, что воспринимать ее отдельно от родителей не совсем верно. Именно поэтому мало-мальски развитой личностью считаются дети достигшие возраста в 14 лет, когда они уже абсолютно полностью понимают свои действия и готовы нести ответственность за свои поступки.

10 В общении, как и в любой совместной деятельности, взрослый выступает для дошкольников источником знаний и умений, образцом и наставником. С одной стороны, ребенок принимает и использует те советы, правила, руководства к действию, которые исходят от взрослых. А с другой стороны, ребенок, как губка, впитывает стиль, способ, манеру общаться от мамы, папы и других значимых близких, просто наблюдая за ними и копируя поведение. Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь с взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения.