Файл: Дисциплина Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство) Практическое занятие 6 Обучающийся Волкова Полина Александровна Преподаватель Ожерельева Ольга Вячеславовна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Практическое занятие №6


Выполнил:

Обучающийся Волкова Полина Александровна

Преподаватель:

Ожерельева Ольга Вячеславовна

 

ЗАДАНИЕ 2

Максимальное количество баллов — 3.

Любая работа педагога по проведению внеурочной деятельности начинается с написания рабочей программы, которая является документальным основанием для осуществления профессионального и грамотного планирования всех учебных мероприятий. Рабочая программа в обязательном порядке включающей в себя три раздела:

  1.   Пояснительная записка, в которой прописываются принципы, основные методы обучения, цели и задачи, планируемые результаты работы педагога.

  2.   Календарно-тематическое планирование, где с указанием конкретных временных периодов учебного года представляются наименования изучаемых разделов, тем занятий, домашние задания (если они предусмотрены), а также формы проведения занятий.

  3.   Комплекс контрольно-измерительных материалов (КИМ) — это демонстрация конкретных контрольных и диагностических материалов, которые педагог будет использовать в работе и которые позволят ему выявить динамику в развитии учащихся.

В качестве практико-ориентированного формата работы вам рекомендуется осуществить примерное календарно-тематическое планирование программы кружка по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в начальной школе. Для этого заполните таблицу 2. Важно отметить, что планирование необходимо осуществлять с учётом следующих требований:

    •  обязательное проведение одного занятия в неделю;

    •  на основании учебного плана объём используемых часов должен составлять 34 часа в год.


 

Таблица 2 — Календарно-тематическое планирование программы кружка по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для учащихся начальной школы

Название программы

Программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки»


Направление

художесвенно-эстетическая

Предполагаемый возраст детей

7-14 

Цель и задачи работы педагога

Цель и задачи направлены на: создание условий для развития личности ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к художественному вязанию, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.




п/п

Даты проведения занятий

Темы занятий

Формы проведения занятий

Домашние задания

(если они предусмотрены)

1.                

04.09.23

11.09.23

Вступительное занятие  

 Беседа

 -

2.                

 18.09.23

25.09.23

02.10.23

09.10.23

16.10.23

Изделия из природного материала 

 Мастер-класс

 -

3.                

 23.10.23

20.10.23

13.11.23

20.11.23

27.11.23

 Работа с бумагой

 Мастер-класс

 -

4.                

04.12.23

11.12.23

18.12.23

25.12.23 

Основы декорирования 

проекты 

 

5.                

 15.01.24

22.01.24

29.01.24

05.02.24

12.02.24

Фетровые фантазии 

 Мастер-класс

 

6.                

19.02.24

26.02.24

 04.03.24

11.03.24

18.03.24

Работа с тканью 

 Пошив изделия



7.                

 25.03.24

01.04.24

08.04.24

15.04.24

22.04.24

29.04.24

Изготовление сувениров 

 Мастер-класс

 -

8.                

 06.05.24

13.05.24

20.05.24

Оформление выставок 

Выставка изделий 

 -

9.                

27.05.24 

 Итоговое занятие

беседа 

 -




















 

 

ЗАДАНИЕ 3

Максимальное количество баллов — 4. 

Одним из видов рабочей документации педагога является конспект занятия. Его разработка требует от учителя чёткого понимания следующих ключевых моментов:

    •  оформление целей и задач занятия;

    •  содержание и поэтапное изложение учебной информации;

    •  необходимое оборудование и рабочие материалы;

    •  прогнозирование и анализ результатов учебной деятельности.

Для обеспечения усвоения данного материала и получения навыков использования его в предстоящей педагогической практике, вам рекомендуется выполнить задание по проектированию и документальному оформлению одного урока. Разработайте конспект занятия по теме «Портрет», проводимого в кружке по изобразительному искусству для учащихся начальной школы. Для этого последовательно и обстоятельно заполните таблицу 3. Обратите внимание на чёткость формулировки цели и задач, их конкретность и достижимость. Для обеспечения функциональности конспекта рекомендуется включать в таблицу иллюстративные материалы, чёткое указание количества необходимого оборудования и рабочих инструментов. Результат собственной работы зафиксируйте в таблице 3.

Таблица 3 — Конспект занятия в кружке по изобразительному искусству для учащихся начальной школы



п/п

Наименования разделов конспекта учебного занятия

Содержание конспекта

1.                

Предполагаемый возраст и количество учащихся

 

7-8 лет, 15 человек  

2.                

Тема занятия

Натюрморт

3.                

Цель занятия

 

объяснить ребятам понятие «натюрморт», учить изображать группу овощей и фруктов, передавать их форму и цвет, правильно располагать на рисунке. 

4.                

Задачи

 

  1. познакомить с понятием «натюрморт», работами художников-мастеров, выявить отличие натюрморта от простого изображения предметов;

  2. учить составлять красивую и гармоничную композицию, располагая предметы равномерно по всему листу;

  3. изобразить объемные предметы, сделав фрукты и овощи сочными, «живыми»;

  4. внести собственные штрихи для показа индивидуальности настроения в рисунке. 

5.                

Краткое описание содержания занятия

 

Слово «натюрморт» состоит их двух слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая. Кто догадается, почему на картинах изображена неживая природа? (Дети смотрят репродукции картин — натюрмортов разных художников.)

Овощи, фрукты и цветы, которые раньше росли, теперь сорваны, поэтому они неживые. Запомните, в натюрморте все предметы должны находиться на какой-нибудь поверхности (столе, тарелке, подставке). Выберите из этих рисунков «натюрморт» (показываю разные изображения овощей и фруктов).

Кроме того, в натюрморте предметы должны располагаться красиво. Давайте представим себя художниками и нарисуем натюрморт. А чтобы узнать, какие фрукты мы будем рисовать, отгадайте загадки: отгадывают загадки про фрукты.

— Вспомните, какой формы яблоко. Чертим круг в воздухе. Мы нарисуем его в центре листа. Сначала оно было желтым, но пока яблоко росло, солнце пригревало его бочок, и оно стало ярко красным (с одной стороны накладываем на желтую краску несколько мазков красной), а другой бочок был прикрыт листиком, солнце его не закрасило и он остался зеленым (накладываем на другой край зеленые мазки). По желанию можно дорисовать хвостик и листик.

— Какой формы и цвета апельсин? Он круглый, как яблоко (чертим в воздухе круг), но оранжевого цвета, а на боку у него остался след от веточки. Апельсин так налился соком, что на кожуре видны складки возле хвостика (на оранжевый круг примакиванием наносим зеленую точку и от нее мазками штрихи-складки).

— Можно ли определить форму груши? Она состоит как будто из двух частей — круга и овала (чертим в воздухе эти фигуры), как выросшая шишка, а по цвету напоминает яблоко. (Дети рисуют желтый круг, к нему сверху желтый овал, мазками наносят зеленый и красный бочок, хвостик и листик по желанию).

— Чем отличается от фруктов слива? Она меньше по размеру, овальная по форме и цвет у нее сине-фиолетовый. Вы можете нарисовать две или три сливы, чтобы заполнить пустое пространство (вначале чертим в воздухе несколько овалов). Найдите у себя на рисунке места, где могли бы расположиться сливы. Рисуем синий овал, а солнышко добавляет ему красный бочок, так получается фиолетовый цвет.

— Теперь можно дорисовать по желанию ещё овощи и фрукты, такие же или другие. Выберите для них место на рисунке, определите форму и цвет самостоятельно.

— Можно ли уже назвать нашу картину — натюрморт? Нет, пока это просто разбросанные предметы. Надо собрать их на столе или тарелке (дети обводят рисунок крутом или квадратом, украшают края тарелки или салфетки узором из штрихов, точек, волнистой линией и другими деталями по своему усмотрению).

Ваши натюрморты готовы. Попробуйте сами оценить свою работу, что у вас получилось лучше всего. 

6.                

Используемые иллюстративные материалы

 

 репродукции картин-натюрмортов, подготовленные заранее изображения овощей и фруктов.

7.                

Оборудование для учителя

 

бумага для рисования, краски, гуашь, кисти толстая и тонкая.

8.                

Оборудования для учащихся

 

бумага для рисования, краски, гуашь, кисти толстая и тонкая. 

9.                

Критерии, технологии и инструменты оценивания работы учащихся (контрольно-измерительные материалы)

Аккуратность, точность. 


ЗАДАНИЕ 5

Максимальное количество баллов — 3. 

На занятиях по декоративно-прикладному творчеству учащиеся часто используют различные инструменты, которые могут представлять для детей потенциальную опасность, — это ножницы, швейные иглы, шило, канцелярский нож и другие приспособления.

Педагог обязан обеспечить у учащихся понимание того, на сколько может быть опасно халатное отношение к рабочим инструментам, используемых в ходе творческой деятельности. С этой целью на каждом занятии учителю необходимо проводить инструктаж по технике безопасности, а в кабинетах, где проходят занятия, на стенах должны быть расположены соответствующие информационные плакаты.

С целью обеспечения дальнейшего использования данного теоретического материала в педагогической практике вам предлагается разработать памятки для учащихся по работе с ножницами, шилом, канцелярским ножом и иглами. Данные памятки возможно распечатать и периодически выдавать учащимся, а также желательно их разместить на стенах кабинета, в котором проводятся занятия. Текст памятки должен состоять из пунктов, имеющих следующее содержание:

    •  процесс использования инструментов;

    •  инструкция по хранению инструментов;

    •  важные детали в процессе передачи инструмента другому лицу.

В рамках темы «Техника безопасности на занятиях по ИЗО и ДПИ» на основании изученного теоретического материала, прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск актуальных текстовых и иллюстративных материалов. Разработайте четыре памятки. В качестве итога работы заполните таблицу 5.

Таблица 5 — Памятки по технике безопасности для кружка по декоративно-прикладному творчеству в начальной школе



п/п

Наименования памяток

Основное содержание памяток

Используемые иллюстрации или

дизайн-макеты памяток

1.

Безопасная работа с ножницами

 

 

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4.  Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированны ми и заточенными ножницами.

5.  Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8.  Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению. 

 

2.

Безопасная работа с шилом

 

 

 1. Храни инструмент в безопасном месте.

2.  Работай шилом только на подкладной доске.

3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.

4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой дру гой материал.

5. После работы убери шило в коробку.


 

3.

Безопасная работа с канцелярским ножом

 

 

1. Храни иглу всегда в игольнице.

2.  Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3.  Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

5. Не втыкай иглу в одежду.

6. До и после работы проверь количество игл.

7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8. Не отвлекайся во время работы с иглой.

 

 

4.

Безопасная работа с иглами

 

 

1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

3.  Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

4.  В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

 

 


  


Пермь - 2023