Файл: Дисциплина Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство) Практическое занятие 6 Обучающийся Волкова Полина Александровна Преподаватель Ожерельева Ольга Вячеславовна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Практическое занятие №6
Выполнил:
Обучающийся Волкова Полина Александровна
Преподаватель:
Ожерельева Ольга Вячеславовна
ЗАДАНИЕ 2
Максимальное количество баллов — 3.
Любая работа педагога по проведению внеурочной деятельности начинается с написания рабочей программы, которая является документальным основанием для осуществления профессионального и грамотного планирования всех учебных мероприятий. Рабочая программа в обязательном порядке включающей в себя три раздела:
-
Пояснительная записка, в которой прописываются принципы, основные методы обучения, цели и задачи, планируемые результаты работы педагога. -
Календарно-тематическое планирование, где с указанием конкретных временных периодов учебного года представляются наименования изучаемых разделов, тем занятий, домашние задания (если они предусмотрены), а также формы проведения занятий. -
Комплекс контрольно-измерительных материалов (КИМ) — это демонстрация конкретных контрольных и диагностических материалов, которые педагог будет использовать в работе и которые позволят ему выявить динамику в развитии учащихся.
В качестве практико-ориентированного формата работы вам рекомендуется осуществить примерное календарно-тематическое планирование программы кружка по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в начальной школе. Для этого заполните таблицу 2. Важно отметить, что планирование необходимо осуществлять с учётом следующих требований:
-
обязательное проведение одного занятия в неделю; -
на основании учебного плана объём используемых часов должен составлять 34 часа в год.
Таблица 2 — Календарно-тематическое планирование программы кружка по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для учащихся начальной школы
Название программы | Программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки» | ||||||
Направление | художесвенно-эстетическая | ||||||
Предполагаемый возраст детей | 7-14 | ||||||
Цель и задачи работы педагога | Цель и задачи направлены на: создание условий для развития личности ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к художественному вязанию, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. | ||||||
№ п/п | Даты проведения занятий | Темы занятий | Формы проведения занятий | Домашние задания (если они предусмотрены) | |||
1. | 04.09.23 11.09.23 | Вступительное занятие | Беседа | - | |||
2. | 18.09.23 25.09.23 02.10.23 09.10.23 16.10.23 | Изделия из природного материала | Мастер-класс | - | |||
3. | 23.10.23 20.10.23 13.11.23 20.11.23 27.11.23 | Работа с бумагой | Мастер-класс | - | |||
4. | 04.12.23 11.12.23 18.12.23 25.12.23 | Основы декорирования | проекты | | |||
5. | 15.01.24 22.01.24 29.01.24 05.02.24 12.02.24 | Фетровые фантазии | Мастер-класс | | |||
6. | 19.02.24 26.02.24 04.03.24 11.03.24 18.03.24 | Работа с тканью | Пошив изделия | - | |||
7. | 25.03.24 01.04.24 08.04.24 15.04.24 22.04.24 29.04.24 | Изготовление сувениров | Мастер-класс | - | |||
8. | 06.05.24 13.05.24 20.05.24 | Оформление выставок | Выставка изделий | - | |||
9. | 27.05.24 | Итоговое занятие | беседа | - | |||
| | | | | |
ЗАДАНИЕ 3
Максимальное количество баллов — 4.
Одним из видов рабочей документации педагога является конспект занятия. Его разработка требует от учителя чёткого понимания следующих ключевых моментов:
-
оформление целей и задач занятия; -
содержание и поэтапное изложение учебной информации; -
необходимое оборудование и рабочие материалы; -
прогнозирование и анализ результатов учебной деятельности.
Для обеспечения усвоения данного материала и получения навыков использования его в предстоящей педагогической практике, вам рекомендуется выполнить задание по проектированию и документальному оформлению одного урока. Разработайте конспект занятия по теме «Портрет», проводимого в кружке по изобразительному искусству для учащихся начальной школы. Для этого последовательно и обстоятельно заполните таблицу 3. Обратите внимание на чёткость формулировки цели и задач, их конкретность и достижимость. Для обеспечения функциональности конспекта рекомендуется включать в таблицу иллюстративные материалы, чёткое указание количества необходимого оборудования и рабочих инструментов. Результат собственной работы зафиксируйте в таблице 3.
Таблица 3 — Конспект занятия в кружке по изобразительному искусству для учащихся начальной школы
№ п/п | Наименования разделов конспекта учебного занятия | Содержание конспекта |
1. | Предполагаемый возраст и количество учащихся | 7-8 лет, 15 человек |
2. | Тема занятия | Натюрморт |
3. | Цель занятия | объяснить ребятам понятие «натюрморт», учить изображать группу овощей и фруктов, передавать их форму и цвет, правильно располагать на рисунке. |
4. | Задачи |
|
5. | Краткое описание содержания занятия | Слово «натюрморт» состоит их двух слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая. Кто догадается, почему на картинах изображена неживая природа? (Дети смотрят репродукции картин — натюрмортов разных художников.) Овощи, фрукты и цветы, которые раньше росли, теперь сорваны, поэтому они неживые. Запомните, в натюрморте все предметы должны находиться на какой-нибудь поверхности (столе, тарелке, подставке). Выберите из этих рисунков «натюрморт» (показываю разные изображения овощей и фруктов). Кроме того, в натюрморте предметы должны располагаться красиво. Давайте представим себя художниками и нарисуем натюрморт. А чтобы узнать, какие фрукты мы будем рисовать, отгадайте загадки: отгадывают загадки про фрукты. — Вспомните, какой формы яблоко. Чертим круг в воздухе. Мы нарисуем его в центре листа. Сначала оно было желтым, но пока яблоко росло, солнце пригревало его бочок, и оно стало ярко красным (с одной стороны накладываем на желтую краску несколько мазков красной), а другой бочок был прикрыт листиком, солнце его не закрасило и он остался зеленым (накладываем на другой край зеленые мазки). По желанию можно дорисовать хвостик и листик. — Какой формы и цвета апельсин? Он круглый, как яблоко (чертим в воздухе круг), но оранжевого цвета, а на боку у него остался след от веточки. Апельсин так налился соком, что на кожуре видны складки возле хвостика (на оранжевый круг примакиванием наносим зеленую точку и от нее мазками штрихи-складки). — Можно ли определить форму груши? Она состоит как будто из двух частей — круга и овала (чертим в воздухе эти фигуры), как выросшая шишка, а по цвету напоминает яблоко. (Дети рисуют желтый круг, к нему сверху желтый овал, мазками наносят зеленый и красный бочок, хвостик и листик по желанию). — Чем отличается от фруктов слива? Она меньше по размеру, овальная по форме и цвет у нее сине-фиолетовый. Вы можете нарисовать две или три сливы, чтобы заполнить пустое пространство (вначале чертим в воздухе несколько овалов). Найдите у себя на рисунке места, где могли бы расположиться сливы. Рисуем синий овал, а солнышко добавляет ему красный бочок, так получается фиолетовый цвет. — Теперь можно дорисовать по желанию ещё овощи и фрукты, такие же или другие. Выберите для них место на рисунке, определите форму и цвет самостоятельно. — Можно ли уже назвать нашу картину — натюрморт? Нет, пока это просто разбросанные предметы. Надо собрать их на столе или тарелке (дети обводят рисунок крутом или квадратом, украшают края тарелки или салфетки узором из штрихов, точек, волнистой линией и другими деталями по своему усмотрению). Ваши натюрморты готовы. Попробуйте сами оценить свою работу, что у вас получилось лучше всего. |
6. | Используемые иллюстративные материалы | репродукции картин-натюрмортов, подготовленные заранее изображения овощей и фруктов. |
7. | Оборудование для учителя | бумага для рисования, краски, гуашь, кисти толстая и тонкая. |
8. | Оборудования для учащихся | бумага для рисования, краски, гуашь, кисти толстая и тонкая. |
9. | Критерии, технологии и инструменты оценивания работы учащихся (контрольно-измерительные материалы) | Аккуратность, точность. |
ЗАДАНИЕ 5
Максимальное количество баллов — 3.
На занятиях по декоративно-прикладному творчеству учащиеся часто используют различные инструменты, которые могут представлять для детей потенциальную опасность, — это ножницы, швейные иглы, шило, канцелярский нож и другие приспособления.
Педагог обязан обеспечить у учащихся понимание того, на сколько может быть опасно халатное отношение к рабочим инструментам, используемых в ходе творческой деятельности. С этой целью на каждом занятии учителю необходимо проводить инструктаж по технике безопасности, а в кабинетах, где проходят занятия, на стенах должны быть расположены соответствующие информационные плакаты.
С целью обеспечения дальнейшего использования данного теоретического материала в педагогической практике вам предлагается разработать памятки для учащихся по работе с ножницами, шилом, канцелярским ножом и иглами. Данные памятки возможно распечатать и периодически выдавать учащимся, а также желательно их разместить на стенах кабинета, в котором проводятся занятия. Текст памятки должен состоять из пунктов, имеющих следующее содержание:
-
процесс использования инструментов; -
инструкция по хранению инструментов; -
важные детали в процессе передачи инструмента другому лицу.
В рамках темы «Техника безопасности на занятиях по ИЗО и ДПИ» на основании изученного теоретического материала, прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск актуальных текстовых и иллюстративных материалов. Разработайте четыре памятки. В качестве итога работы заполните таблицу 5.
Таблица 5 — Памятки по технике безопасности для кружка по декоративно-прикладному творчеству в начальной школе
№ п/п | Наименования памяток | Основное содержание памяток | Используемые иллюстрации или дизайн-макеты памяток |
1. | Безопасная работа с ножницами | 1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте. 2. Перед работой проверь исправность инструментов. 3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. 4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированны ми и заточенными ножницами. 5. Работай ножницами только на своем рабочем месте. 6. Следи за движением лезвий во время работы. 7. Ножницы клади кольцами к себе. 8. Подавай ножницы кольцами вперед. 9. Не оставляй ножницы открытыми. 10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз. 11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу. 12. Используй ножницы по назначению. | |
2. | Безопасная работа с шилом | 1. Храни инструмент в безопасном месте. 2. Работай шилом только на подкладной доске. 3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево. 4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой дру гой материал. 5. После работы убери шило в коробку. | |
3. | Безопасная работа с канцелярским ножом | 1. Храни иглу всегда в игольнице. 2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки. 3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой. 4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой. 5. Не втыкай иглу в одежду. 6. До и после работы проверь количество игл. 7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте. 8. Не отвлекайся во время работы с иглой. | |
4. | Безопасная работа с иглами | 1. Выдвигай небольшую часть лезвия. 2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске. 3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь. 4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь. | |
Пермь - 2023