ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа здоровьесбережения
«Школа – место здоровья»
Паспорт программы
Наименование программы | «Школа – место здоровья» |
Разработчик программы | Иванов Никита Владимирович, студент гр. Бм-221 |
Цель и задачи программы | Цель: условия, дающие развитие физическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся и формирование у них интереса к ведению здорового и отказа от пагубного образа жизни. Задачи: - разработка здоровьесберегающих технологий, способствующих физическому, а также личностному росту. - внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий; - пропаганда здорового образа жизни, формирование ответственности за личное здоровье обучающихся. - развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность |
|
Участники реализации программы | Учащиеся, классные руководители, педагоги, мед. работники, родители. |
Управление, контроль | Контроль программы осуществляют учителя. Общее руководство осуществляет администрация школы. |
Пояснительная записка
Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия. Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, влияющая на качество получаемого образования.
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
В качестве основы программы предполагается сохранение здоровья учащихся и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
Приоритетным направлением деятельности педагога становится формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей, что включает как урочную, так и внеурочную деятельность, выстраивание образовательной деятельности создаёт материально-технические, информационные условия реализации потенциала учащихся. Предъявляет требования к созданию высокого уровня информационно-образовательной среды.
Самочувствие и здоровье ребенка зависит от совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья, поэтому школа должна выбрать оптимальные пути совершенствования оздоровительной работы и правильно организовать физическое воспитание детей. Многолетние исследования физиологов и гигиенистов доказали, что влияние школы, условий обучения, учебные перегрузки значимы потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Годы обучения для каждого ребенка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние.
Данная программа здоровьесбережения рассчитана на бессрочный период, так как состав учащихся изменчив, начиная с первых, заканчивая заключительными одиннадцатыми классами. В отношении вышеуказанных классов предполагается использовать программу «Школа- место здоровья»
Вместе с тем, выявлен ряд проблем, среди которых:
-
Отсутствие условий для занятий физической культурой и спортом для детей с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья; -
отсутствует глубокая медицинская диагностика учащихся и отнесение их к тем или иным группам физического здоровья.
Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств для формирования самой важной базовой характеристики, обеспечивающей реализацию всех остальных- здоровья.
Программа призвана реализовать основные условия, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
Этапы реализации Программы «Школа- место здоровья»
Первый этап: Подготовительный
-
Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в школе. -
Подготовка программно-методического обеспечения. -
Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава. -
Ознакомление родителей и учащихся с Программой «Школа- место здоровья»
Второй этап: Практический Реализация Программы «Школа- место здоровья»
-
Анкетирование родителей, учащихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации Программы. -
Мониторинг показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации Программы «Школа- место здоровья» -
Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся школы на здоровый образ жизни. -
Обсуждение итогов реализации Программы «Школа- место здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся. -
Коррекция Программы «Школа- место здоровья» по итогам реализации.
Модель личности ученика.
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика:
Модель выпускника первой ступени обучения | Модель выпускника второй ступени обучения | Модель выпускника третьей ступени обучения |
- знание основ личной гигиены; - выполнение правил гигиены; - владение основами личной гигиены и здорового образа жизни. | - знание основ строения и функционирования организма человека; - знание изменений в организме человека в пубертатный период; - умение оценивать свое физическое и психическое состояние; - знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; - поддержание физической формы; - гигиена умственного труда. | - стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; - убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; - знание различных оздоровительных систем; - умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; - способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; - гигиена умственного труда. |
Предполагаемый результат
-
Снижение показателей заболеваемости детей. -
Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ. -
Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими. -
Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям. -
Повышение качества и уровня обучения школьников. -
Повышение уровня воспитанности детей и подростков. -
Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.
Критериями эффективности реализации Программы являются:
- положительная динамика состояния здоровья детей и подростков
- сформированность у всех категорий педагогических работников единых ценностных подходов к сохранению и укреплению здоровья учащихся.
- сформированность ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья у детей и подростков, наличие навыков здорового образа жизни;
- удовлетворённость организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны учащихся и их родителей;
- организация в школе здоровьесберегающего целесообразного режима функционирования и организации образовательного процесса.
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
-
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта; -
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку; -
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни; -
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма.
Методы контроля над реализацией программы
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.
-
мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе; -
посещение и взаимопосещение уроков; -
контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни; -
проведение заседаний Методического совета школы; -
создание методической копилки опыта; -
сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
Основные направления деятельности программы
Медицинское направление предполагает:
-
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня; -
планомерная организация питания учащихся; -
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; -
проведение физкультминуток; -
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья: -
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы; -
реабилитационную работу:
-
обязательное медицинское обследование; -
соблюдение питьевого режима.
Просветительское направление предполагает:
-
организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,
алкоголизма, наркомании;
-
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,
алкоголизма, наркомании;
-
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, окружающего мира, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
-
использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности, форм и методов в организации учебной деятельности; -
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля; -
предупреждение проблем развития ребенка; -
обеспечение адаптации на разных этапах обучения; -
развитие познавательной и учебной мотивации; -
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
-
организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу; -
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся; -
широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает: