Файл: Программа здоровьесбережения Школа место здоровья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа здоровьесбережения

«Школа – место здоровья»






Паспорт программы





Наименование программы

«Школа – место здоровья»

Разработчик программы

Иванов Никита Владимирович, студент гр. Бм-221

Цель и задачи программы

Цель: условия, дающие развитие физическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся и формирование у них интереса к ведению здорового и отказа от пагубного образа жизни.

Задачи:

- разработка здоровьесберегающих технологий, способствующих физическому, а также личностному росту.

- внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

- пропаганда здорового образа жизни, формирование ответственности за личное здоровье обучающихся.

- развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

  1. Организация систематического контроля за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров.

  2. Снижение заболеваемости

  3. Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения.

  4. Разработка рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников,

  5. Создание психологической разгрузки для обучающихся теми или иными методами;




Участники реализации программы

Учащиеся, классные руководители, педагоги, мед. работники, родители.

Управление, контроль

Контроль программы осуществляют учителя. Общее руководство осуществляет администрация школы.



Пояснительная записка


Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия. Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, влияющая на качество получаемого образования.

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.  В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.


В качестве основы программы предполагается сохранение здоровья учащихся и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

Приоритетным направлением деятельности педагога становится формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей, что включает как урочную, так и внеурочную деятельность, выстраивание образовательной деятельности создаёт материально-технические, информационные условия реализации потенциала учащихся. Предъявляет требования к созданию высокого уровня информационно-образовательной среды.

Самочувствие и здоровье ребенка зависит от совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья, поэтому школа должна выбрать оптимальные пути совершенствования оздоровительной работы и правильно организовать физическое воспитание детей. Многолетние исследования физиологов и гигиенистов доказали, что влияние школы, условий обучения, учебные перегрузки значимы потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Годы обучения для каждого ребенка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние.

Данная программа здоровьесбережения рассчитана на бессрочный период, так как состав учащихся изменчив, начиная с первых, заканчивая заключительными одиннадцатыми классами. В отношении вышеуказанных классов предполагается использовать программу «Школа- место здоровья»

Вместе с тем, выявлен ряд проблем, среди которых:

  • Отсутствие условий для занятий физической культурой и спортом для детей с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья;

  • отсутствует глубокая медицинская диагностика учащихся и отнесение их к тем или иным группам физического здоровья.

Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств для формирования самой важной базовой характеристики, обеспечивающей реализацию всех остальных- здоровья.

Программа призвана реализовать основные условия, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.


Этапы реализации Программы «Школа- место здоровья»

Первый этап: Подготовительный

  1. Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в школе.

  2. Подготовка программно-методического обеспечения.

  3. Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.

  4. Ознакомление родителей и учащихся с Программой «Школа- место здоровья»

Второй этап: Практический Реализация Программы «Школа- место здоровья»

  1. Анкетирование родителей, учащихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации Программы.

  2. Мониторинг показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации Программы «Школа- место здоровья»

  3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся школы на здоровый образ жизни.

  4. Обсуждение итогов реализации Программы «Школа- место здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.

  5. Коррекция Программы «Школа- место здоровья» по итогам реализации.

Модель личности ученика.

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необхо­димо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика:

Модель выпускника первой ступени обучения

Модель выпускника второй ступени обучения

Модель выпускника третьей ступени обучения

- знание основ личной

гигиены;

- выполнение  правил гигиены;

- владение основами

личной гигиены и

здорового образа

жизни.

- знание основ строения и

функционирования организма человека;

- знание изменений в организме человека в

пубертатный период;

- умение оценивать свое

физическое и   психическое состояние;

- знание влияния алкоголя, курения,   наркомании на здоровье человека;

- поддержание физической формы;

- гигиена умственного

труда.

- стремление к самосовершенствованию,   саморазвитию и профессиональной

пригодности  через физическое  совершенствование и

заботу о своем здоровье;

- убеждение в пагубности

для здоровья и   дальнейшей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоровительных систем;

- умение поддерживать здоровый образ жизни,  индивидуальный для каждого человека;

- способность вырабатывать

индивидуальный  образ

жизни;

- гигиена умственного труда.


Предполагаемый результат

  1. Снижение показателей заболеваемости детей.

  2. Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

  3. Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

  4. Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.

  5. Повышение качества и уровня обучения школьников.

  6. Повышение уровня воспитанности детей и подростков.

  7. Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.

Критериями эффективности реализации Программы являются:

- положительная динамика состояния здоровья детей и подростков

- сформированность у всех категорий педагогических работников единых ценностных подходов к сохранению и укреплению здоровья учащихся.

- сформированность ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья у детей и подростков, наличие навыков здорового образа жизни;

- удовлетворённость организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны учащихся и их родителей;

- организация в школе здоровьесберегающего целесообразного режима функционирования и организации образовательного процесса.

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

  1. формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

  2. формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку;

  3. формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

  4. формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма.

Методы контроля над реализацией программы

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.

  1. мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе;

  2. посещение и взаимопосещение уроков;

  3. контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни;

  4. проведение заседаний Методического совета школы;

  5. создание методической копилки опыта;

  6. сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.


 

Основные направления деятельности программы

Медицинское направление предполагает:

  1. гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

  2. планомерная организация питания учащихся;

  3. составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

  4. проведение физкультминуток;

  5. создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

  6. четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

  7. реабилитационную работу:

  • обязательное медицинское обследование;

  • соблюдение питьевого режима.

Просветительское направление предполагает:

  1. организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,

алкоголизма, наркомании;

  1. организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,

алкоголизма, наркомании;

  1. пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, окружающего мира, ОБЖ, физической культуры).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  1. использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности, форм и методов в организации учебной деятельности;

  2. формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

  3. предупреждение проблем развития ребенка;

  4. обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

  5. развитие познавательной и учебной мотивации;

  6. организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  1. организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

  2. привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

  3. широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое направление предполагает: