ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний; -
режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
-
здоровьесберегающие технологии семейного воспитания; -
здоровьесберегающие медицинские технологии; -
здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности; -
здоровьесберегающие технологии административной работы в школе.
План по реализации Программы «Школа- место здоровья»
№ | Мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки | Планируемый результат и выполнение |
1. Медицинское направление. | ||||
| Медико-педагогическая экспертиза: - анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе; - выявление учащихся специальной медицинской группы; - ведение строгого учета детей по группам здоровья. - формирование групп здоровья по показателям. | Фельдшер | ежегодно | Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах |
1.2. | Проведение диспансеризации сотрудников и учащихся школы. | Фельдшер | ежегодно | |
1.3. | Проведение медицинского осмотра учащихся 1-11-х классов. | Педиатр | ежегодно | план медосмотров |
1.4. | Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья. | Фельдшер | ежегодно | план медосмотров |
1.5. | Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся. | Фельдшер | ежегодно | план прививок |
1.6. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. | Фельдшер школы, классный руководитель, учитель физкультуры | ежегодно | классные журналы |
1.7. | Анализ случаев травматизма в школе. | Зам. директора по учебно-воспитательной работе | ежегодно | материалы отчетов |
1.8. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. | Классные руководители, фельдшер школы | ежегодно | материалы отчетов |
1.9. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом. | Фельдшер школы | ежедневно в течение года | |
1.10. | Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
| Зам. директора по АХЧ, фельдшер школы, учителя | ежедневно в течение года | |
1.11. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | Ответственный за расписание | ежегодно | справка по оценке расписания |
1.12. | Постоянный контроль за школьной столовой. | Директор школы, фельдшер школы, ответственный за организацию питания | ежедневно в течение года | |
| ||||
2.1. | Организация просветительской работы с родителями (лекторий). | Заместитель директора по ВР | ежегодно | график проведения лектория |
2.2. | Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни. | Заместитель директора по ВР | ежегодно | тематика лектория |
2.3. | Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей. | Администрация школы | ежегодно | план работы |
2.4. | Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. | Администрация школы | ежегодно | план работы |
2.5. | Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни» | Заместители директора | ежегодно | протокол педсовета |
2.6. | Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ). | заместитель директора по ВР, классные руководители | ежегодно | план работы |
2.7. | Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. | заместитель директора | ежегодно | план работы |
2.8. | Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, окружающего мира, ОБЖ, физической культуры, обществознания | учителя-предметники | в течение года | планы уроков |
3. Психолого-педагогическое направление. | ||||
3.1. 3. | Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. | администрация школы | ежегодно | план работы |
3.2. | Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам: - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; - изучение психологических возможностей и готовности детей к школе; - выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения. | Фельдшер школы, классные руководители, психолог | ежегодно | диагностические исследования |
3.3. | Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. | Классные руководители | ежегодно | |
3.4. | Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. | учителя-предметники | ежегодно | планы уроков |
4. Спортивно-оздоровительное направление. | ||||
4.1. | Организацию спортивных мероприятий. Проведение Дней здоровья. | учителя физической культуры, администрация | ежегодно | план работы |
4.2. | Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. | заместитель директора по ВР | ежегодно | план работы кружков и секций |
4.3. | Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. | заместитель директора по ВР | ежегодно | план работы |
5. Диагностическое направление | ||||
5.1. | Мониторинг состояния здоровья детей. | Председа- тель МС | ежегодно | результаты мониторинга |
Функции различных категорий работников школы
1.Функции администрации:
-
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль; -
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе; -
организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена; -
организация и контроль уроков физкультуры; -
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций; -
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль; -
организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль; -
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
2.Функции классного руководителя:
-
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе; -
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся; -
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах; -
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения; -
организация и проведение профилактических работы с родителями; -
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами; -
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения; -
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся; -
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Приоритетной задачей школы, выбравшей концепцию здоровьесберегающей деятельности, становится концепция усилий всего педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни школьников. Эта задача затрагивает все аспекты существования образовательного учреждения:
-
Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм -
Учет возрастных особенностей обучающихся -
Режим учебно-познавательной деятельности -
Организация питания -
Социально-педагогические условия обучения
Слагаемые здоровьесберегающей среды:
-
Родители, их взаимоотношения с ребенком -
Школьная среда -
Организация и содержание внеучебного времени -
Педагогическая среда (конкретный процесс на уроках) -
Психологическая среда (общение с учителями и учащимися) -
Санитарно-гигиеническая среда (состояние здания школы)
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
-
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма); -
культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями); -
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
-
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни; -
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма; -
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта; -
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Методы контроля над реализацией программы
-
проведение заседаний педагогического совета школы; -
посещение и взаимопосещение уроков,внеклассных мероприятий; -
создание методической копилки опыта; -
мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе. -
сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению. -
контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты формирования ЗОЖ
по ступеням образования
Ступень | Уровень | Задачи педагогов | Прогнозируемые результаты |
Начальное звено: 1-2-е классы | Примитивно- поведенческий | Формирование навыков санитарно- гигиенической культуры | Отсутствие вредных привычек |
3-и классы | |||
Приобщение к гигиенической культуре | |||
4-е классы | Организация здорового образа жизни | ||
Среднее и старшее звено: 5-6-е классы | Эмоциональный | Приобщение к здоровому образу жизни | Стремление к ведению здорового образа жизни |
7-е классы | Формирование полового самосознания и здорового образа жизни | ||
8-11е классы | |||
Воспитание грамотного отношения к медико- профилактическим мерам как средству сохранения здоровья человека |
План действий по реализации программы «Школа- место здоровья»
Этапы реализации программы | Программные мероприятия | ||
Для педагогов | Для учащихся | Для родителей | |
Первый этап | 1. Совещание в рамках педагогического совещания «Основы воспитания культуры здоровья школьников в системе работы классного руководителя». 2.Взаимопосещаемые открытые уроки «Использование интерактивных методов в работе классного руководителя при формировании ЗОЖ учащихся». | 1.Круглый стол старшеклассников «Здоровый образ жизни - основа нашего будущего?» 2.Анализ состояния психического нравственного, физического здоровья учащихся. 3.Исследование духовно- нравственного здоровья представляет собой оценку уровня воспитанности и ценностных ориентаций школьников. 4.Изучение показателей культуры здоровья школьников: осознание школьниками ценности здоровья; уровень сформированности культуры здоровья школьников. | 1.Ознакомление родителей с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся посредством консультаций, информационных писем и буклетов, выступлений на родительских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей. 2.Изучение уровня удовлетворённости учащихся и родителей организацией физкультурно- оздоровительной работы в образовательном учреждении. 3.Работа комиссии Управляющего совета по надзору за созданием здоровых и безопасных условий учёбы и труда. |
Второй этап Цель: реализация программы деятельности, внесение корректив (по мере необходимости) в ее основные положения | профилактическая тренировка для педагогов; занятия в спортивном зале; танцевальная терапия. | 1.Беседы, лекции, просмотры научно- популярных телепрограмм, видеофильмов «Как уберечь себя от беды». 2.Организация медицинского всеобуча «Загадки доктора Неболита». 3.Школьная спартакиада. 4.Конкурс «Самый здоровый класс года». 5.Цикл классных часов «Как уберечь себя от беды» (1-4-е классы). 6.Цикл классных часов «Здоровые привычки- здоровый образ жизни» (5-7-е классы). 7.Цикл классных часов «Вредные привычки и их преодоление» (8-9-е классы). | 1.Совместные занятия детей и родителей, участие в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях. 2.Общешкольные семейные спортивные праздники. 3.Тематические родительские собрания «Быть здоровым- это модно!». 4.Медико- педагогический всеобуч «Школа- место здоровья». |
Третий этап Цель: обобщение позитивного опыта реализации концепции системы физкультурно- оздоровительной работы школы. | Педагогический совет «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». | 1.Анализ состояния психического, нравственного, физического здоровья учащихся». 2.Исследвание духовно- нравственного здоровья посредством изучения уровня воспитанности и ценностных ориентаций школьников. 3.Изучение показателей культуры здоровья школьников: осознание школьниками ценности здоровья; уровень сформированности культуры здоровья школьников. | |
Традиционные мероприятия на всех этапах | 1.Выполнение и соблюдение норм и правил СанПинов (шум, освещённость, воздушная среда, размеры мебели, организация питания, ассортимент и качество пищи, расследование обучающихся согласно рекомендациям, предотвращение перегрузки учебными занятиями, рациональное расписание занятий, дозирование домашних заданий). 2.Соблюдение динамических пауз на всех уроках в 1-6-х классах. 3.Осуществления мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди обучающихся. 4.Обеспечение надлежащих психолого- педагогических условий (психологический климат в классах, наличие эмоциональных разрядок, стиль общения педагога с детьми, индивидуальный подход и др.). 5.Организация контроля за питанием. 6.Профилактика гиподинамии- организация подвижных переменок. 7.Часы неаудиторной занятости: - подвижные игры (1-4-е классы); -сотвори себя сам (5-7-е классы); -спортивные игры (8-9-е классы); -клубы по интересам. 8.Тематическая спортивная неделя. 9.Общешкольный день спорта. 10.Дни здоровья. 11.Антинаркотический месячник «Будем жить!». 12.Тематические классные часы по ЗОЖ. 13.Мониторинг показателей здоровья школьников (группа здоровья, физкультурная группа здоровья). 14.Мониторинг заболеваемости учащихся и педагогов. 15.Мониторинг занятости учащихся в спортивных секциях. 16.Учет участия школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни. |
Планируемые результаты реализации здоровьесберегающей программы в школе
Осуществление запланированных действий по реализации данной программы позволит получить следующие результаты:
-
Будет сформирована система физкультурно- оздоровительной работы образовательного учреждения через совместную деятельность медицинских работников и педагогов по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности каждого ребенка. -
Будет осуществляться систематический контроль за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров, первичной профилактики. -
Снизится заболеваемость всех участников образовательного процесса. -
Будет создан компьютерный банк данных о состоянии здоровья каждого учащегося на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико- психолого- педагогического сопровождения учащихся. -
Повысится уровень знаний по вопросам здоровья и его сохранения.