Файл: Доклад по дисциплине Социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ
ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЁЖИ К БРАКУ (18-35 ЛЕТ)
Доклад

по дисциплине «Социология»

студентов очной формы обучения

направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиль «История и обществознание»

5 курса группы 02031803

Колесовой Александры Александровны

Аникеева Андрея Алексеевича






Преподаватель:

к.с.н, доцент

С.Д. Лебедев

БЕЛГОРОД 2023

Введение.

Актуальность. Сейчас такое время, когда большинство молодежи вступают в брак не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Часть молодёжи вступает в брак не достигнув совершеннолетия, прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу.

Ценностный подход к семье, как к социокультурному явлению, осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук – философии, психологии, этики, демографии. Социология видит семью, как особую ценность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, т.к. системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего аспекта.


Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

   Проблема данного исследования заключается в том, что необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной проблематики.

Цель исследования:

выявление отношения молодежи к браку и ценностям семейной жизни.
Задачи исследования:

- выявить основные мотивы вступления в брак сегодняшней молодежи;

- узнать, какие браки молодежь считает наиболее прочными;

-выявить отношение студенческой молодежи к ценностям семейной жизни;

- определить отношение молодежи к супружеской измене.

Объект: объектом исследования является молодежь в возрасте от 18 до 35 лет. Существует мнение, что большая часть молодежи относится к браку не серьёзно, в результате чего это приводит к частым разводам.

Предмет: отношение молодёжи к браку.

Методы сбора социологической информации: персонализированная индивидуальная анкета, заполняемая респондентом.

Методы анализа социологической информации: элементарный статистический анализ.


I. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Сейчас такое время, когда большинство молодежи вступают в брак не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Часть молодёжи вступает в брак не достигнув совершеннолетия, прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу.

Поэтому необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких – ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью, как ценность, выбранную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.

Ценностный подход к семье, как к социокультурному явлению, осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук – философии, психологии, этики, демографии. Социология видит семью, как особую ценность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, т.к. системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего аспекта.



Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

В настоящее время в России насчитывается около 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми, ежегодно заключается 2,7 млн. браков и в то же время расторгается 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей.

Внутрисемейные отношения могут быть, как персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и воспроизводящая.

Предварительный анализ объекта исследования.

А. анализ основных понятий.

Изучение противоречия между принципиальными социальными интересами включает в себя выяснение содержания следующих понятий:

Брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления брака, в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. Во многих странах при оформлении брака нередко заключается брачный контракт.

Брачный контракт – это письменное соглашение супругов о режиме их имущества после вступления в брак.

Брачный возраст – это установленный законом минимальный возраст вступления в брак (в России 18 лет). В некоторых случаях допускается снижение брачного возраста на 1-2 года. Однако в любом случае брачный возраст не может быть ниже 16 лет.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.


Расторжение брака (развод) – прекращение брака при жизни супругов. В России осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах загса.

Б. основная гипотеза: студенты легкомысленно относятся к браку.

В. вспомогательные гипотезы:

  1. большинство молодёжи относятся к браку положительно.

  2. многая молодёжь считают несовместимым брак и учебу.

  3. практически все считают подходящим возрастом для вступления в брак 20-30 лет.

  4. по мнению большинства, главой семьи должен быть мужчина.

  5. брак в раннем возрасте отрицают практически все.

  6. главной причиной расторжения брака является – измена.

Случайным образом отобрана молодёжь из числа наших друзей. Таким образом, общее число респондентов составляет 16 человек.

Рабочий план исследования.

Исследование включает в себя следующие этапы:

  1. определение поля и объекта исследования;

  2. разработка программы исследования предмета анализа, гипотез;

  3. составление анкеты;

  4. тиражирование анкет для респондентов;

  5. сбор первичной информации и ее обработка без помощи ПК;

  6. анализ итогов;

    1. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

По результатам опроса положительно относящихся к браку, в процентном соотношении, составляет 56% от числа всех респондентов. Стоит задуматься над тем, что процент отрицательно относящихся к браку составляет 44% среди всех опрошенных.

80% респондентов считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20=30 лет, и 18% - от 30 лет и старше. Положительно и то, что только 2% респондентов ответили положительно – от 16-18 лет. Значит большинство студентов считают брак в раннем возрасте неприемлемым.

Интересный ответ получили на 5 вопрос: «Когда вы встретили свою первую любовь?» 43% ответили, что в школе, но огорчает ответ 30% опрошенных – еще не встретили, в институте/колледже- 7 %

Таким образом, данное социологическое исследование показывает, что основная гипотеза не подтвердилась, на это указывают вопросы 2,3 Анкеты. Вспомогательные гипотезы все подтвердились в пределах 80-90%.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Главной задачей нашего исследования было выяснить причины из-за которых молодежь вступает в брак в раннем возрасте. И по каким причинам происходят частые разводы. По результатам полученных данных основная гипотеза подтвердилась: молодёжь не легкомысленно относятся к браку. Вспомогательные гипотезы подтвердились все.

Приложение.

Анкета.
1. Как вы относитесь к браку?

а) положительно в) пока не думал об этом

б) отрицательно г) затрудняюсь ответить
2. Считаете ли вы нормальным вступать в брак во время учебы в СУЗе?

а) да, это нормально в) может быть

б) нет, брак мешает учебе г) не знаю
3. В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?

а) от 16-18 лет в) от 20-30 лет

б) от 18-20 лет г) от 30 лет
4. Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18 лет)?

а) нормально в) отрицательно

б) это нормально, но не надолго г) затрудняюсь ответить
5. Когда вы встретили свою первую любовь?

а) в детском саду в) в техникуме

б) в школе г) не встретил
6. Какая для вас самая нормальная причина вступить в брак?

а) любовь в) по расчету

б) по «залету»
7. Хотите ли вы вообще вступать в брак?

а) да в) нет

б) да, но сначала доучусь г) не знаю
8. Будите ли вы планировать пышное торжество или скромную регистрацию?

а) пышная свадьба в) по возможности

б) скромная регистрация
9. Имеет ли для вас значение социальное положение вашей половины?

а) да в) не знаю

б) нет г) может быть
10. На каком социальном уровне должен быть молодой человек, чтобы вы обратили на него внимание?

а) студент в) бандит д) рабочий

б) бизнесмен г) интеллигент
11. Кто, по вашему, должен быть главой семьи?

а) муж в) вместе

б) жена г) не думал об этом
12. Кто в семье должен зарабатывать деньги?

а) муж в) оба

б) жена г) по обстоятельствам
13. Из-за чего может распасться семья?

а) не сошлись характерами в) скука д) другие причины

б) измена г) отсутствие денег
14. Как вы думаете, нормально ли, что многие парни придерживаются правила: «Моя девушка должна быть похожа на мою мать»?

а) нормально в) может быть, но не злоупотреблять

б) примитивно
15. Состоите ли вы в браке?

а) да

б) нет ( на следующий вопрос не отвечать)