ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество (обзор). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. Драма «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из зарубежной литературы (3 автора по выбору)
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма».
Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
О. де Бальзак. Слово о писателе. «Человеческая комедия» как история людских судеб и страстей. Реалистический пафос прозы Бальзака. Социальные проблемы повести О. Бальзак «Гобсек». Образ скупца. Мир хозяев жизни и их жертв.
Дж. Байрон. Слово о поэте. Своеобразие судьбы и творчества Байрона. Гражданские мотивы в лирике. Свободолюбие и настроения «мировой скорби», отразившиеся в поэзии Байрона. Понятие байронизма.
Г. Гейне. Слово о поэте. Лирика романтизма в творчестве Г. Гейне. Темы, мотивы, образы в его поэзии. Фольклорные сюжеты в стихотворениях. Традиции переводов поэзии Г. Гейне в русской литературе.
Календарно- тематическое планирование
10 класс
Базовый уровень
102 часа
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 – 2. | Россия второй половины 19 века. Развитие общественной мысли и литературное творчество. Литературная критика: Н. Добролюбов, Д. Писарев, А. Дружинин, Н. Григорьев, Н. Страхов. Журнальная полемика 60-х годов. | 2 |
3. | А.Н. Островский: жизнь и творчество. Обзор отдельных произведений. | 1 |
4. | Драма А.Н. Островского «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта пьесы. | 1 |
5 – 6. | Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «темного царства». | 2 |
7 – 8. | Духовная трагедия Катерины. Споры вокруг пьесы А.Н. Островского «Гроза». | 2 |
9. | РР Подготовка к внеаудиторному сочинению («Горячее сердце» и «темное царство» в пьесе А.Н. Островского», «Своеобразие драматического конфликта в пьесе А.Н. Островского «Гроза», «Женские образы в пьесе А.Н. Островского «Гроза» и т.д.) | 1 |
10. | И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Общий обзор произведений. | 1 |
11. | И.А. Гончаров «Обломов». Герой романа Илья Ильич Обломов: прошлое и настоящее. | 1 |
12. | «Почему я такой?». Истоки личности Ильи Ильича Обломова. Анализ 9 главы. | 1 |
13 – 14. | Обломов в попытках проснуться. История отношений Обломова и Ольги в романе И.А. Гончарова. | 2 |
15. | Штольц - антипод Обломова. История отношений друзей детства в романе И.А. Гончарова. | 1 |
16. | Социальное содержание романа И.А. Гончарова. «Обломовщина». Критики о романе. | 1 |
17.. | РР Подготовка к внеаудиторному сочинению («И.И. Обломов: жизнь, характер, судьба», «Во мне был заперт свет…» (По роману И.А. Гончарова «Обломов»), «Обломов и «обломовщина», «Лики любви в романе И.А. Гончарова «Обломов», «Сон Обломова как идейно-художественный центр романа И.А. Гончарова», «И.И. Обломов - трагический герой?», «О чем заставил задуматься роман «Обломов?») | 1 |
19 – 19. | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Обзор отдельных произведений писателя. | 2 |
20. | Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Первые страницы романа. Социально-исторический фон произведения. | 1 |
21. | Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. История конфликта в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 |
22. | Базаров и Одинцова. Испытания любовью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 |
23-24. | Мировоззренческий кризис Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». | 2 |
25. | Болезнь и смерть Евгения Базарова. Роль эпилога в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 |
26. | Литературная критика о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 |
27 – 28. | РР Аудиторное сочинение («Евгений Базаров как трагический герой», «Страстное, грешное и бунтующее сердце» Базарова», «Смысл названия романа», «Отцы и дети – роман «всегдашний», «Размышляя над страницами романа…», «Как эпизод ссоры Базарова с Павлом Петровичем открывает характеры героев?», «Базаров и Одинцова в истории их любви», «Автор и его герой» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»). | 2 |
29. | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Тема России в лирике Ф.И. Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять….» и др.) | 1 |
30. | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». («О, как убийственно мы любим….», «К. Б.» и др.) | 1 |
31-32. | Философская лирика Ф.И. Тютчева. Единство мира и философия природы («Не то, что мните вы, природа….», «Как хорошо ты, о море ночное….», «Осенний вечер….», «Природа – Сфинкс….») | 2 |
33-34. | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Любовная лирика А.А. Фета. («Шепот, робкое дыханье….», «Сияла ночь, луной был полон сад…» и др.) | 2 |
35. | Жизнеутверждающее начало в лирике природы А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в фетовской поэзии («Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега….», «Я пришел к тебе с приветом….» и др.). | 1 |
36. | А.К. Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики. («Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…») | 1 |
37. | РР Анализ стихотворения одного из поэтов второй половины 19 века (по выбору учащихся). | 1 |
38. | Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества. | 1 |
39-40. | Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник». Образ главного героя Флягина, драматизм его судьбы. Тема праведничества в повести. | 2 |
41. | Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. («Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Зине»). | 1 |
42. | Тема народа в лирике Н.А. Некрасова. Социальная трагедия народа в городе и деревне («В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…» и др.). | 1 |
43. | Поэтическое творчество как служение народу в лирике Н.А. Некрасова. Образ поэта-гражданина («Поэт и гражданин», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «Элегия»). | 1 |
44-45. | Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». | 2 |
46. | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства. | 1 |
47. | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 |
48. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. | 1 |
49. | Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 |
50 -52. | «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников (главы «Опись градоначальников», «Органчик» и др. по выбору). | 3 |
53 – 54. | Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. | 2 |
55 – 56. | Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Петербург Достоевского. Знакомство с героем. | 2 |
57. | Страшный замысел Раскольникова. Теория главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 |
58. | Состояние Раскольникова во время убийства и после него. Психологизм Ф.М. Достоевского и способы его выражения. | 1 |
59. | Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 |
60. | Двойники Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 |
61. | Соня как антипод Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 |
62 – 63. | Наказание Раскольникова. Эпилог романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Христианская концепция писателя. | 2 |
64 – 65. | РР Аудиторное сочинение: «Бунт Родиона Раскольникова» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»), «Боль за человека в романе «Преступление и наказание», «Двойники и антиподы Раскольникова», «Проблема преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского», «Образ Сони Мармеладовой и тема духовного подвига», «Роль второстепенных персонажей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | 2 |
66 -67. | Л.Н. Толстой. Очерк жизни и творчества. Обзор отдельных произведений. | 2 |
68. | Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». История создания, особенности построения романа, своеобразие жанра. Знакомство с героями. | 1 |
69. | Жизнь семьи Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». | 1 |
70 – 71. | История Андрей Болконский до 1812 года в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». | 2 |
72. | Изображение войны 1805-1807 годов в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».. | 1 |
73 – 74. | Пьер Безухов и его попытки самоопределения до 1812 года в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». | 2 |
75. | Судьба Наташи Ростовой до 1812 года в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». | 1 |
76. | Война 1812 года в изображении Л.Н. Толстого. Атмосфера в действующей армии. | 1 |
77. | «Дубина народной войны». Истоки патриотизма в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». | 1 |
78 – 79. | Болконские и Ростовы в войне 1812 года. | 2 |
80. | Роль 1812 в судьбе Пьера Безухова. | 1 |
81. | Народный полководец Кутузов в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». | 1 |
82 – 83. | Итог духовных исканий любимых героев в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». | 2 |
84 – 85. | РР Аудиторное сочинение: «Война 1812 года в судьбах героев «Войны и мира», «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»», «Знание человеческого сердца - основная сила его таланта» (по одному или нескольким произведениям Л.Н. Толстого), «Нравственный идеал Л.Н. Толстого в романе «Война и мир», «Что такое настоящая жизнь?» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»), «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и т.д. | 2 |
86. | А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. | 1 |
87 – 88. | Проблема счастья и смысла человеческой жизни в рассказах А.П. Чехова, («Студент», «Дама с собачкой», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и т.д. по выбору). | 2 |
89. | История духовной деградация человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». Личность и среда. | 1 |
90 – 93. | Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Своеобразие жанра. Образная система произведения. Лирико-психологический подтекст пьесы. Тема гибели «дворянского гнезда». Россия настоящего и будущего в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». | 4 |
94. | РР Подготовка к внеаудиторному сочинению: «В человеке должно быть все прекрасно…». Идеал человека в творчестве А.П. Чехова», «Проблемы человеческого счастья в творчестве А.П. Чехова», «Большие герои маленьких рассказов А.П. Чехова», «Мой любимый рассказ А.П. Чехова», «Размышляя над страницами «Вишневого сада», «Мастерство Чехова-драматурга», «Роль детали в произведениях А.П. Чехова». | 1 |
95. | Мировое значение русской литературы 19 века. | 1 |
96 -97. | Из зарубежной литературы. Социальные проблемы повести О. Бальзак «Гобсек». Образ скупца. | 2 |
98 -99. | Из зарубежной поэзии 19 века: мотивы и образы лирики Д. Байрон, Г. Гейне. | 2 |
100-101. | Обобщающее повторение в конце года. | 2 |
102. | Итоговая контрольная работа. Анализ контрольной работы | 1 |
УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Результаты изучения учебного предмета «Литература»
Предметные результаты:
-
понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; -
владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста; -
сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; -
владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера; -
умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка); -
сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики; -
знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета; -
умение анализировать в устной и письменной форме конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения, во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.); -
умение давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.); -
умение выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты.
Содержание учебного предмета
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Деревня», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Евгений Онегин», «Медный всадник». Личность и история в трагедия «Борис Годунов».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Портрет». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души».
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).