ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из зарубежной литературы (3 автора по выбору)
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
О. де Бальзак. Слово о писателе. «Человеческая комедия» как история людских судеб и страстей. Реалистический пафос прозы Бальзака. Социальные проблемы повести О. Бальзак «Гобсек». Образ скупца. Мир хозяев жизни и их жертв.
Дж. Байрон. Слово о поэте. Своеобразие судьбы и творчества Байрона. Гражданские мотивы в лирике. Свободолюбие и настроения «мировой скорби», отразившиеся в поэзии Байрона. Понятие байронизма.
Г. Гейне. Слово о поэте. Лирика романтизма в творчестве Г. Гейне. Темы, мотивы, образы в его поэзии. Фольклорные сюжеты в стихотворениях. Традиции переводов поэзии Г. Гейне в русской литературе.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
Зарубежная драматургия конца 19 века: творчество Г. Ибсена, М. Метерлинка, Б. Шоу. Модернизм в драматургии: новые эстетические принципы, особенности конфликта, своеобразие действующих лиц. Чеховские традиции в творчестве драматургов.
Календарно -тематическое планирование
10 класс
Углубленный уровень
170 часов
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1-2. | Художественный мир русской литературы первой половины 19 века. Идеи, направления, имена. | 2 |
3-4. | «На поэзию есть эхо…». Тема творчества, поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина («Поэт», «Поэту», «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный») и М.Ю. Лермонтова («Нет, я не Байрон…», «Поэт», «Пророк»). | 2 |
5-6. | «Пока свободою горим…». Тема свободы в творчестве А.С. Пушкина («Вольность», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Деревня») и М.Ю. Лермонтова («Узник», «Пленный рыцарь», «Тучи», «Прощай, немытая Россия…»). | 2 |
7-9. | «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Философская лирика А.С. Пушкина («Погасло дневное светило», «К морю», «Зимняя дорога», «Бесы», «Элегия», «Осень», «Пора, мой друг, пора…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Брожу ли я средь улиц шумных…», «Вновь я посетил…»). | 3 |
10-11. | «И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога…» Философская лирика М.Ю. Лермонтова («Дума», «Исповедь», «Ангел», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Молитва», «И скучно и грустно», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…»). | 2 |
12-13. | А.С. Пушкин «Медный всадник». Образ Петербурга в поэме: прошлое и настоящее. Конфликт человека и власти, неоднозначность его решения в произведении, философское осмысление темы бунта. Трагедия «маленького человека» в поэме. | 2 |
14-15. | Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Трагедия «Борис Годунов». Своеобразие жанра, нравственно-философская проблематика произведения. Тема личности и власти, мотив возмездия в пьесе. | 2 |
16-17. | Романтическая поэма «Демон» М.Ю. Лермонтова. Проблема добра и зла, свободы личности, мотивы одиночества и поиска гармонии. | 2 |
18-19. | Романы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как вершинные произведения русской литературы 19 века. Своеобразие пушкинского и лермонтовского реализма. | 2 |
20-21. | Художественный мир Н.В. Гоголя. Духовный смысл комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души», обобщающее значение гоголевских образов. Сатирическое пафос и лирические мотивы гоголевских произведений. | 2 |
22-23. | Повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Тема искусства и ее философское осмысление на страницах повести. Судьба художника в мире пошлости и наживы. | 2 |
24. | РР Подготовка к внеаудиторному сочинению: «Вечные ценности в произведениях «Золотого века» русской литературы», «Духовные искания одного из героев русской классики», «Современное звучание произведений первой половины 19 века» и др. | 1 |
25. | Контрольная работа по изученному материалу. | 1 |
26-28. | Россия второй половины 19 века: историко-культурная обстановка, наука и искусство. Гоголевские и пушкинские традиции: «натуральное искусство» и «чистое искусство». «Социальная эпоха» в русской литературе 1850-1869-х годов. Развитие общественной мысли и литературное творчество (обзор романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»). | 3 |
29-30. | Литературная критика: Н. Добролюбов, Д. Писарев, А. Дружинин, Н. Григорьев, Н. Страхов. Журнальная полемика 60-х годов. | 2 |
31-32. | А.Н. Островский: жизнь и творчество. Художественный мир писателя. Обзор отдельных произведений. Народность раннего Островского. | 2 |
33. | Пьеса А.Н. Островского «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. | 1 |
34. | Город Калинов и его обитатели: нравы, отношения, характеры. | 1 |
35. | Духовная драма Катерины. Тема греха и наказания в пьесе «Гроза». Символика названия пьесы. | 1 |
36. | Споры вокруг образа главной героини: Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве», Д. Писарев «Мотивы русской драмы», А. Григорьев «После «Грозы» Островского». | 1 |
37-38. | Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница». Сюжетное построение пьесы и своеобразие драматургического конфликта. Особенности характеров в пьесе и средства их создания. Трагедия главной героини Ларисы Огудаловой: обманутые надежды. | 2 |
39-40. | РР Аудиторное сочинение: «Горячее сердце и темное царство в пьесах А.Н. Островского», «Русская провинция в пьесах А.Н. Островского», «Своеобразие драматического конфликта в пьесах А.Н. Островского», «Духовная драма героинь пьес А.Н. Островского». | 2 |
41-42. | И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. | 2 |
43. | Роман-очерк «Фрегат «Паллада». Антиромантический пафос очерков, полнота лирического чувства и способы его художественного воплощения. Естественный мир и мир цивилизации в произведении И.А. Гончарова. | 1 |
44. | Роман И.А. Гончарова «Обломов». Настоящее и прошлое Ильи Ильича. Экспозиция произведения: один день из жизни Обломова. Культурный смысл обломовской лени. | 1 |
45. | «Почему я такой?». Анализ 9 главы. Мир духовной родины главного героя романа. | 1 |
46-47. | Илья Обломов и Андрей Штольц: история дружбы-противостояния. | 2 |
48. | Любовь и семья в жизни Обломова. Мотив испытания в романе. Смысл финала произведения И.А. Гончарова. | 1 |
49. | Обломов и «обломовщина». Споры вокруг образа главного героя. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», А.В. Дружинин «Обломов», роман И.А. Гончарова», отрывок из книги Д.С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы». | 1 |
50. | РР Подготовка к внеаудиторному сочинению: «Илья Ильич Обломов: жизнь, характер, судьба», «Почему Обломова, а не Штольца сделал И.А. Гончаров главным героем романа?», «Во мне был заперт свет…» (По роману И.А. Гончарова «Обломов»), «Лики любви в романе И.А. Гончарова «Обломов», «Почему не сбылись юношеские мечты Обломова?», «Особенности русского национального характера в романе И.А. Гончарова «Обломов», «О чем заставил задуматься роман И.А. Гончарова «Обломов»? | 1 |
51-52. | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Художественный мир писателя. | 2 |
53-54. | И.С. Тургенев «Записки охотника»: очерки о русской жизни и русских людях. Природа в изображении писателя. | 2 |
55-57. | Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Замысел и смысл романа, сюжет и композиция. Дворянский герой романа. Тема Родины и распада «гнезда». Мастерство Тургенева-романиста | 3 |
58. | Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». История создания. Социально-исторический фон произведения. Первые страницы романа. | 1 |
59-60. | Основной конфликт романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Социально-идеологическое противостояние Евгения Васильевича Базарова и Павла Петровича Кирсанов. | 2 |
61-63. | Испытание главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» дружбой и любовью. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Евгений Базаров в отношениях с родителями. Евгений Базаров и Анна Одинцова. Мировоззренческий кризис главного героя | 3 |
64. | Финал романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Роль эпилога. Автор и его герой. Смысл названия романа И.С. Тургенева. | 1 |
65. | Литературная критика о романе: М.А. Антонович «Асмодей нашего времени», Д.И. Писарев «Базаров», Н.Н. Страхов «И.С. Тургенев «Отцы и дети». | 1 |
66-67. | РР Аудиторное сочинение: «Евгений Базаров как трагический герой», «Страстное, грешное и бунтующее сердце» Базарова, «Актуальное и вечное в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Герой времени в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Нужны ли России Базаровы?» «Мысль семейная» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». | 2 |
68. | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Художественный мир поэта. | 1 |
69. | Политические и историософские взгляды Ф. И. Тютчева. Тема России в его творчестве. Человек в потоке истории. («Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять….», «Нам не дано предугадать», «Слезы людские», «Цицерон», «Наш век» и др.) | 1 |
70. | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Стихи «Денисьевского цикла». («О, как убийственно мы любим….», «К. Б.», «Предопределенье», «Чему молилась ты с любовью…», «Последняя любовь» и др.) | 1 |
71. | Философская лирика Ф.И. Тютчева. Единство мира и философия природы, антиномии человеческого существования («Полдень», «Не то, что мните вы, природа….», «Silentium!», «Как хорошо ты, о море ночное….», «Осенний вечер», «Природа – Сфинкс….», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся», «О, вещая душа моя…») | 1 |
72-73. | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Художественный мир поэта. Идея красоты и творчества в лирике А.А. Фета («Венера Милосская», «Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь!», «Вечер», «Одним толчком согнать ладью живую…»). | 2 |
74-75. | Любовь как одухотворяющая сила в лирике А.А. Фета. («Шепот, робкое дыханье….», «Сияла ночь, луной был полон сад…», «Жду я, тревогой объят…», «Еще люблю, еще томлюсь…» и др.) | 2 |
76-77. | Жизнеутверждающее начало в лирике природы А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике поэта. («Еще майская ночь…», «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега….», «Я пришел к тебе с приветом….», «Учись у них – у дуба, у березы…», и др.) | 2 |
78-79. | А.К. Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…») | 2 |
80-81. | РР Анализ одного из стихотворений А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого (по выбору учащихся). | 2 |
82-83. | Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя. | 2 |
84-85. | Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник». Образ главного героя Ивана Северьяновича Флягина, его жизненные испытания. Тема праведничества в произведении Н.С. Лескова. Своеобразие повествования. | 2 |
86-87. | Повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Противоречивость характера главной героини: история разрушительной силы страсти. Проблема преступления и наказания в повести Н.С. Лескова. | 2 |
88. | Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Художественный мир поэта. | 1 |
89-90. | Социальная трагедия народа в лирике Н.А. Некрасова («В дороге», «Тройка», «Железная дорога», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…» и др.). | 2 |
91. | Тема поэтического творчества как служения народу («Поэт и гражданин», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «Элегия» и др.). | 1 |
92. | Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца в поэзии Н.А. Некрасова («Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…», «Памяти Добролюбова» и др.) | 1 |
93. | Драматизм любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм. Неизбежная «проза в любви». «Панаевский цикл». («Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Зине» и др.) | 1 |
94-95. | Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция. Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» | 2 |
96-97. | Образы крестьян и помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства. | 2 |
98. | Образы народных заступников в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья в поэме. | 1 |
99. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Художественный мир писателя. Щедрин - гражданин-реформатор и сатирик. Обзор отдельных произведений. | 1 |
100-101. | Идейное и художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Фольклорное и сатирическое начало в сказках «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь». | 2 |
102-104. | «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (общий обзор с изучением глав «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния»). Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Особенности сюжета и стиль произведения. | 3 |
105. | РР Подготовка к внеаудиторному сочинению по творчеству Н.С. Лескова, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 |
106-108. | Ф.М. Достоевский. Художественный мир писателя. Очерк жизни и творчества. Начало творческого пути Ф.М. Достоевского. | 3 |
109. | Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания романа. Образ Петербурга в произведении. Художественное пространство романа. Знакомство с героем. Человек и среда. | 1 |
110-113. | Идея преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского. Теория Раскольникова и ее воплощение. Состояние героя во время убийства и после него. Преступление как наказание. Испытания Раскольникова. | 4 |
114-115. | Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова. «Двойники» главного героя и их значение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | 2 |
116. | «Вечная Сонечка» и ее роль в судьбе Раскольникова. Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 |
117. | Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Христианская концепция писателя. | 1 |
118-120. | Творческий путь Ф.М. Достоевского после романа «Преступление и наказание». Великое «пятикнижие». Обзор романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы». | 3 |
121. | Очерк Ф.М. Достоевского «Пушкин» как размышление об истоках и судьбах русской литературы 19 века. | 1 |
122-123. | РР Аудиторное сочинение: «Бунт Родиона Раскольникова» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»), «Боль за человека в романе «Преступление и наказание», «Двойники и антиподы Раскольникова», «Тема «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Символические сцены в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Жанровое своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | 2 |
124-126. | Л.Н. Толстой. Художественный мир писателя. Очерк жизни и творчества. От самоанализа к «опрощению». Биографические повести Л.Н. Толстого. Образ войны в «Севастопольских рассказах». | 3 |
127-128. | Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». История создания. Сюжетное построение и особенности композиции. Своеобразие системы персонажей: «прожигатели жизни», «вожди», «обычные люди», «мудрецы». | 2 |
129. | «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Семья Ростовых: нравы, обычаи, отношения. | 1 |
130-131. | Жизненные перипетии князя Андрея Болконского до 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». | 2 |
132. | Изображение войны 1805-1807 годов Л.Н. Толстого «Война и мир». Историческая атмосфера и реалии «чужой» войны. | 1 |
133-134. | Жизненные искания Пьера Безухова и его попытки самоопределения до 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». | 2 |
135. | История Наташи Ростовой до событий Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». | 1 |
136. | РР Анализ эпизода из 1-2 тома «Войны и мира» (по выбору учителя). | 1 |
137-138. | Война 1812 года в изображении Л.Н. Толстого. В действующей армии. Представление автора о ложном и истинном героизме и патриотизме. | 2 |
139. | «Дубина народной войны» и изображения народа как истинного творца истории в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». | 1 |
140-141. | «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Судьба семейств Болконских и Ростовых в период Отечественной войны 1812 года. | 2 |
142. | Роль событий 1812 года в жизни Пьера Безухова: постижение полноты общенародной истины. | 1 |
143. | Изображение исторических личностей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Отношение писателя к Наполеону и Кутузову. Историософская концепция Л.Н. Толстого. | 1 |
144-145. | Роль эпилога в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Итог духовных исканий любимых героев Л.Н. Толстого. Своеобразие жанра произведения. | 2 |
146-147. | РР Аудиторное сочинение: «Война 1812 года в судьбах героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир», «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»), «Знание человеческого сердца - основная сила его таланта» (по одному или нескольким произведениям Л.Н. Толстого), «Нравственный идеал Л.Н. Толстого в романе «Война и мир», «Любимые страницы романа Л.Н. Толстого «Война и мир», «Что такое настоящая жизнь?» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»), «Психологизм как прием изображения в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и т.д. | 2 |
148-149. | А.П. Чехов. Художественный мир писателя. Очерк жизни и творчества. Начало пути. Чехов-юморист. Ранние рассказы писателя, их темы и герои («Смерть чиновника», «Хамелеон» и др.). | 2 |
150-153. | Проблема счастья и смысла человеческой жизни в рассказах А.П. Чехова («Ионыч», «Студент», «Дама с собачкой», «Человек в футляре» - для обязательного чтения, «Учитель словесности», «Черный монах», «Дом с мезонином», «Моя жизнь» и т.д. - по выбору). Своеобразие тематики и стиля рассказов. | 4 |
154-157. | Поэтика Чехова-драматурга. Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Своеобразие жанра и конфликта. Образная система произведения. Лирико-психологический подтекст пьесы. Комизм драматических героем и драматизм комического в пьесе А.П. Чехова. Трагизм социального бытия и утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Символика пьесы и ее названия. | 4 |
158-159. | Новаторство чеховской драматургии. Обзор пьес А.П. Чехова «Три сестры» и «Дядя Ваня». Творчество А.П. Чехова в отечественной критике. | 2 |
160. | РР Подготовка к внеаудиторному сочинению: «В человеке должно быть все прекрасно…» (идеал человека в творчестве А.П. Чехова), «Проблемы человеческого счастья в творчестве А.П. Чехова», «Человек и обстоятельства в прозе А.П. Чехова», «Большие герои маленьких рассказов А.П. Чехова», «Своеобразие драматургического конфликта в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», «Россия прошлого и будущего в пьесе А.П. Чехова «Вишневого сада», «Образ сада в творчестве А.П. Чехова», «Роль детали в произведениях А.П. Чехова». | 1 |
161-162. | Мировое значение русской литературы 19 века. Классические произведения: темы, мотивы, образы. Традиции и новаторство. | 2 |
163. | Контрольная работа по изученному материалу. | 1 |
164-165. | Из зарубежной литературы. Социально- психологическое содержание повести О. Бальзак «Гобсек». Тема власти денег и ее воплощение в произведении. Деградация личности скупца и стяжателя. Реалистическое мастерство Бальзака. | 2 |
166. | Французские поэты-символисты. Артюр Рембо. Слово о поэте. Образы-символы в поэзии Рембо, музыкальность лирики. Сочетание лирических и иронических интонаций. | 1 |
167-168. | Зарубежная драматургия конца 19 века: творчество Г. Ибсена, М. Метерлинка, Б. Шоу. Чеховские традиции в творчестве драматургов. | 2 |
169-170. | Резервные часы (можно использовать для анализа содержания творческих работ обучающихся). | 2 |