ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 3
Ищерякова А.А.
1. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка-дошкольника?
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
2. Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?
Учебная деятельность имеет свои специфические характеристики:
• учебная деятельность специально направлена на овладение определенным учебным материалом и решение учебных задач;
• в учебной деятельности происходит освоение общих способов действий и научных понятий;
• в процессе овладения учебным материалом общие способы действия предваряют решение учебных;
• учебная деятельность способствует изменениям самого субъекта деятельности, т. е. школьника;
• под влиянием собственных учебных действий и их результатов происходят изменения психических свойств и поведения школьника.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, которая не носит обязательного характера, в отличии от учебной деятельности. Также учебная деятельность должна быть результативной,
направленной на достижение определенной цели, которую необходимо осознать ребенку. В связи с этим в рамках учебной деятельности создаются условия для развития умения самостоятельно формулировать цель деятельности. Наряду с этим учебная деятельность отличается произвольностью, обеспечивающей произвольное управление своими эмоциональными состояниями, двигательной активностью, познавательными процессами, отношениями с другими людьми и др. Произвольный характер учебной деятельности возможен при произвольности всех психических процессов, что обеспечивает самостоятельное формулирование цели и ее успешное достижение. Произвольность психических процессов является одним из главных психологических новообразований младшего школьного возраста, формирующихся под влиянием учебной деятельности как ведущей деятельности на данном этапе онтогенеза.
К основным психологическим новообразованиям младшего школьного возраста, складывающимся под влиянием учебной деятельности, относятся: планирование в уме, умение анализировать и рефлексия. Под их влиянием перестраиваются и совершенствуются основные психические процессы ребенка (внимание, восприятие, память и мышление), возрастает их произвольность, осознанность и контролируемость. В этом заключается основное влияние учебной деятельности на психическое развитие младшего школьника, что обеспечивает в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
3. Являются ли ориентиры в интеллектуальном и личностном развитии подростка типичными, нормативными достижениями или выступают как «возможности», «идеалы»?
Согласно «доминанте романтики» в таком возрасте у подростков превалируют идеалы, далекие от реальности: поп-звезды, известные личности, супергерои и т.д. Подросткам не очень характерно стремление к «реальным» целям – покупка квартиры, машины, получение высокой должности. Им кажется, что, имея возможности, можно достичь многого, но не всегда есть понимание, а зачем вообще совершать тот или иной поступок. Именно поэтому рациональные комментарии взрослых в таком возрасте кажутся им чем-то навязанным и ограничивающим свободу.
4. Выскажите вашу точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости. Сравните ее с известными вам позициями психологов.
Ведущая деятельность в период зрелости – наставничество. В первом периоде эпохи зрелости человек реализует потребность передать опыт последователю, становится наставником на жизненном или профессиональном пути своего ученика. Во втором периоде эпохи зрелости статус ведущей деятельности приобретает коллективное творчество. Зрелость – самый длительный период жизни человека.
Э. Эриксон считал, что зрелость захватывает время от 25 до 65 лет, т.е. около 40 лет жизни. Американский психолог Р. Кесслер считал так: «Всё говорит о том, что средний возраст – это самое лучшее время жизни. Вас ещё не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе?»
Многие исследователи поддерживают точку зрения Кесслера и считают кризис середины жизни скорее исключением, чем правилом.
Американский ученый К. Рифф говорил: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют почувствовать вас неполноценным».
Моя точка зрения такова: чем старше человек, тем больше у него приобретенного жизненного опыта, тем больше возможностей реализовывать себя в различных сферах деятельности.