Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Теоретические основы невербального общения и эмоционального состояния человека).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы невербального общения и эмоционального состояния человека
1.1 Изучение особенностей невербального общения
1.2 Мимика как отражение эмоциональных состояний человека
1.3. Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний
2.1 Изучение особенностей в распознавании и интерпритации эмоций
2.2 Ошибки, допускаемые респондентами в распознавании эмоций знакомых людей по фото-эталону
2.3. Выводы сделанные по результатам Тираспольского эксперимента
Введение
В структуре общения выделяют два канала коммуникации: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный). Восприятие информации из внешнего мира происходит благодаря неразрывной связи, постоянному взаимодействию данных каналов общения. Поэтому эффективность социально-психологического взаимодействия во многом зависит не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, от интонации, а также, в значительной степени, от умения «читать» сообщения, передаваемые невербально.[1]
Альберт Мейерабиан в 50-е гг. ХХ в. обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7% информации передаётся путём вербальных средств (только слов); 38% информации передаётся за счёт звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука), а 55% - составляют невербальные средства информации. По вербальному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному – отношение к партнёру по общению. Высказывание древнегреческого философа Публикация: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом», лишь в очередной раз подтверждает выводы современных учёных.[2]
Целый ряд научных дисциплин, особенно в последние годы, обращены к изучению эмоций. Уникальность эмоций обнаруживается, прежде всего, в многообразии и богатстве языковых средств и их выражения. До сих пор не существует ни единой номенклатуры, ни общепринятой теории эмоций.
Вместе с тем, в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению эмоций, процессом их интерпретации и опознания. Это, несомненно, в первую очередь связано с тем, что успешное опознание эмоций позволяет адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а, следовательно, способствует более эффективному общению.
Для эмоций, в значительно большей мере, чем для других психических функций, характерен внешневыразительный аспект. Экспрессия, являясь одним из древнейших и универсальных способов общения людей, существует в неразрывном единстве с импрессивной деятельностью человека, т. е. способностью опознавать выразительные движения окружающих.
Люди значительно различаются по возможностям опознания эмоций других людей. Этот факт констатируется большинством работ, посвящённых исследованию опознания экспрессии. Отдельные вопросы, касающиеся особенностей опознания эмоций, освещаются в работах П.В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, Е. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана и др. (исследования лицевой экспрессии)[3]
Анализ степени научной разработанности темы исследовательской работы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие публикаций по различным аспектам психологии восприятия эмоций, затрагиваемые вопросы изучены недостаточно. Очень мало специальных исследований, связанных с особенностью распознавания эмоций по фотоснимкам знакомых и незнакомых людей, недостаточно разработаны методы сбора и их анализа (процедуры, требования), вне поля зрения исследователей остаются вопросы зависимости социальной эффективности коммуникации и возможности понимать мимические выражения эмоций по лицам людей.
Таким образом, пристальное внимание, с нашей стороны, к проблеме интерпретации и опознания эмоций обусловлено, в первую очередь, тем, что в современной социальной жизни человеку необходимо постоянно вступать в контакты с другими людьми, а эффективность взаимодействия во многом определяется характером интерпретации и успешностью опознания эмоций собеседника, их учётом в процессе общения.
Актуальность темы курсовой работы обуславливает выбор его объекта и предмета, цели и задач.
Цель курсовой работы: изучить невербальные проявления эмоциональных состояний человека.
Гипотезой работы явилось следующее предположение: эмоциональные состояния человека распознаются по выражению лица.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены 2 основные задачи:
1. Изучить теоретические основы невербального общения и эмоционального состояния человека.
2. Провести анализ экспериментального исследования изучения особенностей в распознавании и интерпретации эмоций проведенного в «Тираспольской гуманитарно-математической гимназии».
Из вышеупомянутых двух основных задач вытекают следующие подзадачи:
А. Изучить особенности невербальных средств общения.
Б. Рассмотреть мимику - как отражение эмоциональных состояний человека.
В. Сформулировать основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний.
Г. Изучить особенности в распознавании и интерпретации эмоций.
Д. Рассмотреть ошибки допускаемые респондентами в распознавании эмоций знакомых людей по фото-эталону
Е. Ознакомиться с выводами сделанными по результатам эксперимента.
Объектом исследования являются мимические выражения экспрессии лица и взгляда.
Предмет исследования: особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица на фотоснимке.
Методологическая база:
- Теоретико-методологической основой работы явилась теория базовых эмоций – подход П.Экмана, концепция универсального способа мимических выражений и выделение 6 базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление. Программа исследований выражений лица 1997, периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге, структурно-функциональный подход к анализу невербальных средств общения В.А. Лабунская.
- Тест на распознавание выражений лица Пола Экмана.
- Методика диагностики «эмоционального интеллекта» Н.Холл. (Опросник EQ)
Теоретическая значимость:
Изучение невербальной экспрессии как неотъемлемого компонента эмоций в целом может стать перспективным направлением в развитии теории эмоций и теории межличностного общения и педагогигеской психологии.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные данные могут быть учтены при разработке образовательных программ, методик и социально-психологических тренингов. Направленных на развитие спобностей к опознанию и интерпретации эмоций, повышение чувствительности к эмоциональному компоненту межличностных отношений.
Значимость изучения поставленных вопросов обусловлена также возникшими в последние десятилетия прикладными задачами в психологии, медицине, криминалистике, при создании новой техники.
Глава 1. Теоретические основы невербального общения и эмоционального состояния человека
1.1 Изучение особенностей невербального общения
Невербальное общение – неречевая форма общения, включая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.[4]
Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передаётся – 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невервальное общение) – 55%. Иными словами, можно сказать, что важно не что говорится, а как это говорится.
Наблюдения показывают, что в процессах общения 60% - 95% информации передаётся именно с помощью системы невербалики.
Невербальная коммуникация включает следующие основные системы:
- оптико-кинетическая: жесты, мимику, позы и пантомимику;
- пара- и экстралингвистическая: Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качества голоса, его диапазон, тональность,
- организация пространства и времени коммуникативного процесса,
- визуальный контакт,
- ольфакторная.
Совокупность этих средств выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу.
В хрестоматии «Межличностное общение», выделяют основные функции невербального общения:
- выражение межличностных отношений,
- выражение чувств и эмоций,
- управление процессами невербального общения,
- обмен ритуалами,
- регуляция самопредъявлений.
Особенностью невербального общения является то, что его поведение обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное ещё до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. [5]
Е. Я. Мелибруда, в книге «Ты – мы: Психологические возможности улучшения общения», выделяет ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:
- Национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);
- Состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);
- Профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);
- Уровень культуры, который влияет на состав жестов, представление об этикете, правильном воспитании;
- Статус человека (чем выше стоит на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утончёнными);
- Принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);
- Актёрские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);
- Возраст. (В раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами. Кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений);
- Сочетание невербальных знаков (Обычно состояние передаётся не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);
- Возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнёрами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).
1.2 Мимика как отражение эмоциональных состояний человека
Ч. Дарвин высказал предположение, что до того, как доисторические люди обрели язык, средством выражения приветствия, угрозы и подчинения, была лицевая экспрессия. Именно это наследие человечества, по его мнению, объясняет, почему люди разных культур выражают базовые эмоции посредству сходных выражений лица. Лицо – это, пожалуй, наиболее важная сфера невербальной коммуникации, потому, что через лицевую экспрессию (мимику), мы передаём значительную часть эмоций и информации. В результате исследований было выделено 1000 различных выражений лица. Мы уделяем много внимания лицевой экспрессии, поскольку она даёт нам намёки о смысле словесного общения. Также, лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. [6]
Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Таким образом, эмоциональные проявления человека складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Мимику можно анализировать не только по её произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, то есть по отдельным зонам – лоб, рот, глаза – и в целом. Мимическая характеристика личности может складываться из таких параметров как сильная - слабая мимика, неопределённая - красноречивая мимика, беспорядочная – гармоничная мимика, стереотипная – индивидуальная мимика, а также с учётом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы. [7]
Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, грусть, выработало единицу анализа лицевого выражения – мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий.
Рассмотрим наиболее типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных представителей всех народов и культур).
- ГНЕВ: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, животная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очеловеченное проявление этого чувства.
- ГОРЕ: внутренние уголки бровей подняты вверх; внутренние уголки верхних век приподняты; рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет.
- СТРАХ: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.
- УДИВЛЕНИЕ: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.
- РАДОСТЬ: губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот закрыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.
- ОТВРАЩЕНИЕ: брови слегка опущены; верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки; нос наморщен; рот закрыт; верхняя губа поднята, нижняя губа тоже поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе.[8]