Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Теоретические основы невербального общения и эмоционального состояния человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого, называется эмоциональным интеллектом.

В. А. Лабунская[16] выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружение, чем на самих себя. Согласно этому, мы решили провести следующий этап, второй этап нашего исследования.

Исходя из новизны понятия и связанной с этим сложностью диагностики эмоционального интеллекта, ввиду отсутствия разработанных отечественных методик, было решено выявить способность понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управления эмоциональной сферой на основе принятия решений, используя методику оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл. (Приложение 5)

Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1) Эмоциональная осведомлённость

2) Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность)

3) Самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14)

4) Эмпатия

5) Распознавание эмоций других людей (скорее – умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей)

Задача респондентов заключалась в том, чтобы в соответствующем регистрационном бланке, где предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны жизни личности (респондентов), поставить соответствующую оценку. Полученные данные, были обработаны и интерпретированы в соответствии с ключом.

При анализе полученных результатов было установлено, что в структуре эмоционального интеллекта существует два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).

2.3. Выводы сделанные по результатам Тираспольского эксперимента

По результатам Тираспольского эксперимента,[17] была выявлена следующая закономерность, а именно: высокий уровень эмпатии (от греч. Empatheia – сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот. Здесь можно предположить то, что подростки с высоким уровнем эмпатии, лучше способны понимать эмоциональное состояние другого, соответственно и определять, идентифицировать эмоциональные состояния человека по его мимике, отображённой фотографически. И чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека, тем более, что эмоции подростков в значительной мере связаны с межличностным аспектом процесса общения.


Далее, при изучении полученных данных, в частности, при изучении низких показателей, экспериментаторы пришли к выводам, о том, что внутриличностный аспект, а именно, самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости от управления своими эмоциями, как эмоциональной отходчивости, эмоциональной неригидности. В результате, было сделано заключение о том, что человек с низкой самомотивацией, обладает низкой способностью управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивен. Эмоции могут мешать достижению намеченной цели. Что соответствует особенностям эмоционального поведения подростков. В результате у школьников подросткового возраста характерна рассогласованность в мотивационной сфере.

Эмоциональная осведомлённость, по результатам проводимой в рамках эксперимента диагностики, в среднем, сводится к среднему и низкому уровню, что также соответствует возрастным особенностям подросткового периода.

В результате изучаемого исследования, были получены данные, которые свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект испытуемых подростков, в равных долях соответствует среднему и низкому интегративному уровню. Что в свою очередь характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта. Соответственно, низкий уровень эмоционального интеллекта, был представлен низкими количественными результатами проведённой нами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха у подростков в учебной деятельности, во взаимодействии и общении. Трудности подросткового возраста, прежде всего обусловлены психологическими особенностями данного периода: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме.

Как отмечалось выше, было выявлено, что в межличностном аспекте эмоционального интеллекта (эмпатия, способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей,) выявились высокие и средние показатели.

Обращаясь к начальному этапу изучаемого исследования - 33, 3% испытуемых распознали безошибочно все 6 базисные эмоциональные реакции знакомых учащихся, на представленных им фотографиях. В результате чего, мы была выявлена закономерность успешного восприятия эмоционального состояния человека на фотоснимке и высокого уровня полученных данных шкалы распознавания эмоций других (33,3%) людей.


Высокий уровень эмпатии, как постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека (словарь практического психолога), также подтверждают полученные данные, как эмпирическим путём, так и в ходе опроса. Выявленная закономерность, вызвала интерес у исследователей: «Можно ли полагать, что правильная идентификация мимических проявлений эмоциоциональных состояний, во многом зависит от предыдущего опыта общения, как общественного, так и личного, от принадлежности к данной группе?»

Последующим этапом упомянутого исследования стало изучение распознавания стандартных изображений мимических проявлений незнакомого человека. Для этого был использован тест на распознавание выражений лица Пола Экмана. Причиной выбора именно этого теста стали фотоснимки лица молодой девушки, возраст которая, по мнению исследователей, соответствует как возрастной категории респондентов, так и участников первой части исследования, чьи фотографии мимических проявлений, соответствующей эмоции были предложены нашим респондентам.

Данный тест был адаптирован в соответствии с исследованием, а именно, из четырнадцати фотоснимков, предложенных автором теста, были отобраны шесть, соответствующих шести базовым эмоциям: радость, гнев, страх, грусть, удивление и отвращение. (Приложение 6)

В регистрационных бланках учащиеся-респонденты в верхней части листа писали слова «Гнев», «Отвращение», «Страх», «Радость», «Грусть», «Удивление», которые соответствовали возможным вариантам выбора выражений лица на каждой из шести фотографий, предъявленных им.

После обработки результатов испытуемых, было выявлено, что из 100% респондентов, ни один правильно не идентифицировал все шесть предложенных эмоциональных состояний на фотографиях.

Таким образом, был получен 100%й результат распознавания мимических выражений эмоции гнева. Радости и грусти выявлено 93,4%, что соответствует возрастной динамике склонности к проявлению базовых эмоций. Эмоции радости и гнева и грусти в данной возрастной группе явно преобладают, над эмоциями страха, отвращения, удивления.

В соответствии с этим, был проведен сравнительный анализ правильно идентифицируемых мимических проявлений эмоциональных состояний по фотографиям знакомых учащихся и по тестовым фото незнакомой девушки.

Итак, в ходе эксперимента было обнаружено, что существуют общие особенности восприятия человека на фотографии. Согласно полученным данным, можно определить, что мимические выражения радости и грусти распознаются респондентами-подростками с высокой точностью, как по фотографиям лиц знакомых подростков, так и незнакомой девушки. Большой процент учащихся (80%), в двух исследованиях одинаково точно определили эмоцию отвращения. Эмоцию страха распознали лучше на 53,4% по фото знакомого подростка. Эмоцию гнева идентифицировали на 46,6% лучше на фото незнакомой девушки, что может быть обусловлено, позитивным восприятием знакомого человека. Удивление, как эмоциональное состояние знакомого человека, лучше было распознано на 13,3%. Более того, 80% респондентов не могли распознать эмоцию страха по фото незнакомой девушки и путали её с удивлением. На закономерности, связанные с этими данными было обращено внимание в начальном этапе упомянутого исследования, основываясь данными К. Изарда, П.Экмана, У. Фризена. В комплексе, мимические выражения эмоциональных состояний по лицевой экспрессии знакомых людей в 33,3% определяются с точностью до 100%, если сопоставить эти данные с возможностью восприятия эмоций по фото незнакомого человека, то ни один респондент правильно не идентифицировал все шесть эмоциональных состояний по предъявленному незнакомому фото-эталону.


Существуют специфические различия в особенностях восприятия человека по фотографии. Они проявляются в том, что восприятие человека на фотографии, направлено в большей мере на познание внешних, индивидуальных характеристик. Данный факт можно объяснить тем, что при распознавании эмоций на фотографиях лиц знакомых людей, наряду с процессами восприятия включаются механизмы осознания, интерпритации, что соответствует более глубокому уровню познания индивидуальности.

Многозначность восприятия эмоционального состояния человека по его мимике, отображённой фотографически, является скорее правилом, чем исключением. Можно полагать, что в процессе непосредственного общения эта многозначность восприятия снимается контекстом ситуации, а также особой динамикой выражения той или иной эмоции.

Заключение

Итак, подводя итог в нашей работе, можно выделить следующие особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению его лица на фотоснимке выявленные в ходе проведения Тираспольского эксперимента[18]:

  • Существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции воспринимаются по-разному. Наиболее успешно идентифицируется весь комплекс базисных эмоциональных состояний по фотографиям знакомых нам людей, мы можем предположить о связи с такими факторами, как личное отношение к знакомому человеку, изображённому на фото, принадлежность к данной группе, предыдущего опыта общения.
  • Согласно проведённому в ходе Тираспольского эксперимента опросу, третья часть испытуемых, точно определивших эмоции на фото, при распознавании эмоциональных состояний, пытались «вжиться в предъявленные образы». Что позволило, опираясь на психологию межличностного общения установить связь, с таким явлением, как «вживание», сопереживание, эмпатия.
  • В результате полученных данных, проведённого исследования эмоционального интеллекта, было выявленно, что высокий уровень эмпатии, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека.
  • В ходе Тираспольского эксперимента было установлено так же, что внутриличностный аспект, а именно самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости от управления своими эмоциями, эмоциональной отходчивости, так и эмоциональной неригидности. Т.е учащиеся с низкой самомотивацией обладают низкой способностью управлять своими чувствами, могут испытывать трудности в поведенческой сфере, импульсивны.

Многочисленные исследования подтверждают, что отношения слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. При этом вопрос об изучении эмоций приобретает особую важность. Это, несомненно, связано с тем, что эмоции выполняют важную коммуникативную функцию в процессе общения людей, а адекватное опознание и интерпретация эмоций обеспечивает его эффективность.

Следует отметить, что хотя и существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции выражаются по-разному. По результатам Тираспольского эксперимента было показано, что количественная характеристика правильного распознавания всех шести базальных эмоций знакомых людей, в значительной степени превосходит количество распознаваний всех шести эмоциональных состояний незнакомцев. Также, с помощью эмпирических исследований была установлена связь успешного распознавания эмоций по лицевой экспрессии, с таким явлением, как «вживание», сопереживание и эмпатия. Вместе с тем, на примере распознания эмоций по лицевой экспрессии показано, что наличие дополнительных содержательных факторов, в частности, смысловой наполненности текста или ситуации, значительно облегчает процесс опознания эмоций.

Актуальным становится вопрос о разработке методик, направленных на развитие способностей к опознанию и интерпретации эмоций, на повышение чувствительности к эмоциональному компоненту межличностных отношений. На наш взгляд, необходимо внедрение в программу современного образования социально-психологических тренингов, ориентированных на развитие эмоциональной компетентности учащихся подростков.

Список использованной литературы

  1. Барабанщиков В.А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лила от локализации мимических проявлений // Вопр. Психологии. 1988 №54. С. 140.
  2. Вилюнас В.К. Митивация и эмоции. СПб., 2014. С.292.
  3. Изард К. Психология эмоций. –М., 1999.
  4. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
  5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2014.
  6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2013.
  7. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 1986.
  8. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
  9. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб., 2014.
  10. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб.,2015.
  11. Межличностное общение:Учебник. – Спб., 2011.
  12. Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб.,2011.
  13. Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород, 1992.
  14. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.,1979.
  15. Фаст Дж. Язык тела. М.,1997.
  16. Фрейджер Р., Фрейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2014.
  17. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской. Ростов-на-Дону, 1990. С. 150-153.
  18. http://Infourok.ru