Файл: Физика и безопасность дорожного движения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема урока: Физика

и безопасность дорожного движения.
Цели и задачи урока:

  • Обобщить знания учащихся по темам «Движение с ускорением», «Силы в механике», «Энергия. Работа. Закон сохранения энергии».

  • Закрепить знания при решении количественных и качественных задач.

  • Опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения.

  • Закрепить понятия – тормозной путь, движение с ускорением, дистанция безопасности, время реакции.

  • Развивать творческие способности, коммуникабельность.

  • Формировать и развивать навыки самостоятельного поиска необходимой информации.

  • Воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом.



Оборудование, наглядность, ТСО:

Компьютерная презентация, видеофильм, эмблемы, картинки дорожных знаков (для оформления),

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово. Объявление целей урока, эпиграфа к уроку.

  3. Фотографии аварий на дорогах с помощью презентации.

  4. Статистика местных дорожных происшествий.

  5. Понятия «тормозной путь», «дистанция безопасности», «время реакции».

  6. Вывод формулы тормозного пути.

  7. Решение количественных и качественных задач.

  8. Тестирование.

  9. Выводы по уроку.

  10. Домашнее задание.

  11. Просмотр видеофильма.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, отчет дежурных об отсутствующих и причинах отсутствия.


  1. Вступительное слово. (слайд 1)

Всемирный день памяти жертв ДТП отмечается ежегодно в третье воскресенье ноября, т.е. в этом году – 20 ноября. Транспорт позволяет экономить время, относительно быстро доставлять грузы и пассажиров. Несмотря на существующие преимущества, он является источником повышенной опасности. Ежегодно по всему миру погибают и получают травмы более миллиона людей. Последствия сопоставимы с потерями во время локальных военных конфликтов.

И наш необычный урок физики мы посвятим взаимосвязи физики и безопасности дорожного движения. (слайд 2)


Эпиграфом к уроку я взяла слова русского писателя А.П.Чехова: «Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не дается дважды…». (слайд 3) Как вы понимаете эти слова?
Проблема безопасности движения сложна и многогранна, вы каждый день идёте или ездите в колледж, т.е. являетесь участниками дорожного движения.

  1. Фотографии аварий на дорогах.

Давайте посмотрим фотографии, и тогда станет ясно, почему мы сегодня говорим о безопасности дорожного движения (слайд 4)

  1. Статистика местных дорожных происшествий.
    Может, дело обстоит не так уж и плохо, и я сгущаю краски, попросим наших статистиков прояснить картину. Как известно со статистикой не спорят.

(слайд 5) (слайд 6)

Вывод: проблема исследования подтверждается, не все участники дорожного движения видят тесную связь между знаниями в области физики и безопасностью дорожного движения.

Многие факторы дорожной безопасности блестяще объясняются с точки зрения физики, ведь на 70 пострадавших пешеходов приходится 15, которые пострадали по собственной неосторожности. И если в наших силах хоть как-то изменить ситуацию, то мы постараемся это сделать.

Познакомившись с этими данными, мы задаемся вопросами: каковы причины ДТП? Можно ли их учесть? Можно ли сделать безопасным дорожное движение?

  1. Понятия «тормозной путь», «дистанция безопасности», «время реакции».

Давайте вначале рассмотрим такие понятия, как  «тормозной путь», «дистанция  безопасности», «время реакции».

(слайд 7)

Наименьшее расстояние, которое пройдёт автомобиль до  остановки с момента появления препятствия в поле зрения водителя, называется дистанцией безопасности. Это понятие имеет весьма важное значение в технике работы автомобильного транспорта и для безопасности перехода автомобильных дорог пешеходами.

Исход ДТП кроме мастерства вождения водителя, погодных условий зависит от умения водителя сосредоточиться и принять правильное решение, т.е. от времени реакции. Группа экспериментаторов провела опыты, о результатах которых они нам расскажут (выходит представитель группы , описывает эксперимент и приводит данные из него)



Эксперимент: прижимаем книгу к стене, отмечаем ее верхний край, отпускаем и пытаемся другой рукой остановить ее свободное падение. Отмечаем ее новое положение и вычисляем время реакции:

S = gt2/2 t =

Мы проводили эксперимент в разных условиях – без нагрузки, после выполнения приседаний, в темное время суток. И получили такую таблицу (слайд 8).

Вывод (вместе с учащимися): повлиять на реакцию водителя могут предварительная физическая нагрузка, разговор по мобильному телефону, возраст, здоровье, время суток и др. Поэтому мы предлагаем – не пользоваться мобильными телефонами при езде, перед рейсом не выполнять тяжелую физическую работу, следить за здоровьем и самочувствием водителей.

Тормозной путь – это расстояние, проходимое автомобилем с момента действия тормозной системы в полную силу до остановки автомобиля.(слайд 9)

  1. Вывод формулы тормозного пути.

Давайте, с помощью знаний по физике выведем формулу и определим, от чего зависит тормозной путь автомобиля.

Представитель группы теоретиков:

Теорема о кинетической энергии:  А =  Е2 – Е1

изменение кинетической энергии равно работе всех сил, действующих на тело.
В случае торможения автомобиля,  конечная скорость равна нулю, кинетическая энергия тоже равна нулю.


А = - Е1 = – mV12/2

В процессе торможения на автомобиль действуют сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. (на рисунке) Силатяжести и сила реакции опоры действуют перпендикулярно перемещению, поэтому их работа  равна нулю. Значит, работа равна только работе силы трения скольжения.
Учитывая, что сила трения  направлена противоположно перемещению и что:   




Вывод: Тормозной путь не зависит от массы автомобиля, но прямо пропорционален квадрату скорости.

(слайд 10)

  1. Решение количественных и качественных задач.


(слайд 11) Решим задачу: Определить тормозной путь при  экстренном торможении.

Пешеход пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает пешехода за 22 м и начинает экстренное  торможение. Произойдет ли авария, если скорость авто 60 км/ч? Коэффициент трения µ= 0,7

60 км/ч = 16,7 м/с
Вычисляем путь по формуле 
S =19, 9 м

– В данной ситуации всё обошлось, а  что было бы, если за 5 минут до этого прошел дождь?

Коэффициент  трения µ= 0,5
S = 27, 8 м. Машина собьёт человека.

В гололед коэффициент трения уменьшается до 0,1, т.е. в 5 раз увеличивается тормозной путь, около 140 м.(слайд 12) А какое физическое явление не даёт остановиться автомобилю мгновенно?

Пешеход должен помнить для остановки движущегося средства нужно время и

пространство. ( слайд 13).

Дорога – объект повышенной опасности.( слайд 14) Пешеходы, отвлекающиеся при пересечении дороги на разговор по мобильному телефону, отправку SMS или прослушивание музыки, многократно увеличивают этим свой риск попасть под машину. ( слайд 15)

Помогают избежать опасных ситуаций на дорогах, конечно, дорожные знаки (слайд 16) Дорожные знаки информируют водителей и пешеходов о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер.
( слайд 17).



Подземный Пешеходный Пешеходная

переход переход дорожка





Надземный Велосипедная Дети

переход дорожка


Движение пешеходов Движение на велосипедах


запрещено запрещено


Физика – это не просто сухие законы и четкие формулы.( слайд 18) надеюсь, чты мы убедились, что Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире, а знание законов физики может сделать нашу жизнь безопасной.

  1. Тестирование.
    Давайте с помощью тестов проверим, как вы усвоили тему урока ( слайд 19).
    (учащиеся работают с тестом и делают взаимопроверку с выставлением оценок)



  1. Выводы по уроку.

С малых лет до самой старости люди ездят в трамваях, автобусах, машинах, переходят через дорогу. Они становятся то водителями, то пассажирами, то пешеходами. И значит, они всю жизнь сдают экзамены на право называться дисциплинированными пешеходами, водителями, пассажирами. Экзамен по ПДД каждый из нас сдает всю жизнь. Здесь каждая «двойка» может обернуться травмой или даже гибелью.

А теперь скажите мне, почему эпиграфом к нашему уроку я взяла именно слова А.П. Чехова? ( слайд 20).
Чтобы уберечь свою жизнь, мы должны знать Правила дорожного движения и выполнять их, ведь жизнь самое ценное, что есть у человека. ( слайд 21).

  1. Домашнее задание….


Тест к уроку «Физика и безопасность движения»

  1. Почему в населенных пунктах существуют ограничения на скорость движения транспорта?

А. Так положено

Б. При больших скоростях легко остановиться перед пешеходным переходом или на перекрестке.

В.При больших скоростях трудно остановиться перед пешеходным переходом или на перекрестке.
2.Вы разговариваете по мобильному телефону, подходя к пешеходному переходу. Как вы поступите?

А.Перебежите дорогу на красный сигнал светофора, чтобы не прерывать разговор.

Б. Остановитесь, дождетесь зеленый сигнал светофора и перейдете дорогу, не прекращая разговора.

В. Закончите разговор и только после этого перейдете дорогу.
3. Как зависит длина тормозного пути от скорости движения?

А. Чем больше скорость, тем меньше тормозной путь.