Файл: Научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т д.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психология — это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.
Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».
Психология — наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.
Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» — «душа» и «logos» — «наука». Таким образом, дословно психология — это наука о душе.
Уже позднее, в XVII–XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.
Р. С. Немовпредлагает следующую схему.
Схема 1
Основные явления, изучаемые современной психологией
Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности — это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, — это
психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).
Приведенное разделение достаточно условно, так как возможен переход из одной категории в другую. Например, если какой-либо процесс протекает длительное время, то он уже переходит в состояние организма. Такими процессами-состояниями могут становиться внимание, восприятие, воображение, активность, пассивность и т. п.
Для лучшего понимания предмета психологии приведем таблицу примеров психических явлений и понятий, представленную в работах Р. С. Немова (1995).
Таблица 1
Примеры психических явлений и понятий
Продолжение табл. 1
Итак, психология — это наука, изучающая психические явления.
2. Современная психология — это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4–5 лет возникает новое направление).
Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.
Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.
Такая универсальность позволяет их иногда объединять под названием «общая психология».
Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.
Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).
Общая психология
1. Психология познавательных процессов и состояний.
2. Психология личности.
3. Психология индивидуальных различий.
4. Возрастная психология.
5. Социальная психология.
6. Зоопсихология.
7. Психофизиология.
Некоторые специальные отрасли психологических исследований
1. Педагогическая психология.
2. Медицинская психология.
3. Военная психология.
4. Юридическая психология.
5. Космическая психология.
6. Инженерная психология.
7. Экономическая психология.
8. Психология управления.
Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.
-
1) организовывать и проводить чемпионаты, первенства и кубки России по соответствующим видам спорта, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) таких соревнований, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков России, а также делегировать на срок не более чем три года иным созданным в виде некоммерческих организаций физкультурно-спортивным организациям право на проведение указанных соревнований; -
2) обладать всеми правами на использование символики спортивных сборных команд РФ по соответствующим видам спорта и наименования «Российская Федерация», за исключением государственной символики РФ; -
3) осуществлять аттестацию тренеров, а также организацию системы подготовки спортивных судей, их аттестацию по соответствующим видам спорта и контроль за их деятельностью; -
4) отбирать и представлять спортсменов, тренеров и спортивных судей по соответствующим видам спорта на присвоение званий и квалификаций международными спортивными организациями; -
5) разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права, обязанности (в том числе нормы, устанавливающие ограничения перехода (условия перехода) отдельных категорий спортсменов, тренеров в другие спортивные клубы или иные физкультурноспортивные организации) и спортивные санкции для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта;
-
6) осуществлять формирование, подготовку спортивных сборных команд РФ по соответствующим видам спорта для участия в международных спортивных соревнованиях и направлять эти команды для участия в данных соревнованиях; -
7) устанавливать ограничения на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях по соответствующим видам спорта спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды РФ в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования; -
8) принимать участие в формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий; -
9) организовывать и проводить межрегиональные, всероссийские и международные официальные спортивные мероприятия по соответствующим видам спорта; -
10) вносить предложения о включении спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта; -
11) вступать в международные спортивные организации, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу членов международных спортивных организаций, если такие права и обязанности не противоречат законодательству РФ; -
12) получать финансовую и иную поддержку, предоставленную для развития соответствующих видов спорта, из различных не запрещенных законодательством РФ источников; -
12.1) проводить ежегодно учебно-методические семинары или аналогичные мероприятия для спортсменов, спортивных судей, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта в развиваемом виде или видах спорта; -
12.2) осуществлять подготовку контролеров-распорядителей; -
12.3) вести системы учета данных о спортсменах, занимающихся данным видом спорта, и выдавать документы, удостоверяющие принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсменов в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, с учетом требований законодательства РФ в области персональных данных; -
13) осуществлять иные права в соответствии с законодательством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ совместно с общероссийскими спортивными федерациями могут осуществлять организацию и проведение чемпионатов, первенств и кубков России по соответствующему виду спорта.
-
1) во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта обеспечивать развитие соответствующих видов спорта в РФ; -
2) обеспечивать подготовку спортивных сборных команд РФ по соответствующим видам спорта для участия в международных официальных спортивных мероприятиях, а также участие таких команд в данных мероприятиях, достижение ими высоких спортивных результатов в соответствии с программами развития видов спорта, предусмотренными п. 5 ч. 3 ст. 16 Закона о спорте; -
3) представлять в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, предложения о проведении соответствующих физкультурных и спортивных мероприятий для включения их в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, участвовать в реализации указанного плана, ежегодно организовывать и (или) проводить чемпионаты, первенства и (или) кубки России по соответствующему виду спорта; -
4) разрабатывать в установленном порядке требования и нормы соответствующих видов спорта в целях включения их в Единую всероссийскую спортивную классификацию, разрабатывать квалификационные требования к присвоению соответствующих квалификационных категорий спортивных судей; -
5) разрабатывать и представлять в Министерство спорта РФ программы развития соответствующих видов спорта в порядке, установленном данным органом; -
6) участвовать в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а также в противодействии проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте; -
6.1) организовывать и (или) проводить ежегодно детско-юношеские спортивные соревнования по развиваемому виду или видам спорта; -
6.2) обеспечивать размещение на своих официальных сайтах в сети Интернет следующей информации: а) о правилах вида или видов спорта, утвержденных в установленном порядке; -
б) положения (регламенты), связанные со спортивными соревнованиями, организуемыми и проводимыми общероссийской спортивной федерацией; -
в) протоколы собраний общероссийской спортивной федерации, протоколы результатов спортивных соревнований, организованных и (или) проведенных общероссийской спортивной федерацией; -
г) информация о членах и структурных подразделениях (региональных отделениях) общероссийской спортивной федерации; -
д) сведения о руководящих органах общероссийской спортивной федерации; -
е) списки кандидатов в спортивные сборные команды РФ и критерии их отбора; -
ж) информация о результатах аудиторских проверок деятельности общероссийской спортивной федерации в случае проведения таких проверок; -
6.3) разрабатывать и представлять на утверждение в Министерство спорта РФ правила вида или видов спорта в порядке и в сроки, установленные этим органом; -
6.4) согласовывать кандидатуры на должность главного тренера спортивной сборной команды РФ по соответствующему виду спорта с Министерством спорта РФ в установленном им порядке; -
6.5) представлять в Министерство спорта РФ ежегодно отчет о деятельности соответствующей общероссийской спортивной федерации в установленном Министерством порядке, а также представлять в указанный орган в порядке и в сроки, которые им установлены, отчет о каждом проведенном общероссийской спортивной федерацией всероссийском, межрегиональном спортивном мероприятии, об участии в каждом международном официальном спортивном мероприятии; -
6.6) принимать меры по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и по борьбе с ним в соответствии с требованиями Закона о спорте;
1.2. На должность тренера-преподавателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность тренера-преподавателя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо: - не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; - не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности; - не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; - не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке; - не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. 1.4. Тренер-преподаватель должен знать: - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; - Конвенцию о правах ребенка; - принципы дидактики; - основы педагогики и возрастной психологии; - общие и частные технологии преподавания; - принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности; - систему организации образовательного процесса; - принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации; - методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы; - принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников; - основы работы с издательствами; - принципы систематизации методических и информационных материалов; - основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката; - содержание фонда учебных пособий; - теорию и методы управления образовательными системами; - современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; - методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их замещающими),