ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт управления бизнес-процессами и экономики Кафедра Экономика и управление бизнес-процессами» УТВЕРЖДАЮ Ио. заведующий кафедрой
________ И.Р. Руйга
« _____» ________ г.
БАКАЛАВАРСКАЯ РАБОТА
38.03.03 "Управление персоналом" Совершенствование системы профессиональной адаптации персонала к условиям работы ( на примере ФКУ СИЗО - 1 ГУФСИН России по Красноярскому Краю) Научный руководитель
_________________ к.соц.н., доцент В.В. Лунев
Выпускник __________ НА. Неделина
Нормоконтролер __________ МВ. Покушко Красноярск 2017
________ И.Р. Руйга
« _____» ________ г.
БАКАЛАВАРСКАЯ РАБОТА
38.03.03 "Управление персоналом" Совершенствование системы профессиональной адаптации персонала к условиям работы ( на примере ФКУ СИЗО - 1 ГУФСИН России по Красноярскому Краю) Научный руководитель
_________________ к.соц.н., доцент В.В. Лунев
Выпускник __________ НА. Неделина
Нормоконтролер __________ МВ. Покушко Красноярск 2017
2 РЕФЕРАТ Выпускная квалификационная работа по теме Совершенствование системы профессиональной адаптации персонала организации (на примере
ФГКУ СИЗО – 1 ГУФСИН России по Красноярскому краю содержит страницы текстового документа, 1 приложение, 77 использованных источников, 8 таблиц, 15 рисунков. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА, УЧРЕЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ, НАСТАВНИЧЕСТВО, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, МЕРОПРИЯТИЯ. Объектом исследования является персонал государственного учреждения ФГКУ СИЗО – 1 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Цель настоящей работы - исследовать теоретические основы и сложившуюся практику осуществления профессиональной адаптации персонала ФГКУ СИЗО – 1 ГУФСИН России по Красноярскому краю России по Красноярскому краю разработать комплекс мероприятий по ее совершенствованию. Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач
1. Рассмотреть теоретические основы профессиональной адаптации персонала организации
2. Провести анализ системы профессиональной адаптации персонала в
«ФКУ СИЗО ГУФСИН России по Красноярскому краю.
3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы профессиональной адаптации персонала организации «ФКУ СИЗО
ГУФСИН России по Красноярскому краю. В процессе исследования были изучены теоретические и методические основы профессиональной адаптации персонала в организации, особенности организации адаптации персонала к профессиональной деятельности в организации, атак же методы исследования и обеспечения профессиональной адаптации персонала в организации. Рассмотрена организационно - экономическая характеристика организации и её деятельность по управлению персоналом, сделан анализ профессиональной адаптации персонала в организации и оценка уровня удовлетворенности персонала деятельностью организации по адаптации персонала. В результате исследования были разработаны мероприятия, направленные на совершенствование профессиональной адаптации персонала в организации.
3 СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТ ............................................................................................................... 2 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ............................................................................. 8 1.1 Профессиональной адаптация персонала определение, этапы, технологии. ........................................................................................................... 8 1.2 Особенности профессиональной адаптации персонала УИС ................. 21 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА «ФКУ СИЗО ГУФСИН РОССИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ ................................................................................................................ 32 2.1 Общая характеристика организации .......................................................... 32 2.2 Анализ кадрового состава организации .................................................... 39 2.3 Анализ системы профессиональной адаптации организации ................ 51 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
«ФКУ СИЗО ГУФСИН РОССИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ ........ 72 3.1 Общий план предложенных мероприятий ................................................ 72 3.2 Дорожная карта по внедрению мероприятий ........................................... 78 3.3 Социально-экономический эффект от предложенных мероприятий ..... 82 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 89 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............................................ 92 ПРИЛОЖЕНИЕ А .............................................................................................. 99
4 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования неоспоримо, поскольку социально- экономические и политические процессы, происходящие в стране, обусловили изменения в структуре, организации и деятельности ФСИН России. Новые государственно-служебные отношения в Федеральной службе исполнения наказаний складываются в ситуации, когда просматривается несоответствие профессиональных представлений сотрудников изменяющимся условиям, требующим от них углубленных и обновленных знаний, умений и навыков, коррекции психологических установок и мировоззрения. Вместе стем выполнение целей, стоящих перед уголовно- исполнительной системой, во многом зависит от состава кадров, их профессионализма, морально-психологической готовности и способности успешно выполнять усложняющиеся задачи, что, в первую очередь, обусловливает актуализацию вопросов профессионального обучения и подготовки личного состава УИС. До недавнего времени проблема отбора, подготовки, обучения и расстановки кадров для ФСИН решалась, как правило, директивным путем. По своим основным характеристикам федеральная служба исполнения наказаний отличается тем, что она сопряжена с высокими требованиями к профессиональными психологическим качествам сотрудников, повышенной ответственностью за собственные действия, эмоциональным напряжением, морально-психологической и физической нагрузками, требующими особой подготовки и психологической устойчивости. В связи с этим, все более остро ощущается потребность в высококвалифицированных и профессионально успешных кадрах. Профессиональную деятельность сотрудников федеральной службы исполнения наказаний сопровождают стресс-факторы. К ним относятся
5 факторы опасности, внезапности, неопределенности, новизны средств и способов реализации деятельности в экстремальных условиях, увеличения темпов действий, а также фактор дефицита времени. Исходя из вышеперечисленных факторов, определяющих специфику федеральной службы исполнения наказаний, можно сказать, что она, по своей сути, является экстремальной. Кроме этого, экстремальный характер службы связан с постоянной готовностью и возможностью использования оружия, что оказывает негативное влияние на эмоциональное состояние работников, на качество социального взаимодействия, психическое и соматическое здоровье, их психологическую устойчивость и успешность профессиональной деятельности.
В связи с этим немаловажное значение имеют совершенствование адаптации персонала и его подготовленность. Переход на новую должность и тем более новое место работы ставит новые задачи не только для сотрудника, но и для организации. Актуальность выбранной темы заключается в том, что подготовка сотрудников к деятельности сложного, экстремального и неординарного характера ФКУ СИЗО – 1 ГУФСИН России по Красноярскому краю должна предполагать сопровождение вхождения в профессиональную деятельность адаптационными процессами. В ФКУ СИЗО – 1 ГУФСИН России по Красноярскому краю ведется работа по адаптации персонала, чтобы процесс адаптации проходил как можно мягче, в наиболее короткий срок, персонал организации недостаточно удовлетворен организацией профессиональной адаптации связанной с освоением профессиональных навыков и с пониманием специфики работы, что снижает производительность труда и эффективность работы персонала. Не у каждого наставника хватает времени поддерживать вновь поступившего сотрудника, в результате чего встречаются случаи, когда сотрудник сам находит пути разрешения ситуаций, с которыми он сталкивается в первый раз. На сегодняшний день в деятельности по
6 наставничеству существуют проблемы и необходимо найти пути их решения, чтобы работа наставников не была формальной, и опытные сотрудники были более заинтересованы в профессиональной подкованности вновь поступившего сотрудника. Таким образом, цель настоящей работы - исследовать теоретические основы и сложившуюся практику осуществления профессиональной адаптации персонала ФКУ СИЗО – 1 ГУФСИН России по Красноярскому краю разработать комплекс мероприятий по ее совершенствованию. Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач
1. Рассмотреть теоретические основы профессиональной адаптации персонала организации
2. Провести анализ системы профессиональной адаптации персонала в
«ФКУ СИЗО ГУФСИН России по Красноярскому краю.
3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы профессиональной адаптации персонала организации «ФКУ СИЗО
ГУФСИН России по Красноярскому краю. Объектом исследования является персонал государственного учреждения ФКУ СИЗО – 1 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Предмет исследования - профессиональная адаптация персонала в государственном учреждении ФКУ СИЗО – 1 ГУФСИН России по Красноярскому краю. В процессе исследования используются следующие методы анализ теоретического материала по исследуемой работе анализ документации организации сравнение, наблюдение анкетирование. При выполнении выпускной квалификационной работы изучались вопросы основы профессиональной адаптации персонала, где использовались труды таких авторов как Басенко В. П, Виханский ОС, Наумов АИ,
Дейнека А. В, Кибанов А.Я., Новиков ДА, Петровичев В. М, Радкевич А. П, Рогожин МЮ, Тебекин А. В, Шлендер П.Э. и многие другие
7 особенности адаптации персонала в государственном учреждении
ФСИН, мы изучали таких автор как Акатов КН, Бавсун И. Г, Барсуков Р.М. Винокуров С.А., Ахлюстин С.Б., Иванченко ОС, Никитин А.Е., Ковалевич И. А, Ковалевич ВТ, Пряжников НС, Пряжникова ЕЮ, Улдаринова
Л.М., Яновский В.В. и многие другие использование методов в профессиональной адаптации персонала в государственном учреждении ФСИН, позволило изучить труды авторов
Атаманчук Г. В, Камышников А.П., Махинин В.И., Плохих ИВ. и другие. Цели и задачи исследования определили его структуру. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
8
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Профессиональной адаптация персонала определение, этапы, технологии. Одним из основных результатов взаимодействия человека и организации по мнению ОС. Виханского и АИ. Наумова является то, что человек, анализируя и оценивая результаты своего труда в организации, вскрывая причины успехов и неуспехов во взаимодействии с организационным окружением, анализируя опыт и поведение своих коллег, задумываясь над советами и рекомендациями начальства и сослуживцев, делает для себя определенные выводы, которые в той или иной мере сказываются на его поведении, приводят к изменению его поведения с целью адаптации к организации с. Поскольку адаптация представляет собой достаточно сложное по своей сути явление, начнем с определения данного понятия. МЮ. Рогожин под адаптацией в общем смысле понимает процесс привыкания человека к условиям окружающей среды, поэтому адаптация человека (работника) к условиям нового рабочего места (места работы) представляется одним из самых сложных адаптационных явлений.[17;с.95] ДА. Новиков пишет в своей научной работе Методология управления, что адаптация - это приспособление к условиям существования и привыкание к ним в социальных системах - вид взаимодействия со средой, входе которого согласовываются требования и ожидания его участников.[16;с.68] Суть трудовой адаптации, в трудах А.А. Чекана Управление персоналом, заключается во взаимной приспособленности человека и окружающей среды.[29;с.68] МН. Крутцова определяет профессиональную адаптацию - как освоение новых профессиональных обязанностей, приобретение теоретических и практических знаний, особенностей работы в компании. Профессиональная адаптация проводится в форме наставничества
9 или тренингов и должна способствовать тому, чтобы сотрудник не снизил уровень своей профессиональной успешности. Более успешную адаптацию человека виной профессиональной среде обеспечивает высокий уровень универсальности профессиональных навыков, языка и объекта деятельности. Наименее выгодные условия для адаптации содержат профессии, где навыки, языки объект тесно связаны с одной определенной культурой, традицией или идеологией.[14;с.23] Сточки зрения МЮ. Рогожина, профессиональная адаптация персонала предприятия — это процесс привыкания его работников к условиям самостоятельного осуществления служебно-деловой деятельности реализации предоставленных им полномочий, специфика которых обусловлена, в свою очередь, условиями деятельности (функционирования) данного предприятия в целом. Закономерным итогом данного вида адаптации является профессионализация отдельных работников и персонала предприятия в целом.[17;с.95] Под профессиональным аспектом адаптации Н. В. Разнова и И. А.
Цветочкина понимают постепенную доработку трудовых способностей профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества) и формирование профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения работника к своей работе. Необходимость профессиональной адаптации обусловлена тем, что удовлетворенность трудом наступает только при достижении определенных результатов, которые невозможны без освоения сотрудником специфики работы на конкретном рабочем месте.[40;с.137] В результате исследований соавторов А.К. Лукиной, ОН.
Финогеновой, А.В. Чистохиной, О.Ю. Диваковой профессиональная адаптация представляет собой становление профессиональной адаптированности личности и имеет две стороны.
10
Во-первых, это овладение особенностями и свойствами конкретной профессии, приобретение самостоятельности, профессиональное самосовершенствование, выработка индивидуального стиля работы.
Во-вторых, это формальное знакомство работника с персоналом подразделения (организации, определение им структуры межличностного общения и включение в эту структуру, установление стабильных отношений с членами микрогруппы на основе общих симпатий, приспособление к групповым ценностям, неформальным нормами образцам поведения, достижение уровня эмоционального комфорта во взаимоотношениях с сотрудниками, те. формирование удовлетворенности от принадлежности к данной социальной организации.[37;с.50] По мнению В. П. Басенко, входе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда. Выделяют два направления адаптации первичная, те. приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений вторичная, те. приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например, при переходе в ранг руководителя с Выделяются следующие основные характеристики вторичной адаптации освоение новой трудовой деятельности происходит на базе предшествующего профессионального опыта в процессе продвижения специалиста по служебной лестнице социально-психологическая и организационная адаптация осуществляются значительно легче, так как он уже обладает навыками и умениями общения