Файл: Практическая работа. Организация взаимодействия специалистов по преодолению учебной неуспешности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа.
«Организация взаимодействия специалистов по преодолению учебной неуспешности»
1) Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению и «сохранением позиций» школьника.
Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.
Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению положительного отношения к учению. Они охотно принимают помощь учителей и товарищей.
Основная помощь ученикам этой группы должна заключаться в формировании приемов познавательной деятельности.
2) Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной «утрате позиций» школьника.
Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Но они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умение преодолевать трудности. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива.
Причиной низкой успеваемости учащихся является их внутренняя личностная позиция-нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно.
3) Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или полной «утрате позиций» школьника.
Для этого типа, как и для первого, характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность. Полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении учебного материала и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Для таких учащихся характерно отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу.
В.А. Сухомлинский отмечал, что умственное неравенство учащиеся осознают очень рано. Чтобы учебные неудачи не формировали у ученика низкую самооценку, чтобы он не чувствовал себя обделенным, надо найти другую сферу, где его способности будут проявлены в полной мере. Такой сферой, по его мнению, является нравственная, где возможности каждого человека безграничны и где каждый может стать великим и неповторимым. Современный английский психолог и педагог Р. Бёрнс подтверждает мысль В.А. Сухомлинского: «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку: было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки».
Таблица I.2.3.4 – Взаимодействие педагога с педагогом-психологом, с социальным педагогом по преодолению учебной неуспешности обучающегося
Типы неуспевающих | Направления профессиональной деятельности | Трудовые функции | Форма взаимодействия | |||
| ||||||
Подтип 1.1. | Педагог: | педагог: | — использование наглядно-действенного мышления в процессе обучения, делать опору на образцы, алгоритмы; — использование посильных заданий с поэтапным переходом на более сложные (создание ситуации успеха); - «дозирование» изучаемого материала, контроль усвоения, проговаривание учащимся изученного; — работа в парах при отработке знаний, дополнительные занятия, привлечение успевающих одноклассников, контроль со стороны родителей. | |||
| педагог-психолог: | педагог-психолог: | - психолог проводит диагностику слабоуспевающих учащихся по запросу учителя; - предоставляет учителю результаты диагностики; - составление плана работы на год и четверть на каждого обучающегося (совместно педагог-психолог и учитель); - психолог проводит индивидуальные консультации для учителя по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития; - посещает уроки с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации; - учитель привлекает психолога к подготовке уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей. - также совместно психолог и учитель проводят работу с родителями неуспевающих детей. | |||
| социальный педагог: | социальный педагог: | Первостепенное внимание при изучении неуспеваемости социальный педагог обращает на семью и положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Метод убеждения с помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации. | |||
Подтип 1.2. | педагог: | педагог: | — увеличение времени для обдумывания ответа у доски; — ссылка на аналогичное задание, выполненное ; — использование опорных слов, плана, схемы при изложении материала; — желателен письменный, а не устный ответ | |||
педагог-психолог: | педагог-психолог: | |||||
| социальный педагог: | социальный педагог: | Метод наблюдения именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. | |||
| ||||||
Подтип 2.1. | педагог: | педагог: | - создание ситуации успеха за счет творческих заданий на каждом этапе изучения материала; — индивидуализация домашнего задания; — «дозирование» изучаемого материала, контроль усвоения, проговаривание учащимся изученного; — связь учебной информации с жизненным опытом; | |||
социальный педагог: | социальный педагог: | |||||
| педагог-психолог: | педагог-психолог: | Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа “отлично”, “молодец”, “умница” и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. -Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. | |||
Подтип 2.2. | педагог: | педагог: | — решение проблемных ситуаций; — использование исследовательского подхода при изучении нового материала; — активное вовлечение во внеурочную деятельность | |||
педагог-психолог: | педагог-психолог: | |||||
| социальный педагог: | социальный педагог: | -Проводить беседы с каждым из учащихся, выяснить их проблемы в учебе и жизни. Принимать меры по оказанию посильной помощи. -Привлекать «трудных» учащихся к работе по профилактике правонарушений -Совместно с классными руководителями, руководителями кружков и секций провести работу по охвату «трудных» подростков ,детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот кружками, спортивными секциями и другими видами внеклассной работы | |||
| ||||||
Подтип 3.1. | педагог: | педагог: | — включение большого количества этапов урока, целеполагание и подведение итога на каждом этапе урока; — частая смена деятельности; — чередование устной и письменной форм работы; — использование наглядно-действенного мышления наряду со словесно-логическим при изучении нового материала (подкрепленного примерами); | |||
| педагог-психолог: | педагог-психолог: | помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний; развивать ответственность; поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку. | |||
Подтип 3.2. | педагог: | педагог: | - создание ситуации успеха за счет посильных заданий на каждом этапе изучения материала; — увеличение времени для обдумывания ответа у доски; — использование опорных слов, плана, схемы при изложении материала | |||
| педагог-психолог: | педагог-психолог: | -Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. -Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. -Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. - Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома. | |||
| социальный педагог: | социальный педагог: | Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями Принимать участие в подготовке и проведении классных часов и других внеклассных мероприятий по вопросам улучшения правовых знаний учащихся. |