Файл: Оценки (самооценки) профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций Омской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОДЕЛЬ
оценки (самооценки) профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций Омской области
на основе индикативного подхода
-
Введение
Модернизация системы образования, структурные и системные изменения в области повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности образовательных организаций, качества образования в целом изменили характер задач, на решение которых должна быть направлена деятельность руководителя образовательной организации. Современное общество предъявляет все больше требований к результатам образования, их практической значимости, что напрямую связано с эффективностью управления качеством образования, определяющей новый круг компетенций руководителя. Руководитель образовательной организации становится ключевой фигурой в системе образования, определяющей успешность и эффективность реализации происходящих изменений в российском образовании. От эффективности руководителя зависит направление, в соответствии с которым будет осуществляться деятельность образовательной организации, необходимый объем ресурсов, востребованный этим движением, механизмы развития педагогического коллектива, выстраивания продуктивных отношений с родителями и определение характеристик образовательного результата. Из этого следует, что эффективный руководитель современной школы решает главную задачу – обеспечивает опережающий характер образования: определяет задачи, которые являются важными сегодня и которые станут еще более важными завтра, и главное, умеет находить оптимальные пути их решения.
По результатам TALIS (Teaching and Learning International Survey) – первого международного исследования, посвященного анализу среды обучения, условий работы и оценке качества педагогического корпуса, в котором Россия принимает участие с 2013 года, практически все опрошенные директора прошли управленческую подготовку, но только третья часть из них осуществили ее до вступления в должность. Российские руководители школ, по сравнению с зарубежными коллегами, больше сосредоточены на административной работе и меньше времени уделяют работе с учителями, родителями и учениками. Несмотря на то, что в сравнении с другими странами российские школы лидируют по числу созданных управленческих команд и управляющих советов, директора склонны к авторитарному принятию решений, среди типов руководителей доминирует «авторитарный хозяйственник». Результаты проведения анкетирования по вопросам выявления стилей поведения (анкета А. Роу «Стили принятия управленческих решений») и работы с кадрами, управления образовательной организацией ситуация с директорским корпусом в системе образования Омской области отражает общероссийскую ситуацию по данному направлению. В этой связи становится актуальной задачей создание необходимой системы сопровождения формирования и развития руководителя нового типа, способного к изменению стилю руководства, изменениям в деятельности образовательной организации.
Данные материалы разработаны для проведения оценки (самооценки) профессиональных компетенций руководителя на основе индикативного подхода.
Модель оценки (далее – модель) разработана в соответствии с:
- Федеральным мониторингом оценки управленческих механизмов;
- Профессиональным стандартом «Руководитель образовательной организации» (проект, 2019 год);
- Региональным подпроектом «Лидерство в образовании».
Модель была разработана в рамках технического задания регионального инновационного комплекса в образовании «Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС», бренд «Школа индивидуальных перспектив руководителя образовательной организации» сотрудниками бюджетного образовательного учреждения Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области» совместно с руководителями, заместителями руководителей образовательных организаций Омской области. Материалы прошли внешнюю экспертизу сотрудниками Министерства образования Омской области и руководителями муниципальных органов управления образованием Омской области и рекомендованы для использования в регионе. Модель может использоваться органами управления образованием для осуществления внешней оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций. Также модель может являться инструментом самооценки развития профессиональных компетенций руководителя образовательной организации и стать основой для разработки индивидуальной программы профессионального развития руководителя.
-
Цели оценки
Целями оценки являются:
- содействие повышению качества управления образовательными организациями образования за счет развития профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
- создание и механизмы сопровождения профессионального развития руководителей образовательных организаций на региональном уровне и становления лидеров Омской школы.
-
Направления использования результатов оценки
Оценка может быть использована:
- в целях управления качеством образования, для формирования команды лидеров, осуществляющих перевод образовательной организации в эффективный режим развития;
- при составлении рейтингов эффективности руководителей образовательных организаций;
- для информирования граждан о реальных условиях и результатах осуществления управления образовательными организациями Омской области.
-
Принципы построения оценки
Оценка компетенций руководителя образовательной организации строится на основе следующих принципов:
- комплексность, подразумевающая создание устойчивых связей между всеми функциями сопровождения руководителей образовательных организаций;
- непрерывность как обеспечение возможности формального, неформального и информального образования для руководителей образовательных организаций;
- персонифицированность, заключенная в возможности получения руководителями профессиональной помощи с учетом конкретных затруднений на основе результатов оценки управленческих компетентностей;
- уровневость, характеризующаяся наличием специально организованного сопровождения профессионального развития руководителей образовательных организаций на муниципальном и региональном уровнях;
- открытость, связанная с информированием профессионального сообщества о состоянии и задачах профессионального развития руководителей образовательных организаций;
- интеграционность, понимаемая как сочетание лучших практик управления образовательными организациями с учетом использования современных технологий по работе с педагогическим коллективом.
-
Направления оценки
-
управление информацией; -
управление кадрами; -
управление ресурсами; -
управление процессами; -
управление результатами.
-
Расчет итоговых баллов по каждому направлению
Итоговую оценку не предполагается делать одномерной. Информация о деятельности руководителя образовательной организации группируется по нескольким направлениям и по каждому из направлений переводится в балл по пятнадцатибалльной шкале. Таким образом, каждый руководитель образовательной организации получает оценку, выраженную набором баллов, которую можно представить в виде диаграммы.
Каждому руководителю присваивается набор баллов: отдельный балл по каждому направлению из перечисленных выше, которые в совокупности описывают эффективность деятельности руководителя образовательной организации. Балл по направлению вычисляется как нормированная сумма перечисленных выше показателей с весомыми коэффициентами. В результате нормировки итоговый балл по каждому направлению принимает значения в интервале от 0 до 15.
-
Развитие модели оценки
Рассматриваемый набор значений может, с одной стороны, использоваться системой образования для выработки комплексных планов по развитию, например, включающих помощь конкретным руководителям по тем направлениям, по которым у этих руководителей достаточно низкие показатели, а с другой – давать информацию о конкретных руководителях для граждан.
Кроме того, необходимо отметить, что данная форма оценки допускает непрерывную модернизацию и уточнение, поскольку в рамках каждого из направлений могут добавляться и уточняться параметры, на основе которых формируется итоговый показатель.
-
Модель оценки (самооценки) профессиональных
компетенций руководителей общеобразовательных организаций на основе индикативного подхода
«1У» - Управление информацией
Позиция оценивания | Индикатор | Кол-во баллов | Самооценка | Оценка эксперта | Итог | ||||
1. Нормативное регулирование внутренних и внешних информационных потоков образовательной организации max – 1,5 | 1. Наличие в образовательной организации (далее – ОО) локальных нормативных актов, определяющие единые требования к оформлению внутренней документации (регламент, положения, рекомендации и др.) | Нет – 0 max – 0,5 | 0,5 | | | ||||
2. Наличие в ОО локальных актов, определяющие единые требования к оформлению внешней входящей и исходящей документации в соответствии с требованием ГОСТ от 01.07.2018 | Нет – 0 Да – 1 (соответствие 100 %) | 1 | | | |||||
2. Формирование внутреннего информационного пространства, эффективных каналов коммуникации и системы обмена информацией, включая документооборот max – 4 | 1. Наличие возможности у участников образовательных отношений получения документов образовательной организации в открытом доступе (образцы заявлений, заявок и др.):
| Нет – 0 max – 2 1 1 | 2 | | | ||||
2. Наличие в ОО способов оперативного получения и передачи информации в разных форматах:
| Нет – 0 max – 2 за каждую позицию 0,4 | 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 | | | |||||
3. Управление информационными коммуникациями в целях удовлетворения потребностей всех участников образовательного процесса max – 2,5 | 1.Наличие открытой и общедоступной информации на сайте ОО, содержащей информацию о деятельности учреждения:
| Нет – 0 max – 0,75 за каждую позицию 0,25 | 0,25 0,25 0,25 | | | ||||
2. Адресная и своевременная передача информации о деятельности учреждения:
| Нет – 0 max – 0,75 за каждую позицию 0,25 | 0,75 | | | |||||
3. Наличие и функционирование способов обратной связи для участников образовательных отношений о качестве предоставляемых услуг (обучающиеся, родители, педагоги):
| Нет – 0 max – 1 за каждую позицию 0,25 | 0,25 0 0,25 0 | | | |||||
4. Использование информационно- аналитических систем как инструмента управления max – 7 | 1. Использование аналитических материалов разного уровня для планирования деятельности образовательной организации и осуществления корректировки:
| Нет – 0 Да – 2 за каждую позицию 0,5 | 2 | | | ||||
2. Наличие единых требований (конструкторов, шаблонов) для сбора аналитической информации в организации | Нет – 0 Да – 1 | 0 | | | |||||
3. Участие руководителя в общественной деятельности (в т.ч. Региональные инновационные площадки – инновационные комплексы в образовании (далее – ИНКО), региональные проекты, ассоциации, Советы и др.):
| Нет – 0 max – 4 2 1,5 1 | 0 1,5 1 | | | |||||
Итого | 15 | 12 | | |
«2У» - Управление кадрами
Позиция оценивания | Индикатор | Кол-во баллов | Самооценка | Оценка эксперта | Итог | ||||
1. Организация эффективной кадровой политики, в т.ч. стимулирование max – 4,5 |
| Нет – 0 max – 0,5 0,1 0,2 0,1 0,1 | 0,1 0 0,1 0,1 | | | ||||
| Нет – 0 max – 0,5 0,1 0,2 0,1 0,1 | 0,1 0 0,1 0,1 | | | |||||
| Нет – 0 Да – 0,5 | 0 | | | |||||
(первая или высшая) | менее 90 % – 0 более 90 % – 0,5 | | | | |||||
5. Наличие банка лучших практик педагогов:
| Нет – 0; max – 0,5 0,1 0,4 (не менее 3 видов) | 0,1 | | | |||||
6. Деятельность руководителя по привлечению кадров в учреждение:
| Нет – 0 max –1 за каждую позицию 0,25 (от 24% – 0,25) | 0 0 0 0 | | | |||||
7. Наличие в положении об оплате труда раздела «Выплаты стимулирующего характера» с четкими критериями, демонстрирующие открытость распределения средств | Нет – 0 Да – 0,5 | 0,5 | | | |||||
8. Наличие в учреждении действующей комиссии по распределению стимулирующих выплат | Нет – 0 Да – 0,5 | 0,5 | | | |||||
2. Обеспечение развития кадрового потенциала max – 5 |
| менее 100 % – 0 100 % – 0,5 | 0,5 | | | ||||
2. Доля педагогов, прошедших добровольную независимую оценку квалификации | менее 30% – 0 30% и более – 0,5 | 0 | | | |||||
3. Доля педагогов, вовлеченных в национальную систему учительского роста | менее 40% – 0 40% и более – 0,5 | 0 | | | |||||
4. Наличие педагогов, включенных в разработку и реализацию проектов:
| Нет – 0; max – 1 0,4 0,3 0,2 0,1 | 0 0 0 0,1 | | | |||||
5. Наличие у образовательной организации статуса инновационной площадки, подтверждаемого сертификатом на текущий период
| Нет – 0; max – 1 0,4 0,2 0,2 0,1 0,1 | 0 0 0 0,1 0 | | | |||||
6. Доля педагогов – участников, призеров и победителей конкурсов профессионального мастерства педагогов за последние 3 года (муниципальный, региональный уровни) | до 15 % – 0,2 15 % и выше – 0,5 | 0 | | | |||||
7. Доля педагогов, имеющие ведомственные награды, почетные звания, ученые степени | 10 % и более – 0,5 менее 10% – 0 | 0 | | | |||||
8. Наличие в ОО функционирующих внутрикорпоративных форм взаимодействия педагогов (наличие продуктов деятельности):
| Нет – 0 max – 0,5 за каждую позицию 0,10 | 0 0 0 0 0,1 0,1 | | | |||||
3. Формирование и развитие структуры управления образовательной организацией, поддержка деятельности коллегиальных органов управления образовательной организацией max – 1,5 | 1. Наличие и реализация управленческого проекта по работе с молодыми специалистами, развитие института наставничества за последние 3 года | Нет – 0 Да – 0,5 | 0 | | | ||||
2. Наличие резерва управленческих кадров в учреждении | Нет – 0 Да – 0,5 | 0 | | | |||||
3. Наличие реализованных в образовательной организации управленческих проектов за последние 3 года | Нет – 0 Да – 0,5 | 0,5 | | | |||||
4. Создание административно-управленческой команды и делегирование полномочий max – 2,5 | 1. Наличие циклограммы работы управленческой команды | Нет – 0 Да – 0,5 | 0,5 | | | ||||
2. Наличие системы контрольных мероприятий по отслеживанию выполнения поручений | Нет – 0 Да – 0,5 | 0 | | | |||||
3. Все члены управленческой команды осуществляют экспертную функцию в ОО | менее 100 % – 0 100 % – 0,5 | 0 | | | |||||
4. Управленческая команда принимает управленческие решения по коррекции и улучшению качества образовательного процесса:
| Нет – 0 max – 1 0,2 0,3 0,5 (при наличии экспертного заключения) | 0,2 0,3 0 | | | |||||
5. Установление эффективных коммуникаций внутри трудового коллектива, управление конфликтами max – 1,5 | 1. Отсутствие жалоб на педагогических работников учреждения со стороны заказчиков образовательных услуг (родители, обучающиеся) | Нет – 0 Да – 0,25 | 0,25 | | | ||||
2. Доля педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в данной ОО более 10 лет | менее 80 % – 0 80 % – 0,5 | 0,5 | | | |||||
3. Наличие в организации образовательных событий по формированию внутренних традиций педагогического коллектива | Нет – 0 Да – 0,50,5 | | | | |||||
4. Отсутствие обоснованных жалоб, обращений работников учреждения в трудовую инспекцию и др. надзорные органы | Нет – 0 Да – 0,25 | 0,25 | | | |||||
Итого | 15 | 5,1 | | |