Файл: Оценки (самооценки) профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций Омской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОДЕЛЬ

оценки (самооценки) профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций Омской области

на основе индикативного подхода


  1. Введение

Модернизация системы образования, структурные и системные изменения в области повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности образовательных организаций, качества образования в целом изменили характер задач, на решение которых должна быть направлена деятельность руководителя образовательной организации. Современное общество предъявляет все больше требований к результатам образования, их практической значимости, что напрямую связано с эффективностью управления качеством образования, определяющей новый круг компетенций руководителя. Руководитель образовательной организации становится ключевой фигурой в системе образования, определяющей успешность и эффективность реализации происходящих изменений в российском образовании. От эффективности руководителя зависит направление, в соответствии с которым будет осуществляться деятельность образовательной организации, необходимый объем ресурсов, востребованный этим движением, механизмы развития педагогического коллектива, выстраивания продуктивных отношений с родителями и определение характеристик образовательного результата. Из этого следует, что эффективный руководитель современной школы решает главную задачу – обеспечивает опережающий характер образования: определяет задачи, которые являются важными сегодня и которые станут еще более важными завтра, и главное, умеет находить оптимальные пути их решения.

По результатам TALIS  (Teaching and Learning International Survey) – первого международного исследования, посвященного анализу среды обучения, условий работы и оценке качества педагогического корпуса, в котором Россия принимает участие с 2013 года, практически все опрошенные директора прошли управленческую подготовку, но только третья часть из них осуществили ее до вступления в должность. Российские руководители школ, по сравнению с зарубежными коллегами, больше сосредоточены на административной работе и меньше времени уделяют работе с учителями, родителями и учениками. Несмотря на то, что в сравнении с другими странами российские школы лидируют по числу созданных управленческих команд и управляющих советов, директора склонны к авторитарному принятию решений, среди типов руководителей доминирует «авторитарный хозяйственник». Результаты проведения анкетирования по вопросам выявления стилей поведения (анкета А. Роу «Стили принятия управленческих решений») и работы с кадрами, управления образовательной организацией ситуация с директорским корпусом в системе образования Омской области отражает общероссийскую ситуацию по данному направлению. В этой связи становится актуальной задачей создание необходимой системы сопровождения формирования и развития руководителя нового типа, способного к изменению стилю руководства, изменениям в деятельности образовательной организации.


Данные материалы разработаны для проведения оценки (самооценки) профессиональных компетенций руководителя на основе индикативного подхода.

Модель оценки (далее – модель) разработана в соответствии с:

- Федеральным мониторингом оценки управленческих механизмов;

- Профессиональным стандартом «Руководитель образовательной организации» (проект, 2019 год);

- Региональным подпроектом «Лидерство в образовании».

Модель была разработана в рамках технического задания регионального инновационного комплекса в образовании «Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС», бренд «Школа индивидуальных перспектив руководителя образовательной организации» сотрудниками бюджетного образовательного учреждения Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области» совместно с руководителями, заместителями руководителей образовательных организаций Омской области. Материалы прошли внешнюю экспертизу сотрудниками Министерства образования Омской области и руководителями муниципальных органов управления образованием Омской области и рекомендованы для использования в регионе. Модель может использоваться органами управления образованием для осуществления внешней оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций. Также модель может являться инструментом самооценки развития профессиональных компетенций руководителя образовательной организации и стать основой для разработки индивидуальной программы профессионального развития руководителя.

  1. Цели оценки

Целями оценки являются:

- содействие повышению качества управления образовательными организациями образования за счет развития профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;

- создание и механизмы сопровождения профессионального развития руководителей образовательных организаций на региональном уровне и становления лидеров Омской школы.

  1. Направления использования результатов оценки

Оценка может быть использована:

- в целях управления качеством образования, для формирования команды лидеров, осуществляющих перевод образовательной организации в эффективный режим развития;



- при составлении рейтингов эффективности руководителей образовательных организаций;

- для информирования граждан о реальных условиях и результатах осуществления управления образовательными организациями Омской области.

  1. Принципы построения оценки

Оценка компетенций руководителя образовательной организации строится на основе следующих принципов:

- комплексность, подразумевающая создание устойчивых связей между всеми функциями сопровождения руководителей образовательных организаций;

- непрерывность как обеспечение возможности формального, неформального и информального образования для руководителей образовательных организаций;

- персонифицированность, заключенная в возможности получения руководителями профессиональной помощи с учетом конкретных затруднений на основе результатов оценки управленческих компетентностей;

- уровневость, характеризующаяся наличием специально организованного сопровождения профессионального развития руководителей образовательных организаций на муниципальном и региональном уровнях;

- открытость, связанная с информированием профессионального сообщества о состоянии и задачах профессионального развития руководителей образовательных организаций;

- интеграционность, понимаемая как сочетание лучших практик управления образовательными организациями с учетом использования современных технологий по работе с педагогическим коллективом.

  1. Направления оценки

  1. управление информацией;

  2. управление кадрами;

  3. управление ресурсами;

  4. управление процессами;

  5. управление результатами.

  1. Расчет итоговых баллов по каждому направлению

Итоговую оценку не предполагается делать одномерной. Информация о деятельности руководителя образовательной организации группируется по нескольким направлениям и по каждому из направлений переводится в балл по пятнадцатибалльной шкале. Таким образом, каждый руководитель образовательной организации получает оценку, выраженную набором баллов, которую можно представить в виде диаграммы.

Каждому руководителю присваивается набор баллов: отдельный балл по каждому направлению из перечисленных выше, которые в совокупности описывают эффективность деятельности руководителя образовательной организации. Балл по направлению вычисляется как нормированная сумма перечисленных выше показателей с весомыми коэффициентами. В результате нормировки итоговый балл по каждому направлению принимает значения в интервале от 0 до 15.


  1. Развитие модели оценки

Рассматриваемый набор значений может, с одной стороны, использоваться системой образования для выработки комплексных планов по развитию, например, включающих помощь конкретным руководителям по тем направлениям, по которым у этих руководителей достаточно низкие показатели, а с другой – давать информацию о конкретных руководителях для граждан.

Кроме того, необходимо отметить, что данная форма оценки допускает непрерывную модернизацию и уточнение, поскольку в рамках каждого из направлений могут добавляться и уточняться параметры, на основе которых формируется итоговый показатель.

  1. Модель оценки (самооценки) профессиональных

компетенций руководителей общеобразовательных организаций на основе индикативного подхода

«1У» - Управление информацией

Позиция оценивания

Индикатор

Кол-во баллов

Самооценка

Оценка эксперта

Итог

1. Нормативное регулирование внутренних и внешних информационных потоков образовательной организации

max – 1,5

1. Наличие в образовательной организации (далее – ОО) локальных нормативных актов, определяющие единые требования к оформлению внутренней документации (регламент, положения, рекомендации и др.)

Нет – 0

max – 0,5


0,5







2. Наличие в ОО локальных актов, определяющие единые требования к оформлению внешней входящей и исходящей документации в соответствии с требованием ГОСТ от 01.07.2018

Нет – 0

Да – 1 (соответствие
100 %)


1







2. Формирование внутреннего информационного пространства, эффективных каналов коммуникации и системы обмена информацией, включая документооборот

max – 4


1. Наличие возможности у участников образовательных отношений получения документов образовательной организации в открытом доступе (образцы заявлений, заявок и др.):

  • педагогических работников;

  • родителей (законных представителей)

Нет – 0

max – 2
1

1

2







2. Наличие в ОО способов оперативного получения и передачи информации в разных форматах:

  • печатные издания;

  • стенды (в т.ч. электронные стенды);

  • внутренняя локальная сеть;

  • внутренний чат;

  • электронные журналы

Нет – 0

max2

за каждую позицию 0,4


0,4

0,4

0,4

0,4

0,4







3. Управление информационными коммуникациями в целях удовлетворения потребностей всех участников образовательного процесса

max – 2,5


1.Наличие открытой и общедоступной информации на сайте ОО, содержащей информацию о деятельности учреждения:

  • для обучающихся;

  • для педагогов;

  • для родителей

Нет – 0

max – 0,75

за каждую позицию 0,25

0,25

0,25

0,25







2. Адресная и своевременная передача информации о деятельности учреждения:

  • для обучающихся;

  • для педагогов;

  • для родителей

Нет – 0

max – 0,75

за каждую позицию 0,25

0,75







3. Наличие и функционирование способов обратной связи для участников образовательных отношений о качестве предоставляемых услуг (обучающиеся, родители, педагоги):

  • сайт;

  • горячая линия;

  • дневник.ру;

  • форум

Нет – 0

max – 1

за каждую позицию 0,25



0,25

0

0,25

0







4. Использование информационно- аналитических систем как инструмента управления

max – 7

1. Использование аналитических материалов разного уровня для планирования деятельности образовательной организации и осуществления корректировки:

  • материалы федерального уровня;

  • материалы регионального уровня;

  • материалы муниципального уровня;

  • материалы образовательной организации

Нет – 0

Да – 2

за каждую позицию 0,5


2







2. Наличие единых требований (конструкторов, шаблонов) для сбора аналитической информации в организации

Нет – 0

Да – 1

0







3. Участие руководителя в общественной деятельности (в т.ч. Региональные инновационные площадки – инновационные комплексы в образовании (далее – ИНКО), региональные проекты, ассоциации, Советы и др.):

  • на федеральном уровне;

  • на региональном уровне;

  • на муниципальном уровне

Нет 0

max – 4
2

1,5

1

0

1,5

1







Итого

15

12








«2У» - Управление кадрами

Позиция оценивания

Индикатор

Кол-во баллов

Самооценка

Оценка эксперта

Итог

1. Организация эффективной кадровой политики, в т.ч. стимулирование

max – 4,5

  1. Уровень квалификации руководителя учреждения соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (проект, 2019 год):

  • высшее образование (специалитет/магистратура);

  • профессиональная переподготовка в сфере управления;

  • дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года;

  • не менее 5 лет стажа на педагогических должностях

Нет – 0

max – 0,5
0,1

0,2

0,1
0,1

0,1

0

0,1

0,1







  1. Уровень квалификации управленческой команды учреждения (заместители директора) соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (проект, 2019 год):

  • высшее образование (специалитет/магистратура);

  • профессиональная переподготовка в сфере управления;

  • дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года;

  • не менее 5 лет стажа на педагогических должностях

Нет – 0

max – 0,5

0,1

0,2

0,1
0,1

0,1

0

0,1

0,1







  1. Укомплектованность учреждения кадрами (отсутствие вакантных должностей)

Нет – 0

Да – 0,5

0







  1. Доля педагогов, имеющих квалификационную категорию

(первая или высшая)

менее 90 % – 0

более 90 % – 0,5










5. Наличие банка лучших практик педагогов:

  • видеоматериалы;

  • описанные практики

Нет – 0; max0,5

0,1

0,4 (не менее 3 видов)

0,1







6. Деятельность руководителя по привлечению кадров в учреждение:

  • наличие договоров с учреждениями высшего образования;

  • наличие договоров с учреждениями профессионального образования;

  • организация профориентационной работы по педагогическим специальностям, в том числе наличие педагогического класса;

  • наличие молодых специалистов в возрасте до 35 лет

Нет – 0

max –1

за каждую позицию 0,25

(от 24% – 0,25)

0

0

0

0







7. Наличие в положении об оплате труда раздела «Выплаты стимулирующего характера» с четкими критериями, демонстрирующие открытость распределения средств

Нет – 0

Да – 0,5


0,5







8. Наличие в учреждении действующей комиссии по распределению стимулирующих выплат

Нет – 0

Да – 0,5

0,5







2. Обеспечение развития кадрового потенциала

max – 5

  1. Наличие индивидуальных программ профессионального развития у педагогов и руководителей образовательных организаций

менее 100 % – 0

100 % – 0,5

0,5







2. Доля педагогов, прошедших добровольную независимую оценку квалификации

менее 30% – 0

30% и более – 0,5

0







3. Доля педагогов, вовлеченных в национальную систему учительского роста

менее 40% – 0

40% и более – 0,5

0







4. Наличие педагогов, включенных в разработку и реализацию проектов:

  • Международного/Федерального уровней

  • Межрегионального/Регионального уровней

  • Межмуниципального /Муниципального уровней

  • Уровеня образовательной организации

Нет – 0; max – 1
0,4

0,3

0,2

0,1

0

0

0

0,1







5. Наличие у образовательной организации статуса инновационной площадки, подтверждаемого сертификатом на текущий период

  • Федеральная инновационная площадка (далее – ФИП)

  • Стажировочная площадка ИНКО;

  • Консультационный центр ИНКО;

  • Участник ИНКО;

  • Муниципальная площадка

Нет – 0; max – 1
0,4

0,2

0,2

0,1

0,1

0

0

0

0,1

0







6. Доля педагогов – участников, призеров и победителей конкурсов профессионального мастерства педагогов за последние 3 года (муниципальный, региональный уровни)

до 15 % – 0,2

15 % и выше – 0,5

0







7. Доля педагогов, имеющие ведомственные награды, почетные звания, ученые степени

10 % и более – 0,5

менее 10% – 0

0







8. Наличие в ОО функционирующих внутрикорпоративных форм взаимодействия педагогов (наличие продуктов деятельности):

  • внутриучрежденческие стажировки;

  • творческие/рабочие группы;

  • наставничество;

  • ассоциации педагогов;

  • методические объединения педагогов, годичные команды

Нет – 0

max – 0,5

за каждую позицию 0,10


0

0

0

0

0,1

0,1








3. Формирование и развитие структуры управления образовательной организацией, поддержка деятельности коллегиальных органов управления образовательной организацией

max – 1,5

1. Наличие и реализация управленческого проекта по работе с молодыми специалистами, развитие института наставничества за последние 3 года

Нет – 0

Да – 0,5

0







2. Наличие резерва управленческих кадров в учреждении

Нет – 0

Да – 0,5

0







3. Наличие реализованных в образовательной организации управленческих проектов за последние 3 года

Нет – 0

Да – 0,5


0,5







4. Создание административно-управленческой команды и делегирование полномочий

max – 2,5


1. Наличие циклограммы работы управленческой команды

Нет – 0

Да – 0,5

0,5







2. Наличие системы контрольных мероприятий по отслеживанию выполнения поручений

Нет – 0

Да – 0,5

0







3. Все члены управленческой команды осуществляют экспертную функцию в ОО

менее 100 % – 0

100 % – 0,5

0







4. Управленческая команда принимает управленческие решения по коррекции и улучшению качества образовательного процесса:

  • на основе результатов внешней экспертизы;

  • на основе результатов внутренней экспертизы;

  • по результатам мониторинговых исследований различного уровня

Нет – 0

max – 1

0,2

0,3

0,5

(при наличии экспертного заключения)

0,2

0,3

0







5. Установление эффективных коммуникаций внутри трудового коллектива, управление конфликтами

max – 1,5

1. Отсутствие жалоб на педагогических работников учреждения со стороны заказчиков образовательных услуг (родители, обучающиеся)

Нет – 0

Да – 0,25

0,25







2. Доля педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в данной ОО более 10 лет

менее 80 % – 0

80 % – 0,5

0,5







3. Наличие в организации образовательных событий по формированию внутренних традиций педагогического коллектива

Нет – 0

Да – 0,50,5










4. Отсутствие обоснованных жалоб, обращений работников учреждения в трудовую инспекцию и др. надзорные органы

Нет – 0

Да – 0,25

0,25







Итого

15

5,1