Файл: «Отличительные черты систем поддержки принятия решений»(Актуальность применения систем поддержки принятия решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По взаимодействию с пользователем выделяют три вида СППР:

  • Пассивные помогают в процессе принятия решений, но не могут выдвинуть конкретного предложения;
  • Активные непосредственно участвуют в разработке правильного решения;
  • Кооперативные, которые предполагают взаимодействие СППР с пользователем. Выдвинутое системой предложение пользователь может доработать, усовершенствовать, а затем отправить обратно в систему для проверки. После этого предложение снова предлагается пользователю, и так до тех пор, пока он не примет решение.

По способу поддержки различают [2]:

  • СППР, ориентированные на модели, использующие в работе доступ к статистическим, финансовым или иным моделям;
  • СППР, ориентированные на коммуникации, поддерживающие работу двух и более пользователей;
  • СППР, ориентированные на данные, имеющие доступ к временным рядам организации.
  • СППР, ориентированные на документы, манипулирующие неструктурированной информацией, хранящейся в различных электронных форматах;
  • СППР, ориентированные на знания, предоставляющие специализированные решения проблем.

СППР отличаются своими целями и назначением, предметными областями, функциональной ориентацией и тому подобное. Поэтому для того, чтобы внести большую ясность в само понятие СППР необходимо в полной мере унифицировать подходы к разработке СППР и их использованию, определить направления научно-исследовательских работ в этой области, провести работы по классификации этих систем на основе наиболее существенных различий. Заметим, что освещенные ранее характеристики СППР объединяют общие черты существующих систем или их перспективные разработки.

Систематику СППР можно разрабатывать для различных функциональных областей (маркетинг, планирование, управление финансами, инвестиции и т. д.), в которых предоставляется поддержка ПР, для периодов управления (тактический, операционный, стратегический) на соответствующих уровнях управления (предприятие, филиал, цех , участок, бригада, рабочее место) и другие. Анализ существующих точек зрения на разработку и применение компьютерных СППР, на способы получения, представления и структурирования информации, на специфические различия СППР от других типов информационных систем позволяет выделить для классификации СППР ряд признаков-подходов для разбиения на классификационные группировки.

Классификация на основе меры поддержки принятия решений. С конца 70-х годов XX в. разрабатывалась классификация СППР, в которой различия между элементами выделялись в зависимости от степени поддержки (меры прямого воздействия) управленческих решений и характера выполняемых действий. На основе эмпирических исследований более 50 различных СППР, проведенных Альтером в 1980 г., было выделено два типа систем:


- системы, ориентированные на данные, которые просто проводят выборку информации;

- системы, ориентированные на модели, знания, которых действительно позволяют принимать решения.

В свою очередь эти группы систем подразделяются на отдельные виды систем:

- системы накопления файлов, которые обеспечивают доступ элементов данных (и напоминают обычные административные информационные системы);

- системы анализа данных, которые обеспечивают доступ к базам данных и элементарным базам моделей и позволяют проводить манипуляцию, данными, используя специально разработанные средства общего пользования;

- расчетные системы, позволяющие проводить определение последствий плановых действий на основе вычислительных процедур;

- репрезентативные (образные) системы, которые генерируют оценки последствий действий на основе частично определенных имитационных моделей;

- оптимизационные системы, обеспечивающие выбор направлений действий путем идентификации оптимальных решений, совместимых с набором ограничений;

- рекомендательные системы, которые производят конкретные рекомендуемые решения для слабоструктурированных задач.

СППР анализа данных используются для анализа файлов текущих данных. Специализированные системы анализа фокусируются на множестве конкретных требований к анализу и четко очерченных задач. Пользователи имеют возможность манипулировать данными и получать протоколы анализа. Системы анализа данных объединяют интерфейс с СУБД, а в некоторых случаях и с элементарной базой моделей.

Системы анализа информации предоставляют пользователям информацию путем использования ряда БД, ориентированных на ПР, и простые модели. В общем СППР этого типа объединяют выходы системы обработки данных, ориентированные на обслуживание запросов пользователей с данными от внешних источников информации.

Расчетные системы используют определенные связи формулы для вычисления последствий определенных действий. Расчетные системы считаются минимально определенными, когда соотношение и факторы, используемые для ведения учета на предприятии (фирме) являются достаточно точными. Поэтому расчетные (бухгалтерские) результаты в общем случае являются точными и надежными.

По сфере использования выделяют общесистемные (корпоративные) и настольные СППР.

Корпоративные работают с большими хранилищами данных (ХД) и применяются многими пользователями. Настольные (прикладные) являются небольшими системами и подходят для управления персональным компьютером для одного пользователя.


СППР можно, в зависимости от данных, с которыми они работают, разделить на оперативные, предназначенные для немедленного реагирования на текущую ситуацию, и стратегические, основанные на анализе большого количества информации из различных источников с привлечением сведений, содержащихся в системах, которые аккумулируют опыт решения проблем.

СППР первого типа получили название административные (исполнительные) информационные системы (Executive Information Systems, АИС). По сути - это конечные наборы отчетов, построенные на основании данных с транзакциями информационной системы предприятия или OLTP-системы, и в идеале адекватно отражают в режиме реального времени все аспекты производственного цикла предприятия. Для АИС характерны следующие основные признаки:

  • Отчеты, как правило, основываются на стандартных для организации запросах; количество последних сравнительно небольшое;
  • АИС представляет отчеты в максимально удобном виде, включающем, наряду с таблицами, деловую графику, мультимедийные возможности и тому подобное;
  • Как правило, АИС ориентированы на конкретный вертикальный рынок, например, финансы, маркетинг, управление ресурсами.

СППР второго типа предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать при принятии решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных подсказывают менеджерскому составу выводы и придают системе признаки искусственного интеллекта. Такие системы создаются только в том случае, если структура бизнеса уже достаточно определена и является основанием для обобщения и анализа не только данных, но и процессов их обработки.

Если АИС есть не что иное, как развитие системы оперативного управления производственными процессами, то СППР в современном понимании - это механизм развития бизнеса, который включает в себя некоторую часть управляющей информационной системы, обширную систему внешних связей предприятия, а также технологические и маркетинговые процессы развития производства.

Особый класс систем стратегического управления и поддержки принятия решений - системы, позволяющие осуществлять динамическое моделирование процессов. При использовании методов динамического моделирования деятельности компании описываются в виде математической модели, в которой все бизнес-задачи и процессы подаются как система взаимосвязанных вычислительных показателей.


Современные диалоговые системы принятия и поддержки решений той или иной степени реализуют этапы процесса принятия решений, причем их архитектуру целесообразно рассматривать, выделяя такие уровни: цели, постановки задач, процедуры, формальные модели, алгоритмические, программные ресурсы.

В рамках информационного подхода СППР причисляют к классу автоматизированных информационных систем, основное назначение которых - улучшить деятельность человека путем применения информационных технологий (ИТ).

  1. Отличительные концепции систем поддержки принятия решений

Руководство крупных предприятий, организаций, компаний и т.д. постоянно нуждаются в достоверной информации по различным аспектам бизнес-процессов для поддержки принятия решений. От полученной информации зависит качество управления, эффективность планирования деятельности, выживание в условиях жесткой конкурентной борьбы. При этом критически важным является наглядность форм представления информации, оперативность получения различных видов отчетности, возможность анализа текущих и исторических данных. Как было отмечено в первом разделе, системы, обеспечивающие такие возможности, известные под названием - системы поддержки принятия решений (СППР).

СППР состоят из двух компонентов: хранилища данных и аналитических средств. Хранилище данных предоставляет единую среду хранения корпоративных данных, организованных в структурах, оптимизированных для выполнения аналитических операций. Аналитические средства позволяют конечному пользователю, не имеющему специальных знаний в информационных технологиях, осуществлять навигацию и представление данных в терминах предметных. Для пользователей различной квалификации СППР располагают различные типы интерфейсов доступа к своим сервисам.

2.1 Способы аналитической обработки данных

Для того, чтобы имеющиеся хранилища данных способствовали принятию управленческих решений, информация должна быть представлена ​​аналитику в соответствующей форме, то есть он должен иметь развитые инструменты доступа к данным хранилища и их обработки.

Очень часто СППР, рассчитанные на непосредственное использование лицами, принимающими решения, оказываются чрезвычайно простыми в применении, но строго ограниченными в функциональности. Они содержат определенные множества запросов и достаточные для повседневного обзора, неспособные ответить на все вопросы с имеющимися данными, которые могут возникнуть в процессе принятия решений. Результатом работы такой системы, как правило, являются объемные отчеты, после тщательного изучения, которых у аналитика возникает новая серия вопросов. Однако, каждый новый запрос, не предусмотренный при проектировании такой системы, должен быть сначала формально описан, закодирован программистом, и только потом выполнен. Информационный интервал в таком случае может составлять часы и дни, что не всегда приемлемо. Таким образом, внешняя простота статических СППР, к которой стремится большинство заказчиков информационно-аналитических систем, оборачивается катастрофической потерей гибкости.


Динамические СППР, напротив, ориентированы на обработку нерегламентированных (ad hoc) запросов аналитиков к данным. Работа аналитиков с этими системами заключается в интерактивной последовательности формирования запросов и изучении результатов. Но динамические СППР могут действовать не только в оперативной аналитической обработке (OLAP), поддержка принятия управленческих решений на основании накопленных данных может выполняться в трех базовых сферах [10, 11].

1. Сфера детализированных данных. Это сфера действия большинства систем, направленных на поиск информации. Как правило, реляционные СУБД отлично справляются с проблемами, которые здесь возникают. Общепризнанным стандартом языка манипулирования реляционными данными является SQL. Информационно-поисковые системы, обеспечивающие интерфейс конечного пользователя в задачах поиска детализированной информации, могут использоваться как надстройки и над отдельными базами данных транзакционных систем, и над общим хранилищем данных.

2. Сфера агрегированных показателей. Комплексный взгляд на собранную в хранилище данных информацию, ее обобщение и агрегация, гиперкубическое представление и многомерный анализ являются задачами систем оперативной аналитической обработки данных (OLAP) [12, 13]. Здесь можно или ориентироваться на специальные многомерные СУБД [14], или оставаться в рамках реляционных технологий. В последнем случае заранее агрегированные данные могут собираться в БД звездообразного вида, или агрегация информации может происходить на лету в процессе сканирования детализированных таблиц реляционной БД.

Рассмотрим методы он-лайн обработки информации в современных системах поддержки принятия решений.

Онлайновая аналитическая обработка информации позволяет получать данные из баз и хранилищ данных, обрабатывать их по математическим алгоритмам и представлять результаты в виде аналитических отчетов.

Существуют три основных метода онлайн обработки информации (OLAP), которыми регулярно пользуются аналитики, к ним относятся:

● Метод разбиения на сегменты;

● Метод обращения;

● Метод консолидации и детализации.

Метод разбиения на сегменты определяется как стратегия разбивки на элементы, визуализацию и осмысления данных полученных из баз данных. Пользователь системы поддержки принятия решений разбивает большой массив данных на сегменты, которые затем разбиваются на небольшие частицы. Процесс повторяется до тех пор, пока мы не получим уровень детализации необходимый для анализа.