Файл: Органы государственного управления (Сущность принципа разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст.2750.

  1. Статья 21 Закона о Правительстве Российской Федерации определяет компетенцию Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений.
  2. Правительство Российской Федерации объединяет и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, образует правительственные и межведомственные комиссии для подготовки и решения вопросов, отнесенных к компетенции Правительства.

Правительство утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную штатную численность их аппарата и размер ассигнований из федерального бюджета на его содержание.

Так, например, положение о Министерстве культуры Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 406 «О Министерстве культуры Российской Федерации» 1. В соответствии с ним, Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко- культурного наследия, кинематографии, архивного хранения, об авторском праве и смежных прав и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографий, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав) и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области культуры и кинематографии.

݀

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 901 утверждено "Положение о Федеральном агентстве по туризму"2.Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 31. Ст.4758.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 2. Ст.159.

власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере туризма.

Федеральное агентство по туризму на основании и в порядке, установленными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, а также реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, осуществляет формирование и ведение единого Федерального реестра туроператоров 1.


  1. Важное значение имеют полномочия Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти страны в его отношениях с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). В пределах своих полномочий, вытекающих из разделения предметов ведения России и ее субъектов, осуществляемого на базе ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации, а также руководствуясь ч.1 ст. 77 Конституции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в определенной мере должно направлять и координировать деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В ст. 43 Закона о Правительстве Российской Федерации указано, что Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но предметам совместного ведения в сфере исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Координационная функция Правительства Российской Федерации не означает прямой подчиненности Правительству Российской Федерации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в пределах своих

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 2. Ст.159.

полномочий действуют самостоятельно. В этой связи Закон подчеркивает цель координации — обеспечить сочетание интересов субъектов Российской Федерации и Российской Федерации как единого федеративного государства.1

Минфину России, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, до 1 марта 2017 года обеспечить заключение соглашений о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №1506 «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений».


Минфину России до 1 февраля 2017 года направить органам государственной власти субъектов Российской Федерации разъяснения о применении положений постановления.

Минфину России , Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти дополнительно рассмотреть предложения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, в том числе вопросы:

1 Мархгейм М. В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2003. С. 39.

1 О решениях по итогам совещания о мерах по обеспечению сбалансированности региональных и местных бюджетов в 2017–2019 годах [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти [сайт]. – URL: http://government.ru/orders/selection/401/26010/ (дата обращения: 3.01.2017)

  • об ограничении объёма государственных гарантий субъектов Российской Федерации;
  • об исключении избыточной детализации обязательств, предусматриваемых в соглашениях о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации целевых межбюджетных трансфертов;
  • о продолжении работы по погашению долговых обязательств субъектов Российской Федерации по коммерческим кредитам за счёт бюджетных кредитов из федерального бюджета;
  • об организации работы с муниципальными образованиями по достижению показателей экономического развития субъекта Российской Федерации в рамках исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

О результатах рассмотрения доложить в Правительство Российской Федерации.

Минфину России совместно со Счётной палатой Российской Федерации организовать мониторинг реализации соглашений, обратив особое внимание на решение вопросов:

  • о применении статистического показателя по увеличению доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения;
  • об установлении расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесённых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • о синхронизации разрабатываемых высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации программ оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации на 2017–2019 годы, включающих мероприятия по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на государственное управление, а также численности работников бюджетной сферы с планами мероприятий («дорожными картами») по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы, в том числе

установление запрета на увеличение численности государственных служащих, содействие установлению муниципальными образованиями запрета на увеличение численности муниципальных служащих.

О результатах мониторинга до 1 сентября 2017 года доложить в Правительство Российской Федерации при необходимости с предложениями об уточнении условий соглашений на 2018 год.

Минфину России Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 февраля 2017 года внести в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в бюджетное законодательство, регулирующее вопросы предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предусмотрев, что субсидии распределяются между бюджетами субъектов Российской Федерации исходя из потребности в развитии отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации, а также уровня расчётной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, имея в виду, что на конкурсной основе подлежат распределению исключительно субсидии в виде грантов субъектам Российской Федерации, достигшим наивысшие показатели развития соответствующих отраслей экономики и социальной сферы.

Федеральным органам исполнительной власти:

  • до 17 января 2017 года внести в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации о распределении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, в случае если распределение субсидий не утверждено приложениями к Федеральному закону от 19 декабря 2016 года

№415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», имея в виду, что распределение субсидий должно быть утверждено Правительством Российской Федерации до 1 февраля 2017 года;

  • до 20 января 2017 года опубликовать на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети

«Интернет» проекты соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

- до 1 марта 2017 года заключить соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации) обратить особое внимание на необходимость сохранения мер поддержки семей в связи с рождением детей1.

Закон о Правительстве Российской Федерации определяет взаимные


обязанности Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации связывать свои интересы и позиции в процессе регулирования отношений в сфере предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Установлено, что Правительство Российской Федерации направляет в представительные и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения, а предложения указанных органов подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации. С другой стороны, представительные и высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации вправе вносить в Правительство Российской Федерации предложения по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения России и ее субъектов. В этом случае Правительство обязано в срок не более одного месяца рассматривать такие предложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной выпускной квалификационной работе, была предпринята попытка проведения анализа основных теоретических и практических характеристик конституционного принципа разделения властей и особенностей его реализации в Российской Федерации.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.