Файл: Рассказа антона павловича чехова человек в футляре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К
«Нет,
больше
жить так невозможно! -таков рецепт г.Чехова современному читателю.

Е.А.Ляцкий:
ОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА
АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА
«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»


Подольская Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Экономический лицей» ВКО г.Семей







вопросы по произведению

о т в е т ы

1

Кто рассказ нам историю о жизни Беликова

Учитель гимназии Буркин

2

Кем по профессии был Беликов

Учитель греческого языка в гимназии села Мироносицкого

3

Чем был приметен и замечателен Беликов?


«что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх»

4

Чем для Беликова являлись древние языки?

«древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик»

5

Почему Беликов хвалил только прошлое?

«Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

6

Что всегда произносил Беликов, когда в городе что-нибудь разрешалось?

Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.


7







8

Что Беликов считал товарищескою обязанностью?

«ходить по квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами»

9

Что произошло в городе за 10-15 лет под влиянием поведения Беликова?

В городе стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте…

10

Какая обстановка была в доме у Беликова?

И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и - ах, как бы чего не вышло!...

11

Как выглядела спальня Беликова?

была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. (Ф.М. Достоевский. Комната у Раскольникова)

12

Почему Беликов боялся спать по ночам?

И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны

13

Кому пришла в голову мысль поженить Беликова и Вареньку?

Директорши гимназии

14

Сколько было лет на момент знакомства Беликову и Вареньки?

Ему давно уже за сорок, а ей тридцать

15

Как подействовало на Беликова решение жениться?

«решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр».

16

Какая была подпись под карикатурой на Беликова и Вареньку?

«влюбленный антропос»

17

Откуда жителям города стало известно про карикатуру на Беликова?

все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, — все получили по экземпляру

18

Что думал Беликов, когда упал и катился по лестнице в подъезде дома Вареньки?

как бы чего не вышло

19

Что было странного во время похорон Беликова?

во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами.

20

Что показалось рассказчику, когда Беликов уже лежал в гробу?

…когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!

21

Что дает человека даже маленький намек на свободу?

даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья

22

Что «оставил» в наследство Беликов городу?

Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!

23

После какого эпизода Беликов, «вернувшись домой, лег и больше не вставал»?

Когда Варенька рассмеялась, видя, как он падает с лестницы

24

Зачем А.П. Чехов в свой рассказ вводит лирическое отступление?




25

Как называется сборник, в который входит рассказ «Человек в футляре»?

«Маленькая трилогия»

26

В каком году был написан рассказ А.П. Чехова?

В мае-июне 1898 года














Н. Кончесвкая в письме Антону Павловичу подметила:

«вся Россия показалась мне в футляре. Дайте же нам что-нибудь

такое, в чем была бы хоть одна светлая точка и что хоть

сколько-нибудь ободряло бы и примиряло с жизнью».


Год написания – в мае-июне 1898г., конец ХIХ века
Направление – реализм

Социальные проблемы общества, описанные автором, относят этот рассказ к реализму, детально воспроизводящему события и характеристики героев.
Жанр – рассказ; трагикомедия футлярной жизни; сатирическое направление

В лице Беликова, писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающих в собственном, никому не нужном, мирке

Композиция – рассказ в рассказе (рассказ Буркина о жизни Беликова); рассказ написан доступным для понимания языком, он разделен на небольшие смысловые эпизоды, в которых ярко выражена основная мысль.
Идея - автор призывает освободиться от тесного, душного футляра и начать жить, начать дышать полной грудью.
Тема – главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, обособленность человека;его замкнутость в собственную скорлупу; тема одиночества; апатии к жизни; тема любви.

Тематика рассказа «Человек в футляре» многогранна и актуальна в современном мире:

  1. Главная тема, которую Чехов изображает в рассказе «Человек в футляре» – это социопатия, иными словами отказ от какого-либо взаимодействия с обществом. Главный герой является асоциальным, это ненормально, так как человек должен контактировать с другими людьми, а Беликов полностью отгородился от всего окружающего и не хотел ничего менять. Это делало несчастным не только его, но и людей, которых угнетало его влияние.

  2. Тема любви не раскрыта полностью, так как такой человек не способен испытывать какие-то чувства по отношению к другим. Их отношения с Варварой – это попытка Вареньки вернуть его в обычную, адекватную жизнь, она согласна выйти замуж за него, но для Беликова проблемы, которые он придумал себе сам, намного важнее, чем эмоции и чувства по отношению к Варваре. 

  3. Выбор жизненного пути. Мы не может судить Беликова, общество тоже не имело права его судить. Он выбрал свой жизненный путь, он чувствовал себя хорошо в своём маленьком обособленном мирке, ему было комфортно в его одиночестве, он не делал окружающим ничего плохого, Беликов просто жил так, как хотел именно он. 

  4. Ещё одна тема и проблема, которая подчёркивается в рассказе – маленький человек. Все люди просто осуждали Беликова, но никто не хотел ему помочь. Таким образом, тема маленького человека затрагивает не только пассивного труса Беликова, но и каждого окружающего его человека. Другие герои точно также предпочитали скрыться в своём панцире и делать вид, что ничего не происходит. Футлярная жизнь заразительна.

  5. Роль пейзажа в рассказе «Человек в футляре» — контрастная. Когда Беликов находился в наихудшем унынии по поводу карикатуры и встречи с Варей на велосипеде, на улице во всю светило солнце, была редкая жара, а герой на зло ей оделся теплее обычного. Когда же Беликов лежал в гробу с довольным выражением лица, лил дождь, и все люди провожали его в галошах и с зонтами. Но в душе каждого сияла радость освобождения от футлярного человека.

  6. Город. Жизнь на отшибе всегда была предметом ироничного наблюдения Чехова. В его провинции скучно, тоскливо и пошло. Так и в «Человеке…»: люди со скуки принялись женить Беликова, они же судачат и сплетничают о его отношениях с Варей. От нечего делать кто-то рисует карикатуры. Словом, дремотное болото провинции пробуждает в жителях худшие качества.

  7. Историко-культурный фон Чехов передал очень точно. В его рассказе фигурируют циркуляры с запретами и указы, которые регламентировали жизнь на рубеже 19 и 20 веков. Также интересен взгляд автора на женский вопрос. Дамы уже не сидят дома и нянчат детей, а работают, но все же многие люди типа Беликова придерживаются патриархальных взглядов и отказывают даме в праве кататься на велосипеде


Конфликт – внутренний конфликт и конфликт с окружающим миром
Проблемы

нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:

  • Эгоизм – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.

  • Проблема счастья и восприятие счастья. Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.

  • «Футлярность» и «футлярная» жизнь 

  • Деградация личности и неуверенность в себе – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен.

  • «Беликовщина» — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии. 

  • Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии.


В качестве основного приема автор использует художественную деталь, футляр, которая раскрывает не только внутренний мир героя, но и целое общественное явление – «футлярную жизнь». Приверженность человека к разным чехольчикам, зонтикам, галошам приобретает символический характер, а фраза: «Как бы чего не вышло» – становится крылатым выражением.


Авторские афоризмы
Как бы чего не вышло

Человек в футляре

Беликовщина

Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?




Литература

  1. А.П. Чехов. «Человек в футляре» – https://obrazovaka.ru/biblioteka/chehov/chelovek-v-futlyare-chitat-rasskaz-online/rasskaz

  2. Краткий анализ рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» – https://obrazovaka.ru/sochinenie/chelovek-v-futlyare/analiz-proivedeniya-chehova.html

  3. Т ема рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» – https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/chelovek-v-futlyare-chehov/



  1. Скачано с www.znanio.ru

Подольская И.А. учитель русского языка и литературы КГУ «ЭЛ» Страница