Файл: Рассказа антона павловича чехова человек в футляре.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К
«Нет,
больше
жить так невозможно! -таков рецепт г.Чехова современному читателю.
Е.А.Ляцкий:
ОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА
АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА
«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»
Подольская Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Экономический лицей» ВКО г.Семей
№ | вопросы по произведению | о т в е т ы |
1 | Кто рассказ нам историю о жизни Беликова | Учитель гимназии Буркин |
2 | Кем по профессии был Беликов | Учитель греческого языка в гимназии села Мироносицкого |
3 | Чем был приметен и замечателен Беликов? | «что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх» |
4 | Чем для Беликова являлись древние языки? | «древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик» |
5 | Почему Беликов хвалил только прошлое? | «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни». |
6 | Что всегда произносил Беликов, когда в городе что-нибудь разрешалось? | Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло. |
7 | | |
8 | Что Беликов считал товарищескою обязанностью? | «ходить по квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами» |
9 | Что произошло в городе за 10-15 лет под влиянием поведения Беликова? | В городе стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте… |
10 | Какая обстановка была в доме у Беликова? | И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и - ах, как бы чего не вышло!... |
11 | Как выглядела спальня Беликова? | была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. (Ф.М. Достоевский. Комната у Раскольникова) |
12 | Почему Беликов боялся спать по ночам? | И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны |
13 | Кому пришла в голову мысль поженить Беликова и Вареньку? | Директорши гимназии |
14 | Сколько было лет на момент знакомства Беликову и Вареньки? | Ему давно уже за сорок, а ей тридцать |
15 | Как подействовало на Беликова решение жениться? | «решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр». |
16 | Какая была подпись под карикатурой на Беликова и Вареньку? | «влюбленный антропос» |
17 | Откуда жителям города стало известно про карикатуру на Беликова? | все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, — все получили по экземпляру |
18 | Что думал Беликов, когда упал и катился по лестнице в подъезде дома Вареньки? | как бы чего не вышло |
19 | Что было странного во время похорон Беликова? | во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами. |
20 | Что показалось рассказчику, когда Беликов уже лежал в гробу? | …когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала! |
21 | Что дает человека даже маленький намек на свободу? | даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья |
22 | Что «оставил» в наследство Беликов городу? | Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет! |
23 | После какого эпизода Беликов, «вернувшись домой, лег и больше не вставал»? | Когда Варенька рассмеялась, видя, как он падает с лестницы |
24 | Зачем А.П. Чехов в свой рассказ вводит лирическое отступление? | |
25 | Как называется сборник, в который входит рассказ «Человек в футляре»? | «Маленькая трилогия» |
26 | В каком году был написан рассказ А.П. Чехова? | В мае-июне 1898 года |
| | |
Н. Кончесвкая в письме Антону Павловичу подметила:
«вся Россия показалась мне в футляре. Дайте же нам что-нибудь
такое, в чем была бы хоть одна светлая точка и что хоть
сколько-нибудь ободряло бы и примиряло с жизнью».
Год написания – в мае-июне 1898г., конец ХIХ века
Направление – реализм
Социальные проблемы общества, описанные автором, относят этот рассказ к реализму, детально воспроизводящему события и характеристики героев.
Жанр – рассказ; трагикомедия футлярной жизни; сатирическое направление
В лице Беликова, писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающих в собственном, никому не нужном, мирке
Композиция – рассказ в рассказе (рассказ Буркина о жизни Беликова); рассказ написан доступным для понимания языком, он разделен на небольшие смысловые эпизоды, в которых ярко выражена основная мысль.
Идея - автор призывает освободиться от тесного, душного футляра и начать жить, начать дышать полной грудью.
Тема – главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, обособленность человека;его замкнутость в собственную скорлупу; тема одиночества; апатии к жизни; тема любви.
Тематика рассказа «Человек в футляре» многогранна и актуальна в современном мире:
-
Главная тема, которую Чехов изображает в рассказе «Человек в футляре» – это социопатия, иными словами отказ от какого-либо взаимодействия с обществом. Главный герой является асоциальным, это ненормально, так как человек должен контактировать с другими людьми, а Беликов полностью отгородился от всего окружающего и не хотел ничего менять. Это делало несчастным не только его, но и людей, которых угнетало его влияние. -
Тема любви не раскрыта полностью, так как такой человек не способен испытывать какие-то чувства по отношению к другим. Их отношения с Варварой – это попытка Вареньки вернуть его в обычную, адекватную жизнь, она согласна выйти замуж за него, но для Беликова проблемы, которые он придумал себе сам, намного важнее, чем эмоции и чувства по отношению к Варваре. -
Выбор жизненного пути. Мы не может судить Беликова, общество тоже не имело права его судить. Он выбрал свой жизненный путь, он чувствовал себя хорошо в своём маленьком обособленном мирке, ему было комфортно в его одиночестве, он не делал окружающим ничего плохого, Беликов просто жил так, как хотел именно он. -
Ещё одна тема и проблема, которая подчёркивается в рассказе – маленький человек. Все люди просто осуждали Беликова, но никто не хотел ему помочь. Таким образом, тема маленького человека затрагивает не только пассивного труса Беликова, но и каждого окружающего его человека. Другие герои точно также предпочитали скрыться в своём панцире и делать вид, что ничего не происходит. Футлярная жизнь заразительна. -
Роль пейзажа в рассказе «Человек в футляре» — контрастная. Когда Беликов находился в наихудшем унынии по поводу карикатуры и встречи с Варей на велосипеде, на улице во всю светило солнце, была редкая жара, а герой на зло ей оделся теплее обычного. Когда же Беликов лежал в гробу с довольным выражением лица, лил дождь, и все люди провожали его в галошах и с зонтами. Но в душе каждого сияла радость освобождения от футлярного человека. -
Город. Жизнь на отшибе всегда была предметом ироничного наблюдения Чехова. В его провинции скучно, тоскливо и пошло. Так и в «Человеке…»: люди со скуки принялись женить Беликова, они же судачат и сплетничают о его отношениях с Варей. От нечего делать кто-то рисует карикатуры. Словом, дремотное болото провинции пробуждает в жителях худшие качества. -
Историко-культурный фон Чехов передал очень точно. В его рассказе фигурируют циркуляры с запретами и указы, которые регламентировали жизнь на рубеже 19 и 20 веков. Также интересен взгляд автора на женский вопрос. Дамы уже не сидят дома и нянчат детей, а работают, но все же многие люди типа Беликова придерживаются патриархальных взглядов и отказывают даме в праве кататься на велосипеде
Конфликт – внутренний конфликт и конфликт с окружающим миром
Проблемы
нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:
-
Эгоизм – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон. -
Проблема счастья и восприятие счастья. Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов. -
«Футлярность» и «футлярная» жизнь -
Деградация личности и неуверенность в себе – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен. -
«Беликовщина» — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии. -
Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии.
В качестве основного приема автор использует художественную деталь, футляр, которая раскрывает не только внутренний мир героя, но и целое общественное явление – «футлярную жизнь». Приверженность человека к разным чехольчикам, зонтикам, галошам приобретает символический характер, а фраза: «Как бы чего не вышло» – становится крылатым выражением.
Авторские афоризмы
Как бы чего не вышло
Человек в футляре
Беликовщина
Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?
Литература
-
А.П. Чехов. «Человек в футляре» – https://obrazovaka.ru/biblioteka/chehov/chelovek-v-futlyare-chitat-rasskaz-online/rasskaz -
Краткий анализ рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» – https://obrazovaka.ru/sochinenie/chelovek-v-futlyare/analiz-proivedeniya-chehova.html -
Т ема рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» – https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/chelovek-v-futlyare-chehov/
-
Скачано с www.znanio.ru
Подольская И.А. учитель русского языка и литературы КГУ «ЭЛ» Страница