Файл: Ученый Основная мысль теории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Составьте матрицу идей по форме:

Ученый

Основная мысль теории

Джон Уотсон

*стимул ------реакция

Э. Толмэн

*стимул --- промежуточная переменная (знания, цели)---реакция

К. Халл

 *драйвы --- реакция ---вознаграждение снижением или редукцией драйвов

Б. Скиннер

 *поведение, операции --- результат

Д. Мид

 *ожидание, прошлый опыт --- поведение

Дж. Роттер

 *потенциал поведения складывается из ожидания подкрепления и ценности подкрепления

Д. Доллард

 *связь агрессии с фрустрацией. Сдерживание слабых проявлений агрессивности может привести к их сложению и создать очень мощную агрессивность

А. Бандура

 *наблюдение за поведением других людей и последствиями поведения---свое поведение

2. Составьте терминологический словарик по теме «Бихевиоризм и необихевиоризм» (не менее 5 терминов на каждый этап).

Бихевиоризм:

Поведение

Стимул

Реакция

Классическое обусловливание

Установка
Необихевиоризм:
Ненаблюдаемое научение

Инструментальное научение

Драйвы

Оперантное обусловливание

Подкрепление

Закон выгоды
3. Составьте возможные примеры устранения страха авиаперелетов в соответствии с представлениями:
а) Э. Толмена, б) Б. Скиннера, в) А. Бандуры.
Э. Толмен считал, что промежуточные переменные между «стимулом – реакцией» могут влиять на дальнейшую реакцию. Стимулом для авиаперелета является, в первую очередь, необходимость выбора именно этого вида транспорта (ограниченное время передвижения от точки А в точку Б, невозможность добраться до точки Б иным видом транспорта). Реакция – страх авиаперелета. Необходимо между ними поставить промежуточный стимул. Например, если пассажир с данной фобией будет сильно голоден, в качестве поощрения ему будет обещан сытный обед в самолете. Во время полета пассажира обеспечат вкусной едой в достаточном количестве, чтобы утолить голод. Во время трапезы чувство страха пассажира притупится. А по окончании полета у него останутся приятные ощущения от авиаперелета. В последствии, при повторении данного промежуточного стимула, страх авиаперелета перестанет беспокоить данного пассажира.

Б.Скиннер обосновал теорию «позитивного подкрепления», когда в конце того или иного действия происходят приятные последствия. Его закон выгоды (приобретения) выявляет закономерность при котором действия, подкрепленные в итоге приятными последствиями, будут повторяться чаще других. Исходя из этого, страх авиаперелета может быть излечен, если сам перелет принесет в итоге положительные эмоции и удовлетворение. Пример: пациенту, который боится летать на самолете, выдается билет на концерт любимого исполнителя, о котором он давно мечтал. Концерт состоится завтра, но в другом городе, за 2500 км от местонахождения пациента. Никаким, другим транспортом, кроме самолета за такое короткое время добраться невозможно. Преодолев страх авиаперелета, в итоге пациент получит очень сильное положительное эмоциональное удовольствие. В дальнейшем этому же пациенту можно предложить долгожданную встречу с давним другом по той же вышеописанной схеме. Таким образом, позитивное подкрепление после полета, вытеснит страх авиаперелета у данного пациента. Кроме того, безопасность самого авиаперелета будет являться для пациента негативным подкреплением по Скиннеру.
Согласно социальному научению, предложенному Бандурой, мотивация человека к действию происходит путем наблюдения и моделирование успешного поведения других, авторитетных для пациента людей. Для пациента с боязнью авиаперелетов примером для подражания могут служить примеры положительных авиапутешествий его знакомых или известных людей. В ходе тренинга социальных навыков клиент получает поощрение при решении ситуационных задач в пользу выбора авиаперелета.
4. Опишите своими словами, как вы понимаете технику работы методом систематической десенсибилизации.
Техника работы заключается в том, чтобы приблизить страх человека, снижая при этом уровень тревоги путем глубокой релаксации.

5. К вам обратился клиент с жалобой на неуверенность в себе после серии неудачных собеседований. Подходы из какого блока КПТ вы бы ему предложили для преодоления неуверенности и почему?



Для решения данной проблемы я бы использовала Рационально-эмотивную терапию поведения Эллиса.

В данной ситуации у клиента есть нерациональные установки, которые мешают адекватному поведению. У клиента была серия неудачных собеседований, поэтому сложилось обобщение: что теперь все собеседования будут заканчиваться неудачами. А также сложилось убеждение, что он является причиной того, что собеседования неудачные. Изменения именно нерациональных мыслей может способствовать изменению поведения клиента.

Также, предложила бы использовать CFT терапию из третьей волны КПТ. С помощью этой терапии помочь клиенту вырастить поддерживающую часть, котооая поможет ему справляться со сложными ситуациями.

6. Существует ли необходимость использовать дополнительные методы психотерапии при применении КПТ? Обоснуйте ваше мнение.

Каждый конкретный клиенский случай уникален. И подбор методик специалист осуществляет на основе анамнеза клиента и на выдвинутых гипотезах, а также многое зависит от самого запроса клиента. Поэтому, КПТ можно использовать, как единственный метод терапии и он будет эффективен, так как цель терапии– изменить неэффективные способы мышления. Но в случаях, глубоких травм или телесных зажимов, только КПТ будет недостаточно.

7. Какие из характеристик подходов «третьей волны» КПТ вам кажутся наиболее рациональными и применимыми в вашей повседневной практике/ в жизни?

На мой взгляд, третья волна КПТ более современная. Она рассматривает такие понятия глубинные, как ценности, мироощущение, осознанность, рефлексия, понимание себя. Мне кажется, именно поэтому, третья волна будет способствовать более глубокой терапии, чем просто в поведенческой терапии. Клиент будет не только эффективно менять свое мышление и поведение, но и откроет для себя глубины себя, своего сознания.

8. Опишите своими словами термин «реципрокное торможение».


Тревога или страх могут быть ослаблены, если одновременно с ними присутствует фактор, противодействующей этой тревоге или страху либо же их тормозящий. Простыми словами, заученная реакция страха или тревоги будет снижена или нивелирована, если в ситуациях, вызывающих их, у человека будет реакция или состояние, несовместимые с этими эмоциями.

Барбат И.А.