Файл: Понятие социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается предмета права социального обеспечения, то он шире, чем отраслевой. Наука обобщает знания, накопленные законом о социальном обеспечении, исследует генезис развития юридической отрасли в целом, а также ее отдельных институтов и стандартов, формулирует отраслевые концепции предмета и методов, анализирует характеристики Правовые отношения, наиболее оптимальные варианты их юридического посредничества, составляют концептуальные положения, которые определяют будущее развитие отрасли в целом и отдельных институтов.

Кроме того, наука изучает не только российское законодательство, но и законодательство о социальном обеспечении в зарубежных странах, а также международные правила социального обеспечения.

Социальная защита обеспечивается через систему материальной поддержки и социальных услуг для пожилых людей и инвалидов, а также для семей с детьми. Все государства, включая Россию, признают право каждого на социальное обеспечение. (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.). Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая в России в 1991 году, устанавливает право всех на социальные услуги в старости, в случае инвалидности, потери медсестры и, в других случаях, предусмотренных законом, право на квалифицированная медицинская помощь в государственной системе здравоохранения. Государство также обеспечивает защиту материнства, младенчества и прав детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой систему со сложной структурой, содержание которой может варьироваться в зависимости от того, что берется за ее основу. Существует две основные структуры: структура общественных отношений и структура системы социального обеспечения.

Структура общественных отношений - это структура социального обеспечения как система общественных отношений. В этом случае необходимо учитывать следующие типы общественных отношений. Социальное обеспечение состоит из взаимосвязанных различных типов социальных отношений: экономических, социальных, политических и правовых.

Как социальное обеспечение, так и экономические отношения являются частью распределения. Как экономическая категория социальное обеспечение выражает совокупность отношений, связанных с созданием, распределением, перераспределением и потреблением обобществленной части необходимого и части прибавочного продукта.

Отношения социального обеспечения являются частью социальных и социальных отношений. Как таковые, они связаны с обеспечением людей жизненными средствами, расширенным воспроизводством человека как производительной силы. Благодаря учреждениям социального обеспечения некоторые категории людей получают средства к существованию: люди, достигшие пенсионного возраста, инвалиды, временно не способные работать, семьи с детьми, безработные, люди с низкими доходами, и т.д. Социальные отношения основаны и обусловлены экономическими отношениями.[8]


В политическом аспекте социальное обеспечение отражает цели социальной политики государства в этой области. Имея политический характер, отношения социального обеспечения тесно связаны с экономическими и социальными отношениями как элементами структуры социального обеспечения. Экономические отношения, которые являются основными в этой структуре, оказывают решающее влияние на политические отношения через механизм интересов. Связь между политическими и общественными отношениями изложена ниже. Общественные отношения определяют содержание и направленность политических отношений. В рамках политических отношений решаются текущие социальные проблемы. Социальная политика является формой организации общественных отношений.

Правовые отношения являются одним из важнейших элементов структуры социального обеспечения как системы общественных отношений. Его важность зависит от роли закона в достижении целей социального обеспечения. Содержание правовых отношений в структуре социального обеспечения определяется их экономическими, социальными и политическими отношениями. Правовое влияние отношений на социальное обеспечение (экономическое, социальное, политическое) ограничено характером отношений между экономикой, социальной сферой, политикой и правом. Как известно, закон подчиняется экономике и в конечном итоге зависит от основы. Таким образом, взаимодействие правовых и экономических отношений определяется взаимоотношениями бизнеса и права.

Социальные отношения образуют основу для взаимодействия, существования и развития идеологических отношений, в том числе правовых. Однако они косвенно связаны с правовыми отношениями через политические отношения. Закон регулирует только те социальные процессы, которые отражаются в политике на данном этапе развития общества.

Правовые и политические отношения в сфере социального обеспечения тесно связаны между собой. Социальная политика требует от государства использования законных средств. Социальная политика, в свою очередь, не только использует правовые нормы как средство достижения своих целей, но и помогает совершенствовать закон.

Изучение структуры системы социального обеспечения требует предварительного объяснения концепции этой системы. Из предыдущих тезисов можно сделать вывод, что компоненты этой системы включают фонды, подразделения безопасности, виды безопасности, закон или, скорее, его часть, которая регулирует социальное обеспечение, и органы, обеспечивающие такое обеспечение. Это позволяет определить систему социального обеспечения как систему взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, субъектов безопасности, органов и учреждений, видов безопасности и нормативных правовых актов.


Компонентами рассматриваемой системы являются ее части (государственные и негосударственные) и подсистемы (финансы, управление, органы безопасности, виды обеспечения, права), направленные на реализацию прав граждан в области социального обеспечения. Каждый из них образует относительно самостоятельную систему со своим внутренним составом, при этом все они активно взаимодействуют, в результате чего осуществляется нормальное функционирование системы в целом.

Социальная защита в целом и предоставление пенсий как основной части являются неотъемлемой частью социальной политики любого развитого государства. Однако в разных типах правительства они реализуются по-разному.

Таким образом, характеристиками советской системы социальной защиты были высокая степень национализации и стабильной стабильности, что соответствовало типу социально-экономических отношений, которые развивались в нашей стране на протяжении 70 лет. Напротив, социальная защита населения в современных условиях находится в ситуации нестабильности и, следовательно, подвержена таким факторам, как глобализация, глобальные экономические кризисы, старение населения, инфляция и т. Д. Они создают новые угрозы, соответствующие законам рынка, что требует создания гибкой системы социальной защиты, способной быстро реагировать. Кроме того, следует отметить, что научно-технический, социальный и экономический прогресс в развитых странах объективно привел к превращению классического капитализма в новую форму, которую можно охарактеризовать как общество со смешанным типом экономики.

Качественные изменения, произошедшие в экономической и социальной жизни смешанного общества, проявляются в активном включении государственного регулирования социально-экономических процессов, что позволяет создавать условия для смягчения и устранения негативных последствий рыночных и частных форм собственности. Мировой опыт показывает, что государственное регулирование является неотъемлемым атрибутом смешанной экономики. Этот опыт должен быть использован в современной России, где происходит трансформация социально-экономических отношений.

2.2. Метод права социального обеспечения

С 1940-х годов отечественная наука признала метод правового регулирования вторым необходимым критерием для определения отрасли права. Специальная группа отношений, которые являются предметом отрасли права, требует специальных мер регулирования, которые реализуются в методе.


Метод представляет собой совокупность приемов и методов, с помощью которых государство обеспечивает необходимое поведение участников правоотношений. По мнению Г.В. Сулейманова, решающей чертой отраслевого метода правового регулирования является общий правовой статус субъектов, их правовой статус.

Особенности метода проявляются в совокупности некоторых признаков, которые включают в себя: - порядок определения прав и обязанностей субъектов; - степень определенности предоставленных прав и «автономности» деятельности операторов; - отношения субъектов правоотношений; - наличие или отсутствие конкретных правовых отношений между правами и обязанностями субъектов; - способы и средства обеспечения установленных субъективных юридических прав и обязанностей.

В зависимости от существенного характера взаимоотношений в отрасли может преобладать императивный режим или устройство правового влияния. Таким образом, для регулирования управленческих отношений в основном используется императивный метод, а проприетарным является метод устройства.

Как уже отмечалось, материальные отношения в сфере социального обеспечения являются имущественными отношениями. Однако они обладают большой спецификой, которая отличает их от гражданско-правовых отношений. Поэтому, охарактеризовав метод права социального обеспечения советского периода, отечественные ученые Б. С. Андреев, К. С. Батыгин, А. Д. Заикин, Алексеев С.С., Р.И. Иванова, Β. Α. Тарасов отметил его обусловленность исходя из характера обязательств в соответствующих правоотношениях. Более глубокие характеристики «метода социально-пищевых показаний (требований) и диспозиций» анализируются Р.И. Иванова. Требование гражданина о получении определенного вида социального обеспечения и его предоставление государственным органом на условиях, установленных законом, является основной поведенческой моделью участников отношений социального обеспечения. «Пищевой социализм» Р.И. Иванова назвала методом обеспечения государством или от его имени общественных организаций всех видов социального обеспечения и услуг на справедливой и бесплатной основе, однозначно учитывая связь с работой, но не путем ответных мер за новую контрработу, вплоть до нормального уровня жизни на данном этапе развития советского общества, без применения договорных принципов фонда социального страхования.

В настоящее время из-за изменения порядка финансирования, передачи работникам и некоторым другим категориям занятых граждан обязанности по уплате страховых взносов и возможности использования формы договора при осуществлении прав, характер социальной поддержки изменился. Некоторые характеристики этого метода указаны Р.И. Иванова потеряли смысл, другие как-то трансформировались, но отразили особенности закона о социальном обеспечении в новых социально-экономических условиях.[9]


Во-первых, ссылка на социальную природу безопасности как источника средств к существованию обеспечивается на уровне коммуникации между человеком - государством, а не человеком - семьей, по-прежнему остается важным. Неэкономические пенсионные фонды находятся в государственной собственности.

Во-вторых, физическое лицо получает деньги или услуги от государства не в обмен на рабочую силу и не в обмен на уплаченные страховые взносы, а во многих случаях, в целом, независимо от участия в общественно-полезной деятельности и внесения взносов (например, людей с ограниченными возможностями).с детства дети). Неуплата работодателем обязательных страховых взносов не лишает его работников права на получение трудовых пенсий и страховых выплат. Механизм финансирования обязательного социального страхования основан на принципе солидарности поколений, отраслей и территорий, т. Е. Заключается в перераспределении средств, полученных во внебюджетных фондах в текущем периоде.

Пенсионная реформа ознаменовала постепенный переход к смешанному принципу финансирования пенсий, при котором они выплачиваются примерно в равных пропорциях из распределительных и финансируемых источников. Однако такой механизм создания финансовой базы применим только к пенсиям по старости. Отказ от принципа «солидарности» при создании финансовой базы пенсий по инвалидности и в случае потери кормильца, а также большинства пособий невозможен. Об этом свидетельствует опыт стран с рыночной экономикой. Из 209 пенсионных систем в мире только 8 имеют элементы накопительного механизма.

В-третьих, средства внебюджетных фондов и бюджетов различных уровней распределяются в целях удовлетворения потребностей лиц, подвергшихся воздействию социального риска, тремя способами: бесплатно для потребителя на всеобщей основе в пределах установленного государством стандарта (например, при предоставлении медицинских услуг по Федеральной или территориальным программам обязательного медицинского страхования), либо бесплатно, но адресно с учетом материального положения семьи или одиноко проживающего гражданина (ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет, социальная помощь семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума), а также вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов (социальные пенсии, компенсационная выплата лицу, осуществляющему уход за престарелым старше 80 лет или инвалидом I группы и др.); нормирование с учетом прошлого труда и уплаты страховых взносов (при назначении трудовых пенсий, пособий по безработице или по временной нетрудоспособности); возмездно-неэквивалентно, т.е. на льготных условиях с частичной оплатой стоимости (обеспечение лекарствами с 50% - скидкой, обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение за 25 % их стоимости и пр.)