Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Концепция социальной защиты населения в Российской Федерации
1.2 Сущность социального обеспечения
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Предмет права социального обеспечения
2.2. Метод права социального обеспечения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Принципиальное инновационное мнение и определение темы моей курсовой работы, ее функций и задач - то, что я буду исследовать в течении всей моей курсовой работы.
Исходя из данного определения, к системе социального обеспечения современной России следует приписывать все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также разные льготы для отдельных категорий людей.
При формировании понятия социального обеспечения необходимо учесть еще, что оно считается выражением социальной политики страны на предоставленном шаге его становления.
Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.
Если в советский период система социального обеспечения была органическим составным элементом пере распределительной системы в обществе государственного социализма, позволяя государству частично сокращать несоответствие заработной платы и условий труда, смягчать недостатки системы пенсионного обеспечения, улучшать условия жизни уязвимых слоев населения, привлекать население для работы в особо тяжелых климатических условиях, перераспределять прибыль, полученную от использования государственной собственности, среди верхушки работников госаппарата, то теперь, в условиях рыночной экономики она претерпела кардинальные изменения.
Рассмотрение проблемы реформирования видов социального обеспечения также является целью написания данной работы.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в области отечественного социального обеспечения.
Предметом являются теоретические аспекты понятия и системы российского социального обеспечения, их нормативная основа.
Проблема состоит впринятии конкретных действий по решению серьезных социальных проблем, главными их решения являются:
- высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;
- неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низкими уровнями рождаемости, ожидаемой средней продолжительностью жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;
- широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;
- недофинансирование организаций социально-культурной сферы.
Целью данного исследования является правовой анализ понятия и системы социального обеспечения Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие социального обеспечения в российской юри-дической теории и практике;
2) Соотнести понятие социального обеспечения со смежными категориями социальной защиты и социальной политики;
3) Выделить и рассмотреть элементы социального обеспечения;
4) Изучить систему социального обеспечения Российской Федерации с применением структурного анализа;
5) Изучить систему социального обеспечения Российской Федерации с применением компонентного анализа.
Теоретические основания исследования представлены современными учебниками и учебными пособиями по праву социального обеспечения следующих авторов: О.В. Бочаровой, Ж.А. Горбачевой, К.Н. Гусова, М.Л. Захарова, Е.Е. Мачульской, Э.Г. Тучковой, К.С. Харина, В.Ш. Шайхатдинова и др.
Нормативно-правовую основу работы составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, устанавливающие понятие, виды и систему социального обеспечения Российской Федерации.[1]
Методы исследования
Для достижения поставленной цели использовались общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование), а также анализ литературы по проблеме исследования, сравнительно-правовой анализ российских нормативно-правовых актов.
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Концепция социальной защиты населения в Российской Федерации
В процессе жизни каждый человек находится в опасности до наступления обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом повлиять на его состояние здоровья и привести к потере заработной платы - основного источника средств к существованию. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Во многих случаях их невозможно преодолеть самостоятельно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью и практически не зависят от воли человека. Но они напрямую влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство берет на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.[2]
Разрабатывается концепция социальной защиты населения России в связи с новыми политическими и экономическими условиями. Во многих его положениях нет единства мнений среди специалистов. В широком смысле под социальной защитой понимается деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализация негативных факторов, влияющих на личность, создание условий самоопределения и одобрения в жизни.
В строгом смысле социальная защита считается совокупностью экономических и правовых гарантий, установленных законодательством, гарантирующих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.
Но при всей новизне эта концепция должна основываться на результатах и выводах отечественных ученых, которые ранее изучали такие важные компоненты социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.
В 20-30-е годы изучением социального обеспечения и социального страхования занимались H. A. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Тургеневский, З.Р. Теттерборн и др.
В. Тургеневский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование - как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права.
Л. В. Забелин считал социальное обеспечение общим термином в отношении социального страхования. Поэтому, с его точки зрения, все характеристики социального обеспечения одинаково характерны для социального страхования.
В 50-60-е годы большой вклад в развитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли Н.Г. Александров, B. C. Андреев, Е.И. Астрахан, Β. Α. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P. M. Цивилев и др. C. Андреев называл социальным обеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупность определенных социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию и лечению граждан.
В дальнейшем исследования в области социального обеспечения проводили такие крупные ученые-юристы, как Р.И. Иванова, A. C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, Β. Α. Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.
Большое теоретическое значение имеет разработка концепции социального обеспечения как категории универсальной ценности, предложенной Р.И. Иванова. По его мнению, социальное обеспечение - это способ распределения материальных благ, которые не обмениваются с затраченной работой, для удовлетворения основных личных (физических, социальных, интеллектуальных) потребностей пожилых людей, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, оставшихся в живых, безработные - все члены общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства труда за счет созданных на предприятии специальных фондов, в случаях и на условиях, установленных социальными нормами, в том числе правовыми.
Это определение универсально и отражает характер социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий (экономической и политической системы), в которых оно организовано. Он основан на следующих постоянных характеристиках: - объективные причины необходимости специального механизма социальной защиты для поддержания или гарантии определенного уровня жизнеобеспечения; - специальные ресурсы, источники социального обеспечения; - специальные средства к существованию; - Создание законодательства о социальном обеспечении в области социального обеспечения, в том числе правовых норм.[3]
1.2 Сущность социального обеспечения
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.
Экономическая функция социального обеспечения заключается в замене дохода (дохода или алиментов), потерянного вследствие возраста, инвалидности или потери кормильца, частичного возмещения дополнительных расходов в случае определенных жизненных обстоятельств и обеспечения минимального дохода в денежной или натуральной форме.помогать бедным гражданам.
Источником финансирования его реализации являются государственные (централизованные) внебюджетные фонды на социальные цели, которые создаются территориально. Внебюджетные социальные фонды включают: выход на пенсию, трудоустройство, обязательное медицинское страхование, социальное обеспечение, социальную поддержку.
Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором существуют значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление социального статуса граждан с ограниченными возможностями и других социально слабых групп населения, позволяя им чувствовать себя полноправными членами общества.
Таким образом, социальное обеспечение представляет собой сочетание работы по связям с общественностью для распределения внебюджетных фондов социального обеспечения и перераспределения части государственного бюджета с целью удовлетворения потребностей отдельных лиц в случае потери дохода или потери работы.
Что касается соотношения государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то последние должны рассматриваться как неотъемлемая часть первых. В дополнение к социальному обеспечению социальная защита включает в себя гарантии защиты труда, здоровья и окружающей среды, минимальную заработную плату и другие меры, необходимые для нормальной жизни человека и функционирования государства.
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Предмет права социального обеспечения
Правовые нормы, регулирующие соотношение материальной поддержки из внебюджетных фондов социального обеспечения или из государственного бюджета людей, достигших определенного возраста, инвалидов, выживших, безработных, семей с детьми, людей с доходами ниже прожиточного минимума для получения бесплатных медицинских услуг Предоставить основные программы обязательного медицинского страхования для бесплатных социальных услуг на основе федеральных и территориальных списков, его и некоторых других решений, а также тесно связанных между собой процессуальных и процессуальных отношений, образующих самостоятельную юридическую ветвь - право на социальное обеспечение.
В настоящее время объективная необходимость выделения указанного набора правовых норм с рядом специфических особенностей в самостоятельной отрасли права больше не вызывает сомнений среди отечественных экспертов.